(Действующий) 5.1. Организация государственной санитарно-эпидемиологической службы...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

5.1. Организация государственной санитарно-эпидемиологической службы

Методические рекомендации
к экономической оценке и обоснованию решений в области управления риском для здоровья населения при воздействии факторов среды обитания
МР 5.1.0030-11
(утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 31 июля 2011 г.)

Дата введения: с момента утверждения

I. Область применения

1.1. Настоящие методические рекомендации предназначены для повышения результативности принятия управленческих решений, направленных на снижение риска для здоровья населения при воздействии факторов среды обитания, и эффективности использования ресурсов и средств на их реализацию на основе экономической оценки с учетом методов "затраты-выгоды" и "затраты-эффективность".
1.2. Методические рекомендации могут быть использованы для широкого спектра деятельности, связанной с необходимостью управления риском для здоровья населения, в следующих случаях:
- при экономическом обосновании социально-экономической политики, политики в области санитарно-эпидемиологического благополучия и экологической безопасности населения органами государственного, местного управления, а также на уровне организаций, осуществляющих свою деятельность на территории субъекта Федерации или муниципального образования;
- при выборе градостроительной политики, разработке и обосновании генеральных планов развития городов;
- при обосновании приоритетных мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев), направленных на снижение и (или) устранение риска для здоровья населения, проживающего в зонах экологического неблагополучия, и оценке их эффективности;
- при принятии решений по вопросам экономического стимулирования (поощрения и наказания) деятельности, связанной с управлением риском для здоровья населения;
- при разработке и обосновании мер по снижению риска для здоровья населения в результате хозяйственной и иной деятельности, в том числе при обосновании достаточности размера санитарно-защитных зон предприятий, объектов и сооружений;
- при определении приоритетных направлений финансирования деятельности (оценки инвестиционных проектов), связанной с управлением риском для здоровья населения, включая бюджетирование, ориентированное на результат;
- при оценке и обосновании приоритетных мер (целевых программ) по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, экологической безопасности и охраны здоровья населения;
- иных сферах деятельности, связанных с определением экономически обоснованного улучшения качества среды обитания и здоровья населения.
1.3. Методические рекомендации предназначены для органов и организаций Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также могут быть использованы органами государственного и муниципального управления и иными организациями, деятельность которых связана с вопросами управления рисками для здоровья населения при воздействии факторов среды обитания.

II. Нормативные ссылки

2.1. Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями).
2.2. Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (с изменениями).
2.3. Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (с изменениями).
2.4. Федеральный закон от 22 июля 1993 года N 5487-1 "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" (с изменениями).
2.5. Р 2.1.10.1920-04 "Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду".
2.6. МР 5.1.2133-06 "Бюджетирование, ориентированное на конечный результат в рамках среднесрочного финансового планирования в Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".

III. Общие положения

3.1. Методология анализа риска для здоровья населения предполагает функциональное разграничение взаимозависимых этапов исследований, связанных с оценкой риска, и управления риском. Третьим элементом (этапом) методологии анализа риска является информирование о риске всех заинтересованных сторон. Все три элемента анализа риска взаимосвязаны между собой и только их совокупность позволяет обеспечить выявление существующих проблем санитарно-эпидемиологического благополучия населения, разработать пути их решения, а также создать условия для практической реализации этих решений.
3.2. Информирование о риске является неотъемлемой частью методологии анализа риска и представляет собой процесс распространения результатов определения степени риска для здоровья человека и решений по его контролю среди заинтересованных сторон (например, среди врачей, научных сотрудников, политиков, лиц, принимающих управленческие решения, населения и общества в целом). Следует отметить, что передача и распространение информации о риске являются естественным продолжением процесса оценки риска. Иначе говоря, оценка риска практически не имела бы смысла, если бы получаемые при этом результаты не доводились тем или иным образом до сведения тех, кто причастен к принятию решений по снижению риска, или тех, кого касаются такие решения (население).
3.3. Важной составляющей информационной базы, необходимой лицам, принимающим управленческие решения в области снижения неблагоприятного воздействия факторов среды обитания на здоровье человека, являются экономические показатели, указывающие на стоимостные характеристики оцениваемого риска для здоровья населения, а также эффективность предлагаемых для реализации социально значимых мероприятий с точки зрения максимизации получаемых выгод и (или) минимизации затрат на их реализацию.
3.4. Все мероприятия (комплекс мероприятий, сценарии), планируемые и осуществляемые в системе управления риском для здоровья населения, являются по большей части превентивными - предупреждающими возможность возникновения неблагоприятного воздействия факторов среды обитания на здоровье человека.
3.5. При оценке целесообразности реализации того или иного мероприятия (комплекса мероприятий, сценария) в области снижения/устранения рисков для здоровья населения следует учитывать то, что зачастую данные мероприятия (сценарии) предусматривают не только снижение риска для здоровья населения, но и достижение экологического, экономического и социального эффектов.
3.6. Основными экономическими методами, применяемыми в системе управления риском для здоровья населения с целью оценки целесообразности реализации запланированных мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев), являются метод "затраты - выгоды" (или затратно-прибыльный анализ) и метод "затраты - эффективность" (или анализ эффективности затрат).
3.7. В основе метода "затраты - выгоды" лежит сопоставление ожидаемых от реализации мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев) выгод (результатов) в денежном выражении с затратами на их осуществление.
3.8. Метод "затраты - эффективность" применяется в том случае, если принято решение о целесообразности достижения конкретной цели (эффекта) в области управления рисками для здоровья населения. При этом основной задачей является отбор таких мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев), которые обеспечивают достижение поставленной цели (эффекта) наименее затратным путем.

