(Действующий) Постановление Правительства РФ от 21 июня 1996 г. N 720 "Об...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Критический (максимальный) период реализации Программы равен 16 годам. При увеличении периода реализации уменьшается величина ЧДД и снижается среднегодовое финансирование Программы за счет средств федерального бюджета. Система противоречивых критериев позволила выявить наиболее рациональный период реализации Программы - 15 лет.

3.2. Первоочередные мероприятия

Учитывая кризисную экологическую обстановку, сложившуюся на территории г. Чапаевска, необходимо в ближайшее время осуществить комплекс неотложных мероприятий, позволяющих улучшить экологическую ситуацию в городе и снизить ее негативное влияние на здоровье населения.
Перечень первоочередных мероприятий, их объемы, сроки реализации, стоимость и источники финансирования определены постановлениями Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 г. N 328 и от 2 ноября 1995 г. N 1071.
В соответствии с этим комплексом первоочередных мер началось строительство полигона захоронения промышленных отходов, нового городского водозабора, станции нейтрализации, шламонакопителей ТЭЦ. Велась реконструкция установки селективного восстановления окислов азота. Проведена очистка действующих канализационных коллекторов и восстановлены с применением импульсно-волновой технологии две водозаборные скважины.
Переложено около 4 тыс. пог. м водоводов и канализационных коллекторов.
Проводились работы по благоустройству территории и рекультивации земель.
Выполнены проекты по строительству ливневой канализации города и очистных сооружений для станции обезжелезивания. Введен в эксплуатацию полигон захоронения бытовых отходов.
Тем не менее выделенных средств оказалось недостаточно для реализации указанного комплекса первоочередных мер. Проведенный в 1993-1994 годах в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 г. N 328 комплексный анализ экологической ситуации на территории города и прилегающих землях выявил более высокую опасность сложившейся обстановки, чем это предполагалось ранее. Обследование осуществлялось на основе критериев оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия, утвержденных 30 ноября 1992 г. Министерством охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации.
На основе указанного анализа, оценки и структуризации социальных, экономических, экологических и медико-биологических проблем города разработана Программа с перечнем мероприятий по приоритетным направлениям на среднесрочную и долгосрочную перспективу.

