(Действующий) Распоряжение Правительства РФ от 28 февраля 2003 г. N 252-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
налогово-бюджетная реформа;
институциональные и инфраструктурные реформы;
стимулирование диверсификации экономики;
повышение открытости экономики;
формирование эффективной системы обязательного социального страхования и предоставления социальных услуг.

1. Реформа системы государственного управления

В 2002 году стало очевидно, что действующая система государственного управления становится тормозом на пути проведения реформ, быстрого и адекватного решения назревших проблем в экономике и социальной сфере. Поэтому одной из приоритетных задач в области социально-экономического развития является создание эффективной системы государственного управления, включающей совершенствование форм и методов государственного регулирования, реформу системы контрольных и надзорных органов, кардинальное улучшение системы управления государственной собственностью.
В 2003 году усилия будут сконцентрированы на следующих направлениях реформы государственной власти:
увязка ресурсного обеспечения деятельности органов исполнительной власти с объемом исполняемых функций, создание в органах государственной власти стимулов для улучшения качества исполнения служащими своих функций, повышение их материальной заинтересованности, в том числе путем проведения в ряде органов исполнительной власти экспериментов, связанных с внедрением "бюджетирования по результатам";
установление процедур, обеспечивающих обязательную предварительную оценку необходимости сохранения или дополнительного введения мер государственного регулирования, имея в виду возможный отказ от государственного вмешательства по результатам данной оценки;
обеспечение четких и прозрачных процедур деятельности контрольных и надзорных органов в целях улучшения инвестиционного климата, совершенствование системы органов государственного надзора на основе объективных технических требований к продукции, сокращение избыточных функций, устранение дублирования как в области надзора и контроля, так и в полномочиях различных органов;
усиление контроля (в том числе антимонопольного) за государственными закупками;
сокращение присутствия государства как собственника в экономике и совершенствование системы управления государственным имуществом, разработка плана сокращения (в течение 3 лет) объектов государственной собственности, не связанных с осуществлением властных полномочий государства, его обороной и безопасностью;
начало реформирования природопользования на основе внедрения эффективных механизмов обеспечения финансовых интересов государства как собственника природных ресурсов и выравнивания условий доступа к природным ресурсам.

2. Налогово-бюджетная реформа

Ускорение темпов экономического роста невозможно без дальнейшего снижения доли ресурсов, перераспределяемых государством.
Снижение налогового бремени будет стимулировать повышение производительности труда, а также снижать привлекательность "серых" схем ведения бизнеса.
Последовательность действий по осуществлению налоговой реформы будет отражена в трехлетней программе и определяется необходимостью обеспечения, прежде всего, высоких темпов роста. В этой связи особое внимание следует уделить докладу о разработке среднесрочной программы налоговой реформы, включающей снижение налогового бремени на экономику (на 2003-2005 годы).
Снижение налогового бремени должно быть увязано с реформой системы государственных расходов, включающей в себя снижение объемов этих расходов и повышение их эффективности, внедрение полноценного среднесрочного бюджетного планирования, изменение механизмов государственного финансирования.
В 2003 году основными направлениями налоговой реформы станут:
реформа системы имущественных налогов (налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц, земельный налог, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения), которые должны стать серьезными источниками доходов региональных и местных бюджетов, а принципы их взимания должны стимулировать эффективное использование имущества. Необходимо исключить запасы, затраты и нематериальные активы из объектов налогообложения по налогу на имущество организаций, перейти на оценочную рыночную стоимость имущества в качестве налогооблагаемой базы, сократить перечень налоговых льгот, обеспечить возможность постепенного перехода в перспективе на налогообложение недвижимости;
совершенствование системы налогового учета (эта система должна быть приближена к бухгалтерскому учету при сохранении дистанции между налоговой и бухгалтерской отчетностью), введение механизмов стимулирования инвестиционной активности налогоплательщиков;
совершенствование порядка исчисления налога на добавленную стоимость, отказ от принципа "кредитования налогоплательщиком государства", для чего необходимо исключить авансы из налоговой базы и изменить порядок подтверждения нулевой ставки по экспортным поставкам с последующим возмещением налога на добавленную стоимость;
снижение средней ставки единого социального налога;
совершенствование взимания государственной пошлины, преобразование в государственную пошлину всех существующих сегодня платежей, уплачиваемых в связи с выполнением государственными органами юридически значимых действий;
увеличение размеров имущественных вычетов, в том числе в целях стимулирования развития ипотечного кредитования;
отмена налогового контроля за расходами физических лиц;
подготовка к отмене с 2004 года налога с продаж, разработка мер, направленных на обоснованную компенсацию потерь региональных бюджетов;
совершенствование системы платежей за негативное воздействие на окружающую среду и за пользование лесным фондом;
расширение спектра используемых финансовых инструментов с целью стимулирования притока капитала.
В области государственных расходов необходимы:
реализация среднесрочного бюджетного планирования, в том числе утверждение Правительством Российской Федерации параметров перспективного финансового плана на 2004-2006 годы, что позволит повысить предсказуемость бюджетной политики;
формирование в рамках федерального бюджета резервного (стабилизационного) фонда для защиты от неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры;
реализация Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года в целях четкого разграничения бюджетных полномочий и сокращения "нефинансируемых мандатов", формирования и развития объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов и повышения качества управления общественными финансами на региональном и местном уровне;
проведение анализа эффективности бюджетных расходов и подготовка предложений по их оптимизации с изменением механизмов их финансирования в целях создания возможности для снижения налоговой нагрузки на экономику при дальнейшем проведении налоговой реформы;
разработка законодательной базы для поэтапного перехода на систему бюджетирования по результатам;
внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с учетом основных положений проектов федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в новой редакции) и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

3. Институциональные и инфраструктурные реформы

Рыночная инфраструктура, включающая в себя как производственную (электроэнергетика, транспорт, связь), так и финансовую инфраструктуру (банковская система, фондовый рынок, рынок страхования) играет важную роль в формировании благоприятной бизнес-среды. Эффективное функционирование рыночной инфраструктуры снижает производственные и трансакционные издержки бизнеса, оказывает значительное влияние на его конкурентоспособность и возможности роста и развития. Формирование благоприятной бизнес-среды также тесно связано с реформой государственного управления, сокращением полномочий контрольных и надзорных органов, продолжением усилий по дебюрократизации экономики.
В 2003 году необходимо будет уделить особое внимание вопросам реформирования инфраструктурных монополий, поскольку от темпов и результатов их проведения во многом зависит и успех в осуществлении реформ в других сферах экономики. Реформы отдельных монополий тесно связаны между собой, что диктует необходимость усиления скоординированности их проведения, а также увязки по срокам и механизмам с реформой жилищно-коммунального хозяйства.
В 2003 году реформирование естественных монополий будет осуществляться в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами в этой сфере. Следующим этапом должно стать окончательное формирование необходимой нормативной правовой базы и активная реализация мероприятий по формированию инфраструктуры и субъектов рынка.
Исходя из этого, в 2003 году основными задачами являются:
продолжение проведения институциональных преобразований;
развитие конкуренции;
формирование прогнозируемой и экономически обоснованной тарифной политики;
повышение прозрачности функционирования естественных монополий.
Достижение поставленных задач будет осуществляться путем реализации плана мероприятий по реформированию электроэнергетики и программы структурной реформы на железнодорожном транспорте.
Важной задачей в 2003 году станет развитие рынка газа в Российской Федерации, для чего необходимо обеспечить принятие концепции развития рынка газа и сформировать план по ее реализации.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства идет не достаточно быстрыми темпами.
В этой связи в 2003 году необходимо обратить особое внимание на: