Действующий
Все эти направления необходимо реализовывать в Челябинской области, максимально используя возможности региональных организаций профессионального и дополнительного образования.
Определяющее значение для решения проблемы доступности дошкольного образования имеет предстоящая смена фазы демографического цикла в возрастной группе детского населения 1-7 лет. В период с 2017 до 2031 года прогнозируется снижение численности детей дошкольного возраста, после чего ожидается новый подъем демографической волны.
Суммарная проектная мощность сети зданий ДОО составляет 189,8 тысячи мест. При этом сверх установленных норм в них содержится 24,3 тысячи детей, еще 8,7 тысячи детей получают дошкольное образование в дошкольных отделениях 135 общеобразовательных организаций, которые в среднесрочной перспективе будут использованы для размещения школьных классов в связи с подъемом демографической волны в возрастном диапазоне 8-18 лет.
Таким образом, при общем снижении численности детей 1-7 лет к 2031 году до 205,5 тысячи открытие дополнительных мест, запланированное в мероприятиях настоящей государственной программы, является экономически оправданным, так как не влечет за собой необходимости перепрофилирования зданий новых ДОО даже в отдаленной перспективе при условии локализации нового строительства и реконструкции зданий ДОО на территориях Челябинской области с максимальным дефицитом мест в ДОО. 100-процентную доступность дошкольного образования для детей 3-7 лет в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" необходимо обеспечить к 2016 году. Решение проблемы дефицита мест в ДОО для детей 1,5-3 лет, детей с ОВЗ и детей-инвалидов целесообразно максимально совместить со сменой фазы демографического цикла и уменьшением общей численности детей 1-7 лет к 2031 году. Развитию частного сектора системы дошкольного образования необходимо уделять внимание на всех этапах ликвидации дефицита мест в ДОО.
В целом масштабность и неоднородность проблемы неравенства доступа к качественному дошкольному образованию, ее социальная направленность, затратный характер и зависимость от демографических процессов требуют объединения и координации усилий органов государственной власти и местного самоуправления в решении стратегических задач развития системы дошкольного образования.
Основной целью государственной программы является создание в муниципальных образованиях Челябинской области равных возможностей для получения качественного дошкольного образования.
модернизация и качественное улучшение содержания, форм и методов организации дошкольного образования в рамках реализации ФГОС ДО;
Реализация поставленных задач осуществляется через систему мероприятий, запланированных в государственной программе.
Государственная программа реализуется в 2015-2025 годах. Реализация государственной программы осуществляется в три этапа:
Основой для выделения указанных этапов служат Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" в части обеспечения 100-процентной доступности дошкольного образования для детей 3-7 лет к 2016 году и демографические прогнозы Федеральной службы государственной статистики о повозрастной численности населения Челябинской области до 2031 года.
Стратегия реализации государственной программы обеспечивает социально и экономически целесообразное решение финансовоёмких задач по ликвидации дефицита мест в ДОО. Бюджетные вложения должны обеспечивать как решение краткосрочных задач, так и долгосрочный эффект, при котором сформированная сеть ДОО будет использоваться по прямому назначению не только на пике спроса, но и в период максимального спада демографической волны.
В первую очередь будет решаться задача обеспечения доступности дошкольного образования для возрастной группы 3-7 лет, затем для возрастной группы от 1,5 до 3 лет. По мере уменьшения общей численности детей дошкольного возраста будут возрастать возможности для открытия групп с пониженным нормативом наполняемости детьми, что позволит привести в соответствие с потребностями населения количество коррекционных и оздоровительных групп. При этом третий этап подготавливается первым и вторым этапами реализации государственной программы, во время которых будут решаться задачи, связанные с созданием необходимых материально-технических условий, подготовкой и привлечением соответствующих кадров.
Кроме того, в связи с неравномерным развитием сети ДОО средние по Челябинской области сроки реализации этапов государственной программы не совпадают со сроками реализации этих этапов в некоторых муниципальных образованиях Челябинской области. В частности, в муниципальных образованиях Челябинской области, не имеющих дефицита мест в ДОО, ключевая задача третьего этапа будет реализована в более ранние сроки.
Достижение цели государственной программы и решение поставленных в ней задач обеспечиваются путем реализации мероприятий государственной программы. Мероприятия государственной программы увязаны по срокам и источникам финансирования и осуществляются по пяти направлениям:
Система мероприятий государственной программы, сроки реализации, исполнители, источники и объемы их финансирования представлены в приложении 1 к государственной программе.
Финансирование государственной программы осуществляется за счет средств областного и местных бюджетов. Общая сумма финансовых средств на реализацию государственной программы составляет 29 778 983,1 тыс. рублей, в том числе: из областного бюджета - 29 621 460,8 тыс. рублей, из местных бюджетов - 157 522,3 тыс. рублей.
Источники финансирования | Объем финансирования (тыс. рублей) | ||||||
2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | всего | |
Всего затрат, в том числе: | 9384655,6 | 10131723,5 | 10128660,8 | 5510,5 | 5160,3 | 4563,5 | 29660274,2 |
из областного бюджета | 9367638,0 | 10122664,6 | 10122664,6 | - | - | - | 29612967,2 |
из местных бюджетов | 17017,6 | 9058,9 | 5996,2 | 5510,5 | 5160,3 | 4563,5 | 47307,0 |
Источники финансирования | Объем финансирования (тыс. рублей) | ||||||
2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | всего | |
Всего затрат, в том числе: | 21896,2 | 8890,6 | 7187,0 | 6037,0 | 5637,0 | 5437,0 | 55084,8 |
из местных бюджетов | 21896,2 | 8890,6 | 7187,0 | 6037,0 | 5637,0 | 5437,0 | 55084,8 |
Источники финансирования | Объем финансирования (тыс. рублей) | ||||||
2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | всего | |
Всего затрат, в том числе: | 11557,6 | 9814,0 | 10033,5 | 4554,6 | 2762,9 | 3538,1 | 42260,7 |
из местных бюджетов | 11557,6 | 9814,0 | 10033,5 | 4554,6 | 2762,9 | 3538,1 | 42260,7 |
Источники финансирования | Объем финансирования (тыс. рублей) | ||||||
2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | всего | |
Всего затрат, в том числе: | 4452,1 | 4108,1 | 3970,3 | 937,5 | 1021,8 | 1045,0 | 15534,8 |
из областного бюджета | 2831,2 | 2831,2 | 2831,2 | - | - | - | 8493,6 |
из местных бюджетов | 1620,9 | 1276,9 | 1139,1 | 937,5 | 1021,8 | 1045,0 | 7041,2 |
Источники финансирования | Объем финансирования (тыс. рублей) | ||||||
2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | 2019 год | 2020 год | всего | |
Всего затрат, в том числе: | 1526,2 | 2302,4 | 1000,0 | 1000,0 | - | - | 5828,6 |
из местных бюджетов | 1526,2 | 2302,4 | 1000,0 | 1000,0 | - | - | 5828,6 |
Ответственным исполнителем государственной программы является Министерство образования и науки Челябинской области.
Мероприятия государственной программы в разрезе городских округов и муниципальных районов Челябинской области (приложение 2 к государственной программе) рассматриваются как мониторинговое сопровождение развития системы дошкольного образования в Челябинской области.