IV. Формула метода

4.1. Управление риском для здоровья людей является логическим продолжением оценки риска и направлено на обоснование наилучших в конкретной ситуации решений по устранению или минимизации, а также динамическому контролю (мониторингу) экспозиций и рисков, оценке эффективности и корректировке социально значимых мероприятий.
Управление риском может осуществляться несколькими путями:
1) абсолютный контроль (снижение риска до нуля);
2) снижение риска до разумного максимально технически и экономически достижимого уровня;
3) установление риска на приемлемом для каждого индивидуума и общества в целом уровне (приемлемый или допустимый риск).
Обобщенная схема процесса управления риском приведена на рис. 4.1.
4.2. Технологии и методы управления риском должны быть направлены на снижение и (или) предупреждение риска в его источнике (например, промышленное предприятие, объект, сооружение), по пути передачи (например, атмосферный воздух, почва, продукты питания, питьевая вода) и непосредственно для населения (например, население, проживающее в санитарно-защитной зоне, детское население, беременные женщины). Предложенная схема организации процесса управления риском используется при подготовке альтернативных мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев) по управлению риском. Процесс носит итерационный характер, что предусматривает проведение анализа результатов, полученных с использованием методов "затраты - выгоды" и "затраты - эффективность", и уточнение и выбор мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев) среди альтернативных, а иногда и цели управления риском.
4.3. Величина допустимого (или приемлемого) риска для целей управления является основой для формирования планируемых мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев). Эта величина является, компромиссом между различными заинтересованными в управлении риском сторонами: государственными надзорными органами, органами управления субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, деятельность которых создает риск для здоровья населения, различными группами населения и общества в целом. Понятие допустимый или приемлемый риск используется в настоящих методических рекомендациях исключительно в целях экономического обоснования и выбора решений по управлению риском.
2253 × 3038 пикс.     Открыть в новом окне
4.4. Экономическое обоснование решений в сфере управления рисками для здоровья населения подразумевает осуществление ряда процедур в следующей последовательности:
- определение общей величины результатов (эффектов), получаемых при условии реализации намечаемых мероприятий в области снижения/устранения рисков для здоровья населения, в натуральном (при возможности денежном) выражении;
- оценку затрат на проведение данных мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев);
- обоснование и оценку экономической эффективности управленческих решений в области снижения и (или) устранения рисков для здоровья населения.
IV.5. Исходными данными для экономического обоснования управленческих решений в сфере управления рисками для здоровья населения в связи с воздействием факторов среды обитания являются:
- выделяемые негативные факторы среды обитания, требующие особого внимания с точки зрения уровня риска для здоровья населения;
- перечень предлагаемых мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев), направленных на снижение и (или) устранение негативного влияния учитываемых факторов среды обитания на состояние здоровья населения;
- виды и величина всех получаемых результатов (эффектов) от реализации предлагаемых мероприятий (комплекса мероприятий, сценариев) по снижению и (или) устранению негативного влияния учитываемых факторов среды обитания на состояние здоровья населения;