3.3. Мероприятия в производственной сфере

Предотвращение загрязнения водных объектов г. Чапаевска связано с закрытием вредных и организацией на освободившихся площадях экологически чистых производств. Большинство мероприятий нацелено на коренное изменение технологии, что дает возможность исключить выбросы гексахлорана и диоксина.
В результате запланированных на объектах акционерного общества "Средне-Волжский завод химикатов" мероприятий будет исключено попадание неочищенных хозфекальных стоков в р. Чапаевку, повторное загрязнение нормативно-чистых стоков, а также улучшено качество стоков по взвешенным веществам, сокращено попадание высокоминерализованных производственных стоков в р. Чапаевку на 25 процентов.
На государственном предприятии "Металлист" разработаны проекты перепрофилирования производства продукта ГОСТ 7095 (гремучей ртути) и создания производства оборудования для нефте- и газодобывающей промышленности. В плане реконструкции производства предусмотрены локальная очистка стоков гальванического производства и реконструкция заводской станции нейтрализации. В результате мероприятий предполагается исключить попадание в сточные воды ртути и ее соединений, на 5 процентов сократить сбросы хлоридов, на 30-40 процентов уменьшить сбросы солей тяжелых металлов, сократить потребление технической воды на 10-15 процентов.
Для улучшения качества сбрасываемых вод и оздоровления водного бассейна на объектах акционерного общества "Полимер" предусмотрено провести восстановление водооборотных комплексов, реконструкцию коллектора оборотной воды, расширение сети хозяйственно-питьевого водоснабжения, организовать строительство шламоотстойников ТЭЦ. Реализация разработанных мероприятий приведет к прекращению расхода питьевой воды на технические нужды, сокращению сброса условно-чистых вод на 50-100 процентов, сокращению потребления артезианских вод на 3 процента.
На остальных предприятиях города предусмотрено строительство моек автотранспорта с локальными очистными сооружениями, станции обезжелезивания питьевой воды, станции нейтрализации сточных вод. В результате осуществления этих мер прекратится сброс в р. Чапаевку нефтепродуктов, на 80-100 процентов будет сокращен сброс солей тяжелых металлов, существенно уменьшатся объемы сбросов хлоридов.
Сокращение объемов выбросов вредных веществ в атмосферу планируется провести за счет реконструкции установок по очистке отходящих газов и реконструкции городских котельных с переводом их на газ. В значительной степени оздоровлению экологической ситуации в городе будет способствовать создание новой схемы движения транспортных потоков с проектированием и строительством путепровода через железнодорожную магистраль.
Ожидаемые результаты от проведения указанных мероприятий сокращение выбросов в атмосферу окислов азота на 10-15 процентов, сернистого ангидрида - на 90 процентов, окиси углерода - на 30 процентов, хлористого водорода - на 86 процентов, хлора - на 83 процента. По наиболее крупным мероприятиям разработана проектная документация, которая согласована с местными органами охраны природы. Особое внимание при разработке мероприятий по оздоровлению воздушного бассейна было уделено локализации и ликвидации источников распространения диоксинов. В акционерном обществе "Средне-Волжский завод химикатов", объекты которого являются главными источниками выбросов диоксинов, разрабатывается ТЭО экологически чистого производства химических средств защиты растений и консервантов древесины.
Кроме того, предусмотрена реабилитация загрязненных заводских территорий с вывозом содержащего диоксины грунта в объеме 150 тыс. тонн. Эти мероприятия позволят практически полностью ликвидировать попадание диоксинов в воздушный бассейн города.
В этот же период планируется решить проблему утилизации отходов, для реализации которой намечено строительство полигона захоронения твердых отходов и шламонакопителя акционерного общества "Средне-Волжский завод химикатов", площадки для захоронения промышленных отходов акционерного общества "Полимер". В результате реализации мероприятий будет обеспечено безопасное хранение токсичных отходов, решена проблема складирования бытового мусора, улучшен дренаж городских территорий, предотвращена возможность повторного распространения загрязняющих веществ.
В соответствии с программой конверсии на предприятиях военно-промышленного комплекса должны быть организованы экологически чистые производства новой техники или производства товаров народного потребления.
В акционерном обществе "Полимер" намечается осуществить перепрофилирование производства изделий М3-2 на выпуск лекарственных препаратов, организовать производство мебели, а из отходов формалина выпускать удобрения. Государственное предприятие "Металлист" разрабатывает технологию безопасного производства средств пожаротушения, организует выпуск инициирующих веществ, не содержащих соединений свинца и ртути.
В акционерном обществе "Средне-Волжский завод химикатов" предусматривается выпускать полиакриламид вместо химических препаратов, связанных с выбросами диоксина, перевести производство соды на мембранный метод и перепрофилировать ряд других экологически опасных участков.

3.4. Общегородские мероприятия

Для улучшения качества питьевой воды предусматривается строительство нового городского водозабора "Пойменный-2" с расходом 83 тыс. куб. метров в сутки, реконструкция водоводов, установка новых фильтров коллективной очистки воды, в первую очередь, - в детских дошкольных и школьных учреждениях, благоустройство площадок действующих водозаборов.
Важной проблемой оздоровления экологической обстановки г. Чапаевска является предотвращение загрязнения сточными водами рек Чапаевки и Волги.
Для этого планируется провести в течение 1997-2000 годов реконструкцию и расширение городских очистных сооружений.
Мероприятия по рекультивации почвенного покрова и утилизации отходов позволят ликвидировать вторичные источники загрязнения и обеспечить условия безопасного хранения токсичных отходов. Экологически важным мероприятием для города является проектирование и строительство первой очереди ливневой канализации и реконструкция существующей коллекторной сети.

