Действующий
Последовательность действий по осуществлению налоговой реформы будет отражена в трехлетней программе и определяется необходимостью обеспечения, прежде всего, высоких темпов роста. В этой связи особое внимание следует уделить докладу о разработке среднесрочной программы налоговой реформы, включающей снижение налогового бремени на экономику (на 2003-2005 годы).
Снижение налогового бремени должно быть увязано с реформой системы государственных расходов, включающей в себя снижение объемов этих расходов и повышение их эффективности, внедрение полноценного среднесрочного бюджетного планирования, изменение механизмов государственного финансирования.
реформа системы имущественных налогов (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения), которые должны стать серьезными источниками доходов региональных и местных бюджетов, а принципы их взимания должны стимулировать эффективное использование имущества. Необходимо исключить запасы, затраты и нематериальные активы из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций, перейти на оценочную рыночную стоимость имущества в качестве налогооблагаемой базы, сократить перечень налоговых льгот, обеспечить возможность постепенного перехода в перспективе на налогообложение недвижимости;
совершенствование системы налогового учета (эта система должна быть приближена к бухгалтерскому учету при сохранении дистанции между налоговой и бухгалтерской отчетностью), введение механизмов стимулирования инвестиционной активности налогоплательщиков;
совершенствование порядка исчисления налога на добавленную стоимость, отказ от принципа "кредитования налогоплательщиком государства", для чего необходимо исключить авансы из налоговой базы и изменить порядок подтверждения нулевой ставки по экспортным поставкам с последующим возмещением налога на добавленную стоимость;
совершенствование взимания государственной пошлины, преобразование в государственную пошлину всех существующих сегодня платежей, уплачиваемых в связи с выполнением государственными органами юридически значимых действий;
увеличение размеров имущественных вычетов, в том числе в целях стимулирования развития ипотечного кредитования;
подготовка к отмене с 2004 года налога с продаж, разработка мер, направленных на обоснованную компенсацию потерь региональных бюджетов;
совершенствование системы платежей за негативное воздействие на окружающую среду и за пользование лесным фондом;
реализация среднесрочного бюджетного планирования, в том числе утверждение Правительством Российской Федерации параметров перспективного финансового плана на 2004-2006 годы, что позволит повысить предсказуемость бюджетной политики;
формирование в рамках федерального бюджета резервного (стабилизационного) фонда для защиты от неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры;
реализация Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года в целях четкого разграничения бюджетных полномочий и сокращения "нефинансируемых мандатов", формирования и развития объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов и повышения качества управления общественными финансами на региональном и местном уровне;
проведение анализа эффективности бюджетных расходов и подготовка предложений по их оптимизации с изменением механизмов их финансирования в целях создания возможности для снижения налоговой нагрузки на экономику при дальнейшем проведении налоговой реформы;
внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с учетом основных положений проектов федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в новой редакции) и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Рыночная инфраструктура, включающая в себя как производственную (электроэнергетика, транспорт, связь), так и финансовую инфраструктуру (банковская система, фондовый рынок, рынок страхования) играет важную роль в формировании благоприятной бизнес-среды. Эффективное функционирование рыночной инфраструктуры снижает производственные и трансакционные издержки бизнеса, оказывает значительное влияние на его конкурентоспособность и возможности роста и развития. Формирование благоприятной бизнес-среды также тесно связано с реформой государственного управления, сокращением полномочий контрольных и надзорных органов, продолжением усилий по дебюрократизации экономики.
В 2003 году необходимо будет уделить особое внимание вопросам реформирования инфраструктурных монополий, поскольку от темпов и результатов их проведения во многом зависит и успех в осуществлении реформ в других сферах экономики. Реформы отдельных монополий тесно связаны между собой, что диктует необходимость усиления скоординированности их проведения, а также увязки по срокам и механизмам с реформой жилищно-коммунального хозяйства.
В 2003 году реформирование естественных монополий будет осуществляться в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами в этой сфере. Следующим этапом должно стать окончательное формирование необходимой нормативной правовой базы и активная реализация мероприятий по формированию инфраструктуры и субъектов рынка.
Достижение поставленных задач будет осуществляться путем реализации плана мероприятий по реформированию электроэнергетики и программы структурной реформы на железнодорожном транспорте.
Важной задачей в 2003 году станет развитие рынка газа в Российской Федерации, для чего необходимо обеспечить принятие концепции развития рынка газа и сформировать план по ее реализации.
широкомасштабный переход к адресным субсидиям, предоставляемым потребителям услуг жилищно-коммунального хозяйства;
Важным элементом рыночной инфраструктуры, создающим технические условия для роста бизнеса, снижающим трансакционные издержки, обеспечивающим внедрение новейших управленческих технологий и стимулирующим экономический рост на современной технологической основе, является современный уровень услуг связи (в том числе почтовой). В этой сфере необходимо дальнейшее продвижение по пути освоения самых передовых технологий связи, создания системы универсального обслуживания.
