Утративший силу
Сохранение кризисной ситуации в Республике определяется и продолжающимся свертыванием инвестиционной деятельности. С 1991 года объем финансирования капитальных вложений сократился почти в 3 раза. Наиболее глубокий спад происходит в строительстве объектов производственного назначения. Производственные капитальные вложения составляют лишь 23 процента от уровня 1993 года, а непроизводственные - 77 процентов.
Спад инвестиционной активности наблюдается практически во всех отраслях производственной сферы вследствие неплатежеспособности предприятий, резкого удорожания инвестиционных ресурсов и строительных услуг.
В технологической структуре капитальных вложений резко сокращается удельный вес затрат на оборудование, что ведет к замедлению темпов обновления основных фондов и чревато необратимыми разрушениями производственного потенциала Республики.
В наибольшей степени спад инвестиционной активности происходит за счет свертывания государственного финансирования. Доля государственных централизованных инвестиций сократилась .с 60 процентов в 1993 году до 47 процентов в 1994 году. При этом доля бюджетных средств Республики в финансировании капитальных вложений снизилась на 60 процентов, а бюджета Российской Федерации - на 30 процентов. На финансирование республиканской программы в 1994 году использовано лишь 91 процент годового лимита федеральных средств.
Принимая во внимание сокращение масштабов централизованных капитальных вложений за счет федерального бюджета, необходимо проводить жесткую экспертизу инвестиционных проектов и программ, осуществляемых в рамках решений федеральных органов исполнительной власти, и сосредоточить ресурсы на объектах, имеющих наибольшую социально-экономическую значимость для Республики.
Трансформация структуры производства валового внутреннего продукта Республики отражает основные тенденции развития секторов и отраслей хозяйства. Сокращается доля производства товаров при росте доли услуг. В структуре производства товаров растет удельный вес отраслей перерабатывающей пищевой промышленности, и прежде всего виноделия и спиртоводочного производства.
В использованном валовом внутреннем продукте систематическое снижение валового национального накопления происходит на фоне роста потребления домашних хозяйств и чистого экспорта товаров и услуг.

Раздел 2. Концепция программы "Стабилизация и развитие экономики Кабардино-Балкарской Республики"

2.1. Характеристика особенностей структурного кризиса в экономике

Анализ состояния экономики Кабардино-Балкарской Республики определяет актуальность разработки экономической политики на ближайшую перспективу.
Сложившаяся нерациональная структура экономики связана с развитием производств, функционирующих в основном на привозном сырье.
По уровню промышленного развития Кабардино-Балкарская Республика относится к развитым районам с ярко выраженной специализацией производства, связанной с отраслями военно-промышленного комплекса. Основная доля промышленного производства приходится на цветную металлургию и машиностроение специального назначения.
В связи с ориентацией экономики на производство промежуточной продукции и развитие отраслей военно-промышленного комплекса при сложившейся системе разделения труда товарные ресурсы на 50 процентов формируются за счет ввоза из других регионов, что усиливает зависимость Республики от социальной и экономической конъюнктуры в других регионах страны.
Сложное состояние, в котором оказалась экономика Республики, во многом определяется и недостаточным освоением собственного сырьевого и топливно-энергетического потенциала.
Кабардино-Балкарская Республика более 90 процентов потребляемой электроэнергии получает из других регионов, и лишь незначительная часть энергии вырабатывается на местных электростанциях. Сложившаяся структура энергообеспечения при систематическом росте цен на энергоносители ведет к чрезмерному росту себестоимости продукции и утрате конкурентоспособности этой продукции.
Диспропорции в развитии реального сектора экономики, финансово-кредитной и бюджетной сферы свидетельствуют о структурном кризисе в экономике, требующем решения следующих проблем:
улучшения финансового положения и платежеспособности большого числа предприятий;
снижения издержек производства и повышения качества и конкурентоспособности продукции;
трансформации накоплений в инвестиции;
переориентации инвестиционной политики на решение социальных задач;
финансирования производства и обеспечения социальных гарантий населения.
Спад производства в экономике Республики сопровождался резким изменением взаимоотношений республиканского и федерального бюджетов. Если в 1988 году собственные доходы Республики покрывали более 94 процентов расходов республиканского бюджета, то в 1994 году удельный вес субвенций, дотаций и трансфертов из федерального бюджета составил почти 80 процентов (динамика уровня государственной поддержки приведена в таблице 1).
В этих условиях принципиальное значение для стабилизации положения и возобновления экономического роста имеет решение проблемы активизации хозяйственной деятельности, а также более эффективное использование методов и инструментария регулирования рынка на базе собственных ресурсов.

