(Действующий) Свод правил СП 102.13330.2012 "СНиП 2.06.09-84. Туннели...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
7.24 Деформационные швы следует располагать в местах примыкания к камерам и на участках туннеля, где элементы обделки могут смещаться.
7.25 Для обеспечения водонепроницаемости строительных и деформационных швов обделок напорных туннелей необходимо предусматривать в швах установку диафрагм, шпонок или других уплотнений.
7.26 Заполнительная цементация в туннелях с обделкой должна предусматриваться во всех случаях, за исключением туннелей с обделками из набрызг-бетона или прессованного бетона, а также наклонных (с углом наклона к горизонту более 30°) и вертикальных водоводов с обделкой из литого бетона.
7.27 При проектировании обделок напорных туннелей, располагаемых в трещиноватых грунтах следует, как правило, предусматривать укрепительную и противофильтрационную цементацию.
7.28 Для улучшения условий работы конструкции обделки, воспринимающей давление подземных вод, следует рассматривать целесообразность применения дренажных устройств и анкеровки обделки в грунт.
7.29 При проектировании безнапорных туннелей, располагаемых в многолетнемерзлых грунтах, необходимо предусмотреть мероприятия, исключающие обледенение сводовой части, а также морозное пучение из-за сезонного оттаивания и замерзания грунтов выше уровня протекающей воды.
7.30 В многолетнемерзлых сильнольдистых грунтах следует применять податливые конструкции обделок (из железобетонных анкеров, набрызг-бетона), а также другие конструкции, способные перераспределять усилия в своих элементах без нарушения их целостности.
7.31 При проектировании туннелей, располагаемых в многолетнемерзлых грунтах, необходимо учитывать возможность осадки туннеля и поверхности над ним вследствие оттаивания грунтов.

8 Механическое оборудование гидротехнических туннелей

Общие конструктивные требования

8.1 Компоновка и конструктивные особенности каждого вида механического оборудования должны разрабатываться с учетом:
обеспечения надежной работы оборудования в штатных и аварийных условиях эксплуатации;
удобства, доступности и безопасности эксплуатационного обслуживания оборудования, механизации ремонтных работ, монтажа, демонтажа, транспортирования;
предотвращения обледенения элементов затворов, затворных камер, воздуховодов;
соблюдения санитарных и экологических требований;
обеспечения пожарной безопасности.
8.2 При проектировании входных и выходных участков гидротехнических туннелей должны предусматриваться устройства или мероприятия, обеспечивающие опорожнение проточного тракта, их осмотр, ремонт или реконструкцию.
8.3 Состав, параметры, условия и режим эксплуатации механического оборудования должны разрабатываться на период постоянной эксплуатации туннеля с учетом этапности его возведения, строительного периода и временной эксплуатации объекта.
8.4 Механизмы индивидуальных приводов затворов, маслонасосные установки гидроприводов и аппаратуры управления должны быть защищены от атмосферных осадков шатрами или стационарными помещениями.
8.5 Затворы с индивидуальными приводами в районах с суровым климатом должны обслуживаться в закрытых помещениях. Маслонасосные установки, аппаратура управления и контроля должна располагаться в отапливаемых вентилируемых помещениях.
8.6 Электроснабжение подъемных механизмов основных и аварийно-ремонтных затворов должно предусматриваться от двух распределительных устройств, каждое из которых получает питание от независимых источников, а также от автономного источника, находящегося вне зоны возможного повреждения в случае чрезвычайной ситуации (аварии) на гидротехническом сооружении или в энергосистеме.
8.7 Система управления должна исключать возможности самопроизвольного включения в работу механизма после восстановления прерванного электроснабжения или сбоя в работе элемента системы управления.
8.8 Все грузоподъемные механизмы должны иметь средства для контроля веса поднимаемого груза, и в случае превышения установленной грузоподъемности, работа механизмов должна блокироваться и должны включаться световой и звуковой сигналы. Повторное включение механизма может быть произведено только после деблокировки (снятия запрета на подъем), которая должна выполняться в системе управления механизма персоналом.
8.9 При проектировании механического оборудования следует учитывать опыт эксплуатации аналогичных сооружений и оборудования в аналогичных природно-климатических условиях действующих гидроузлов.

Затворы

8.10 Тип основных затворов на входных порталах туннелей (плоские, сегментные и другие), их количество и параметры должны определяться в зависимости от напора и пропускаемого объема воды.
8.11 Основные затворы должны быть рассчитаны на подъем и опускание при максимальном напоре.
8.12 Для каждого аварийно-ремонтного затвора должны быть четко определены требования к выполняемым им в аварийных ситуациях функциям.
8.13 Ремонтные затворы следует размещать перед основными или аварийно-ремонтными затворами для обеспечения ремонта туннелей, основных и аварийно-ремонтных затворов.
8.14 В качестве ремонтных затворов должны применяться, как правило, плоские скользящие затворы. Их подъем и опускание следует производить при выровненных уровнях.

Затворные камеры туннелей

8.15 Затворные камеры гидротехнических туннелей должны обеспечивать:
пропускную способность при полном открытии затворов;
противокавитационную стойкость элементов камеры и затворов;
способность конструктивных элементов камеры и затворов длительное время воспринимать повышенные гидродинамические нагрузки, возникающие при резкой деформации потока;
способность конструкции затворов воспринимать усилия от гидравлического удара, волн прорыва и возможного удара грязекаменных потоков;
благоприятный режим течения на нижележащем участке туннеля.
8.16 Верховая часть камеры, находящаяся выше основных затворов, при всех открытиях последних должна, как правило, работать в условиях напорного режима течения. Это требование обеспечивается конфузорностью проточной верховой части камеры.
8.17 В водосбросных туннелях, транспортирующих влекомые наносы и имеющие повороты в плане, затворные камеры необходимо располагать на прямолинейных участках трассы. Ближайший поворот туннеля перед затворной камерой должен отстоять от нее на расстоянии, достаточном для затухания поперечной циркуляции в потоке и обеспечения равномерного распределения наносов по пролетам, а также внутри каждого пролета камеры затворов.
8.18 При использовании в конструкциях затворных камер стальных облицовок необходимо обеспечивать прочное и жесткое закрепление стальных листов в конструкции, гарантирующие его совместную работу с бетоном, по крайней мере, на участках крепления. Закрепление следует предусматривать с помощью ребер жесткости и анкеров, расположенных в углах и по длине элемента.
8.19 На безнапорных низовых и сопрягающих участках затворных камер, расположенных в грунтовом массиве, имеющем достаточную несущую способность, надлежит рассматривать целесообразность конструкции обделки, прианкеренной к грунту.

9 Дренаж и цементация гидротехнических туннелей

Общие конструктивные требования

9.1 При проектировании гидротехнических туннелей, трасса которых проходит через породы, не обладающие достаточной прочностью и/или характеризующиеся значительным водонасыщением и сложным режимом грунтовых вод, а также через породы, размокание которых фильтрующей из туннеля водой может привести к потере их прочности, необходимо предусматривать устройство дренажа и цементацию грунтов.
9.2 В проектной документации дренажей и цементации следует указывать:
требования к производству работ;
допуски в отклонении от размеров элементов конструкций;
специальные мероприятия, гарантирующие требуемое качество работ;
способы контроля качества выполненных работ (продувка сжатым воздухом, прокачка водой, испытание герметичности).
9.3 Применение дренажа, противофильтрационной цементации, их сочетания или обделок, воспринимающих полное гидростатическое давление грунтовых вод, определяется технико-экономическим сопоставлением вариантов.