3.5. Медико-социальные мероприятия

В комплекс мер по реабилитации здоровья населения города вошли: переселение жителей из санитарно-защитных зон предприятий, строительство детской больницы и поликлиники, центра медико-социальной реабилитации детейинвалидов, спортлагерей, баз отдыха и профилактория в экологически чистых районах области, улучшение питания детского населения и озеленение территории города. Для переселения оставшихся к настоящему времени в санитарно-защитных зонах 6,1 тыс. жителей потребуется 72 тыс. кв. м жилья.
Одновременно необходимо построить общеобразовательную школу на 1900 детей.
Объектами первоочередного строительства являются детская поликлиника на 200 посещений в смену со стационаром на 60 коек, профилакторий для беременных женщин и центр медико-социальной реабилитации детей-инвалидов.
Оздоровлению населения способствует осуществление комплекса спортивнооздоровительных мер по адаптации организма человека к условиям проживания в зоне чрезвычайной экологической ситуации, а также мероприятий по экологическому образованию и воспитанию населения.
На улучшение социальной обстановки и возмещение ущерба, причиненного здоровью населения в результате загрязнения окружающей среды в г. Чапаевске, направлены такие мероприятия, как компенсационные выплаты населению, предоставление жителям 50-процентной скидки на приобретение лекарств при амбулаторном лечении по рецепту врача и бесплатное обеспечение лекарствами и адаптированными смесями беременных женщин и детей.

4. Сроки и этапы реализации Программы

Завершить реализацию всей Программы планируется к 2010 году. Этот срок разделен на три этапа: 1-й - 1997-2000 годы; 2-й - 2001-2005 годы; 3-й - 2006-2010 годы.
Мероприятия Программы представлены в приложении.

5. Эколого-экономическая эффективность Программы

Экологическая, медико-биологическая и экономическая эффективность мероприятий Программы определяется значительным снижением действия негативных факторов на окружающую природную среду, улучшением здоровья и повышением общего уровня благосостояния населения. Расчетные показатели ожидаемых результатов от проведения природоохранных мероприятий указывают на высокую эффективность предусмотренных в Программе работ по снижению выбросов и сбросов вредных веществ в окружающую среду.
Экономическая эффективность оценивалась по специальной методике. В ее основе - величина чистого дисконтированного дохода и срока окупаемости мероприятий с учетом предотвращенного годового ущерба и возможной дополнительной прибыли в результате реализации мероприятий производственного характера.
Расчеты показали высокую эффективность Программы с нормативным сроком ее окупаемости 7,9 года.
Весьма важным с точки зрения реализации Программы является анализ динамики инвестиций и процесса достижения цели Программы. С этой целью были произведены расчеты и построены графики динамики сокращения ущерба от загрязнения окружающей среды и затрат на финансирование Программы.
Эффективность динамики реализации Программы очевидна, так как цель Программы достигается на 50 процентов за первую треть периода ее реализации. Финансирование Программы по ее этапам по возможности выровнено отклонение от среднегодовой величины средств, выделяемых из федерального бюджета, находится в пределах 15 процентов.

6. Механизм реализации Программы

6.1. Ресурсное обеспечение Программы

Проведение программных мероприятий требует значительных инвестиций из различных источников финансирования, включая федеральный, областной и городской бюджеты, экологические фонды, кредиты и займы, средства предприятий и акционерных (коммерческих) структур.
Наиболее значимые проекты с небольшим сроком окупаемости, обеспечивающие реальное улучшение экологической ситуации, будут финансироваться преимущественно за счет федеральных источников, в том числе путем предоставления льготных инвестиционных кредитов. Условия погашения этих кредитов устанавливаются Правительством Российской Федерации. В случае предоставления кредитов и займов может быть достигнуто уменьшение затрат федерального бюджета. Планируемое распределение инвестиций по источникам финансирования и этапам реализации Программы представлены в таблице 1.
Таблица 1
┌────────────────┬──────────────────────────────────────────────────────┐
│ Наименование │ Затраты по этапам реализации Программы (млрд. рублей,│
│ источника │ в ценах 1996 года) │
│ ├──────────────┬──────────────┬──────────────┬─────────┤
│ │ 1 этап │ 2 этап │ 3 этап │ Всего │
│ │ 1997-2000 │ (2001- 2005 │ (2006-2010 │ │
│ │ годы) │ годы) │ годы) │ │
└────────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────────┴─────────┘
┌────────────────┬──────────────────────────────────────────────────────┐