Огромный потенциал повышения эффективности - использование природных ресурсов. Существующая система не устраивает ни пользователей природных ресурсов, ни государство. Для первых отсутствуют равноправные и "прозрачные" условия доступа к ресурсам. Государство - как собственник ресурсов не имеет эффективных механизмов обеспечения своих интересов.
Поэтому, прежде всего необходимо выработать механизм установления и изъятия рентных платежей в целях обеспечения финансовых интересов государства как собственника, выравнивания условий хозяйствования пользователей природных ресурсов и стимулирования повышения эффективности работы предприятий, ввести полноценную состязательную процедуру предоставления прав пользования природными ресурсами. В этой связи необходимо принять закон о недрах, новые редакции Водного кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации.
Экономика не может устойчиво развиваться без наличия мощной и стабильной финансовой системы. Правительство Российской Федерации в 2003 году обратит особое внимание на развитие фондового рынка, реформирование банковской системы, приведение российских стандартов финансовой отчетности в соответствие с международными стандартами.
Развитая банковская система является важнейшим элементом функционирования экономики. В этой связи в 2003 году будет уточняться и продолжать реализовываться Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации
Важным инструментом перетока финансовых ресурсов является фондовый рынок. В последние годы капитализация российских компаний, акции которых котируются на рынке, растет темпами, превышающими показатели большинства мировых торговых площадок. Тем не менее количество таких компаний остается крайне низким. Для стимулирования развития фондового рынка, дальнейшего повышения его капитализации, увеличения количества российских компаний-эмитентов, акции которых котируются на фондовом рынке, необходима разработка плана мероприятий по развитию фондового рынка.
Для стимулирования выхода предприятий на фондовый рынок, предоставления им возможности привлечения заемных средств через акционерный капитал необходимо обеспечить "прозрачность" деятельности компаний, в том числе с помощью использования международных стандартов финансовой отчетности. Эта мера повысит привлекательность портфельных инвестиций для стратегических инвесторов. Правительству Российской Федерации в 2003 году предстоит определить и закрепить в нормативных правовых актах порядок и сроки перехода российских компаний на Международную систему финансовой отчетности.
Развитие сферы науки и технологий отнесено к высшим приоритетам государства. В 2003 году будет усилена работа по обеспечению условий для сохранения и развития передовых научных школ, кадрового научно-исследовательского потенциала, научной инфраструктуры, приборной базы для фундаментальных и прикладных научных исследований, являющихся средой для расширенного воспроизводства знаний. Одновременно будет продолжена работа по переориентации существенной части государственных ресурсов на адресную поддержку приоритетов развития науки, технологий и техники с учетом имеющихся в России заделов в научно-технической и образовательной сферах.
Преобладание экспорта углеводородного сырья в общей структуре экспорта, недостаточная диверсификация структуры экономики, низкий уровень добавленной стоимости производимой продукции приводят к неустойчивости развития позитивных макроэкономических тенденций последних лет, ставят экономику и уровень жизни населения в слишком большую зависимость от колебаний конъюнктуры мирового рынка.
Для преодоления этого дисбаланса в 2003 году будут разработаны и реализованы меры, направленные на поддержку несырьевого экспорта, стимулирование снижения энергоемкости экономики, развитие высокотехнологичных производств. Важнейшим направлением диверсификации структуры экономики станет проведение налоговой политики, стимулирующей инвестиции. В связи с этим в 2003 году необходимо принять соответствующие поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, а также разработать законодательную базу для создания в Российской Федерации особых экономических зон.
Важной задачей будет обеспечение инновационного характера экономического роста, максимальное использование в качестве его источника интеллектуального ресурса. На это будут нацелены разработка и реализация комплекса мер по стимулированию инноваций (через формирование национальной инновационной системы), оптимизация государственного научно-технического комплекса и изменение схемы финансирования науки с переходом к преимущественному финансированию исследований, стимулирование венчурных инвестиций, что позволит увеличить объемы внебюджетного финансирования приоритетных научно-технических разработок и создать условия для более активного использования их результатов в бизнесе, в первую очередь, в малом и среднем. При этом приоритетным является формирование системы поддержки частных инвестиций в этой сфере.
Необходимо значительно повысить эффективность использования бюджетных средств в сфере науки: оптимизировать (в том числе путем сокращения количества государственных научных организаций) государственный сектор науки, перейти к преимущественному финансированию исследований на конкурсной основе.
Отдельными направлениями повышения инновационной составляющей валового внутреннего продукта станут создание нормативной базы и соответствующей инфраструктуры, позволяющей передавать технологии, созданные за счет средств федерального бюджета, для их доведения до уровня конечной наукоемкой продукции в частный сектор. Будут приняты дополнительные меры по регулированию правоотношений в сфере авторских и смежных прав, вовлечению в хозяйственный оборот и охране прав на результаты интеллектуальной деятельности.