2.2. Цели и этапы Программы

Основной задачей социально-экономического развития Кабардино-Балкарской Республики в 1996-2000 годах является достижение стабилизации и восстановление экономического роста, создание основы для дальнейшего устойчивого экономического развития как одного из условий повышения уровня и качества жизни.
Главной целью Программы является формирование бюджета, обеспечивающего самофинансирование Республики в 2000 году в размере 900-1000 млрд. рублей (в сопоставимых ценах 1995 года).
Средствами реализации Программы являются следующие основные направления:
совершенствование механизма управления, организации и регулирования экономики в условиях формирования рынка;
реструктуризация потенциала Республики в направлении развития экспортной продукции в отраслях материального производства;
улучшение условий для развития предпринимательства и деловой активности;
приватизация в интересах повышения эффективности производства и привлечения инвестиций;
стимулирование и концентрация инвестиций по приоритетным направлениям Программы.
Выбор стратегии, способной обеспечить достижение упомянутых выше целей, опирается на реальные возможности экономики Республики. Практически единственный реальный вариант социально-экономической политики в сложившихся условиях состоит в том, чтобы в кратчайшие сроки создать условия для привлечения и стимулирования высокоэффективных инвестиций.
Предполагается:
определить условия предоставления бюджетного кредита на долговременной основе для развития экономики Республики в размере 200-250 млрд. рублей на 1996 год (в сопоставимых ценах 1995 года) и пропорционально динамике развития в последующие годы:
улучшить взимаемость налогов в других платежей, в том числе за счет расширения базы налогообложения;
увеличить доходы от денежной приватизации, обеспечив развитие инфраструктуры фондового рынка;
реализовать программу развития рынка государственных и корпоративных ценных бумаг;
усилить мобилизацию инвестиционных ресурсов, в том числе накоплений через банковские структуры и другие финансовые институты, и расширить практику кредитования предприятий на коммерческой основе;
включить в Федеральную инвестиционную программу высокоэффективные инвестиционные проекты, представленные Кабинетом Министров Республики. По предварительной оценке, на реализацию разработанных инвестиционных проектов необходимый объем капитальных вложений составляет ежегодно 200 млрд. рублей (в сопоставимых ценах 1995 года);
привлечь иностранные кредиты на выполнение конкретных проектов, предусмотренных Программой, под гарантии Правительства Российской Федерации в размере 300 млн. долларов США (поручение Президента Российской Федерации от 1 ноября 1994 г. Пр-1552),
совершенствовать механизм регулирования хозяйственной деятельности с учетом формирования локальных свободных экономических зон и международного оффшорного центра;
предусмотреть возможность получения средств из федерального бюджета на возвратной основе в размере, эквивалентном сумме таможенных платежей, подлежащих уплате юридическими лицами, зарегистрированными на территории Республики.
Система мероприятий Программы рассчитана на выделение средств из федерального бюджета в пределах ежегодных ассигнований с учетом индексации, а также на привлечение средств из внебюджетных источников Практическая реализация Программы предполагает дифференциацию задач по этапам.
На первом этапе - 1996-1998 годы - предполагается провести структурные преобразования реального сектора в направлении развития внешнеэкономических отношений за счет развития производств цветной металлургии, рекреационных отраслей, промышленности строительных материалов, перерабатывающих отраслей и легкой промышленности, а также модернизации транспорта и связи. Необходимый объем капитальных вложений для выполнения программы реструктуризации на первом этапе составляет 1015 млрд. рублей (таблица 6). Основными источниками финансирования на этом этапе являются средства федерального бюджета - 730 млрд. рублей (в сопоставимых ценах 1995 года), внебюджетных фондов и других источников - 165 млрд. рублей, реинвестируемые средства предприятий - участников Программы - 80 млрд. рублей, средства республиканского бюджета - 40 млрд. рублей.
На втором этапе - 1998-2000 годы - планируется активизация деятельности на основе сформированных материальных ресурсов в отраслях жизнеобеспечения (энергетика, строительство, транспорт и связь), а также в перспективных сферах приложения капитала. Объем капитальных вложений на этом этапе составит (в сопоставимых ценах 1995 года) более 760 млрд. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 420 млрд. рублей, республиканского бюджета - 60 млрд. рублей, внебюджетных фондов - 120 млрд. рублей и реинвестируемых средств предприятий - участников Программы - 160 млрд. рублей.
В последующем планируется выход на траекторию устойчивого экономического роста при формировании бюджета Кабардино-Балкарской Республики, обеспечивающего достижение бюджетной самодостаточности Республики

2.3. Стратегия экономического и социального развития

Постановка целей социально-экономического развития Республики осуществляется с учетом существующей и перспективной роли Республики как субъекта Российской Федерации.
При разработке стратегии экономического и социального развития Республики рассматривалось несколько вариантов, в наибольшей степени отвечающих задачам развития Республики на перспективу и возможностям обеспечения достижения намеченных целей. Программа носит комплексный характер и призвана стимулировать процесс становления рыночных отношений и адекватных им механизмов государственного регулирования. Реализация Программы предполагает органичное сочетание возможностей федерального и республиканского бюджетов в выделении средств на финансирование Программы, а также использование внебюджетных источников финансирования и аккумулирование других ресурсов.