(Действующий) Свод правил СП 102.13330.2012 "СНиП 2.06.09-84. Туннели...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Для сборных элементов обделки толщину защитного слоя допускается уменьшать на 10 мм по сравнению с установленной для монолитных обделок.
Толщину защитного слоя лотка и стен туннеля необходимо устанавливать с учетом их истирания наносами, но не менее 50 мм.
7.23 На участках разветвления напорных туннелей и их сопряжения со зданиями ГЭС, ГАЭС и НС, затворными камерами и другими аналогичными сооружениями следует применять стальную облицовку.
Длину (границы) участков комбинированной обделки с внутренней стальной оболочкой надлежит определять на основе следующих критериев:
несущей способности вмещающего грунтового массива;
длины пути и размера фильтрации из туннеля в соседние "сухие" подземные сооружения или в направлении поверхности Земли;
по условиям защиты от кавитационных воздействий,
Размеры затрубного пространства - зазоры между габаритами стальной конструкции и выработки (временной крепи) - следует принимать минимальными с учетом требований техники безопасности при проведении строительно-монтажных работ.
При двухсторонней сборке и сварке рекомендуется предусматривать сплошной проход для человека в затрубном пространстве.
В конце стальной облицовки камеры при безнапорном режиме течения за затвором необходимо рассмотреть целесообразность устройства аэратора с подводом к нему воздуха.
7.24 Деформационные швы следует располагать в местах примыкания к камерам и на участках туннеля, где элементы обделки могут смещаться.
7.25 Для обеспечения водонепроницаемости строительных и деформационных швов обделок напорных туннелей необходимо предусматривать в швах установку диафрагм, шпонок или других уплотнений.
7.26 Заполнительная цементация в туннелях с обделкой должна предусматриваться во всех случаях, за исключением туннелей с обделками из набрызг-бетона или прессованного бетона, а также наклонных (с углом наклона к горизонту более 30°) и вертикальных водоводов с обделкой из литого бетона.
7.27 При проектировании обделок напорных туннелей, располагаемых в трещиноватых грунтах следует, как правило, предусматривать укрепительную и противофильтрационную цементацию.
7.28 Для улучшения условий работы конструкции обделки, воспринимающей давление подземных вод, следует рассматривать целесообразность применения дренажных устройств и анкеровки обделки в грунт.
7.29 При проектировании безнапорных туннелей, располагаемых в многолетнемерзлых грунтах, необходимо предусмотреть мероприятия, исключающие обледенение сводовой части, а также морозное пучение из-за сезонного оттаивания и замерзания грунтов выше уровня протекающей воды.
7.30 В многолетнемерзлых сильнольдистых грунтах следует применять податливые конструкции обделок (из железобетонных анкеров, набрызг-бетона), а также другие конструкции, способные перераспределять усилия в своих элементах без нарушения их целостности.
7.31 При проектировании туннелей, располагаемых в многолетнемерзлых грунтах, необходимо учитывать возможность осадки туннеля и поверхности над ним вследствие оттаивания грунтов.

8 Механическое оборудование гидротехнических туннелей

Общие конструктивные требования

8.1 Компоновка и конструктивные особенности каждого вида механического оборудования должны разрабатываться с учетом:
обеспечения надежной работы оборудования в штатных и аварийных условиях эксплуатации;
удобства, доступности и безопасности эксплуатационного обслуживания оборудования, механизации ремонтных работ, монтажа, демонтажа, транспортирования;
предотвращения обледенения элементов затворов, затворных камер, воздуховодов;
соблюдения санитарных и экологических требований;
обеспечения пожарной безопасности.
8.2 При проектировании входных и выходных участков гидротехнических туннелей должны предусматриваться устройства или мероприятия, обеспечивающие опорожнение проточного тракта, их осмотр, ремонт или реконструкцию.
8.3 Состав, параметры, условия и режим эксплуатации механического оборудования должны разрабатываться на период постоянной эксплуатации туннеля с учетом этапности его возведения, строительного периода и временной эксплуатации объекта.
8.4 Механизмы индивидуальных приводов затворов, маслонасосные установки гидроприводов и аппаратуры управления должны быть защищены от атмосферных осадков шатрами или стационарными помещениями.
8.5 Затворы с индивидуальными приводами в районах с суровым климатом должны обслуживаться в закрытых помещениях. Маслонасосные установки, аппаратура управления и контроля должна располагаться в отапливаемых вентилируемых помещениях.
8.6 Электроснабжение подъемных механизмов основных и аварийно-ремонтных затворов должно предусматриваться от двух распределительных устройств, каждое из которых получает питание от независимых источников, а также от автономного источника, находящегося вне зоны возможного повреждения в случае чрезвычайной ситуации (аварии) на гидротехническом сооружении или в энергосистеме.
8.7 Система управления должна исключать возможности самопроизвольного включения в работу механизма после восстановления прерванного электроснабжения или сбоя в работе элемента системы управления.
8.8 Все грузоподъемные механизмы должны иметь средства для контроля веса поднимаемого груза, и в случае превышения установленной грузоподъемности, работа механизмов должна блокироваться и должны включаться световой и звуковой сигналы. Повторное включение механизма может быть произведено только после деблокировки (снятия запрета на подъем), которая должна выполняться в системе управления механизма персоналом.
8.9 При проектировании механического оборудования следует учитывать опыт эксплуатации аналогичных сооружений и оборудования в аналогичных природно-климатических условиях действующих гидроузлов.

Затворы

8.10 Тип основных затворов на входных порталах туннелей (плоские, сегментные и другие), их количество и параметры должны определяться в зависимости от напора и пропускаемого объема воды.
8.11 Основные затворы должны быть рассчитаны на подъем и опускание при максимальном напоре.
8.12 Для каждого аварийно-ремонтного затвора должны быть четко определены требования к выполняемым им в аварийных ситуациях функциям.
8.13 Ремонтные затворы следует размещать перед основными или аварийно-ремонтными затворами для обеспечения ремонта туннелей, основных и аварийно-ремонтных затворов.
8.14 В качестве ремонтных затворов должны применяться, как правило, плоские скользящие затворы. Их подъем и опускание следует производить при выровненных уровнях.

Затворные камеры туннелей

8.15 Затворные камеры гидротехнических туннелей должны обеспечивать:
пропускную способность при полном открытии затворов;
противокавитационную стойкость элементов камеры и затворов;
способность конструктивных элементов камеры и затворов длительное время воспринимать повышенные гидродинамические нагрузки, возникающие при резкой деформации потока;
способность конструкции затворов воспринимать усилия от гидравлического удара, волн прорыва и возможного удара грязекаменных потоков;
благоприятный режим течения на нижележащем участке туннеля.
8.16 Верховая часть камеры, находящаяся выше основных затворов, при всех открытиях последних должна, как правило, работать в условиях напорного режима течения. Это требование обеспечивается конфузорностью проточной верховой части камеры.
8.17 В водосбросных туннелях, транспортирующих влекомые наносы и имеющие повороты в плане, затворные камеры необходимо располагать на прямолинейных участках трассы. Ближайший поворот туннеля перед затворной камерой должен отстоять от нее на расстоянии, достаточном для затухания поперечной циркуляции в потоке и обеспечения равномерного распределения наносов по пролетам, а также внутри каждого пролета камеры затворов.
8.18 При использовании в конструкциях затворных камер стальных облицовок необходимо обеспечивать прочное и жесткое закрепление стальных листов в конструкции, гарантирующие его совместную работу с бетоном, по крайней мере, на участках крепления. Закрепление следует предусматривать с помощью ребер жесткости и анкеров, расположенных в углах и по длине элемента.