(Утративший силу) Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. N 1244 "О...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу

Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. N 1244 "О стабилизации и развитии экономики Кабардино-Балкарской Республики и создании на ее территории свободных экономических зон"

В целях стабилизации и развития экономики Кабардино-Балкарской Республики и реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 1995 г. N 300 "О свободной экономической зоне "Кабардино-Балкария" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 13, ст. 1125) Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемую программу "Стабилизация и развитие экономики Кабардино-Балкарской Республики" (далее именуется - Программа).
2. Рекомендовать Кабинету Министров Кабардино-Балкарской Республики в месячный срок представить в Министерство экономики Российской Федерации технико-экономические обоснования развития предприятий, финансирование которых предусмотрено на первом этапе реализации. Программы, для определения необходимого размера их поддержки за счет средств федерального бюджета.
3. Министерству экономики Российской Федерации внести предложения по корректировке Федеральной инвестиционной программы на 1996 год с учетом представляемых Кабинетом Министров Кабардино-Балкарской Республики инвестиционных проектов, а также учитывать предложения Кабинета Министров Кабардино-Балкарской Республики при формировании инвестиционных программ на последующие годы.
4. Утратил силу.
5. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать в 1996-2000 годах выделение средств из федерального бюджета на цели реализации Программы в размере уплаченных юридическими лицами сумм таможенных платежей при экспорте и выпуске для свободного обращения товаров на территории Кабардино-Балкарской Республики.
6. Министерству экономики Российской Федерации в приоритетном порядке рассматривать предложения Кабинета Министров Кабардино-Балкарской Республики по привлечению инвестиционных кредитов в рамках Программы. Министерству финансов Российской Федерации предоставлять в установленном порядке государственные гарантии по иностранным кредитам под согласованные проекты.
7. Кабинету Министров Кабардино-Балкарской Республики подготовить технико-экономические обоснования создания на территории Республики локальных свободных экономических зон. Министерству экономики Российской федерации, Министерству финансов Российской федерации, Министерству внешних экономических связей Российской Федерации, Государственному таможенному комитету Российской Федерации по принятии федерального закона "О свободных экономических зонах" рассмотреть указанные технико-экономические обоснования и представить в Правительство Российской Федерации предложения о создании на территории Республики локальных свободных экономических зон.
8. Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации с участием Центрального банка Российской Федерации совместно с Кабинетом Министров Кабардино-Балкарской Республики в 3-месячный срок подготовить и представить предложения в Правительство Российской Федерации о создании на территории Кабардино-Балкарской Республики международного оффшорного центра.
9. Федеральным органам исполнительной власти оказывать Кабинету Министров Кабардино-Балкарской Республики необходимое содействие в реализации настоящего постановления.
Председатель Правительства
Российской Федерации
В. Черномырдин

Программа
"Стабилизация и развитие экономики Кабардино-Балкарской Республики"
(утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1995 г. N 1244)

Паспорт
Программы "Стабилизация и развитие экономики Кабардино-Балкарской Республики"

Наименование Программы
-
программа "Стабилизация и развитие экономики Кабардино-Балкарской Республики"
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта)
-
Указ Президента Российской Федерации от 22 марта 1995 г. N 300 "О свободной экономической зоне "Кабардино-Балкария", поручения Президента Российской Федерации от 1 ноября 1994 г. Пр-1552 в Правительства Российской Федерации от 15 августа 1995 г. АЧ-П2-25139постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1995 г. N 1244 "О стабилизации в развитии экономика Кабардино-Балкарской Республики в создании на ее территории свободных экономических зон"
Государственный заказчик, директор Программы
-
Кабинет Министров Кабардино-Балкарской Республики
Основные разработчики Программы
-
Министерство экономики Российской Федерации, Кабинет Министров Кабардино-Балкарской Республики, Институт экономических проблем переходного периода
Цель Программы, важнейшие целевые показателя
-
достижение бюджетного самофинансирования Кабардино-Балкарской Республики на уровне 900 - 1000 млрд. рублей (в сопоставимых цена 1995 года) в 2000 году как основы повышения уровня и качества жизни населения Республики и изменения места и роли экономики Республики за счет сохранения и рационального использования природного, сырьевого, производственного и кадрового потенциала, роста целевой активности и создания новых рабочих мест, увеличения налоговых поступлении в бюджет
Задачи программы
-
обеспечение стабилизации в восстановление роста экономики, создание основы для дальнейшего устойчивого экономического развития, совершенствование механизма управления, организации и регулирования экономики в условиях формирования рынка, реструктуризация потенциала Республики в направлении развития конкурентоспособных производств реального сектора экономики, приоритетное развитие и финансирование структурообразующих отраслей, стимулирование инвестиций по приоритетным направлениям Программы, модернизация в реконструкция предприятий цветной металлургии в целях повышения конкурентоспособности производимого в Республике вольфрама и молибдена на мировом рынке, развитие собственной топливно-энергетической базы, повышение эффективности функционирования отраслей агропромышленного комплекса, улучшение условий для развития предпринимательства и деловой активности в целях расширения налоговой базы, создание условий для развития банковской, страховой и лизинговой деятельности, приватизация в интересах повышения эффективности производства и привлечения инвестиций, использование экологического потенциала Республики и обеспечение развития санаторно-курортных услуг, стимулирование развития материальной базы туризма, особенно экстремального (горные лыжи, альпинизм, горный туризм), с выходом на мировой рынок услуг и привлечением отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и нового строительства
Сроки реализации Программы
-
1996 - 2000 годы
Объемы и источники финансирования
-
предполагается органичное сочетание бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Программа рассчитана на выделение средств из федерального бюджета в пределах ежегодных ассигнований бюджетных кредитов, а также создает условия для привлечения средств внебюджетных источников, негосударственных институциональных структур, оффшорного центра, частных отечественных и иностранных инвесторов.Необходимый объем капитальных вложений для выполнения I этапа Программы (1996 - 1998 годы) составляет 1015 млрд. рублей (в сопоставимых ценах 1995 года). Основным источником финансирования на этом этапе являются средства федерального бюджета - 730 млрд. рублей, реинвестируемые средства предприятий - участников Программы - 80 млрд. рублей, средства республиканского бюджета - 40 млрд. рублей, внебюджетные фонды и другие источники финансирования - 165 млрд. рублей.Объем капитальных вложений на II этапе (1998-2000 годы) составит более 760 млрд. рублей (в сопоставимых ценах 1995 года), в том числе за счет средств федерального бюджета - 420 млрд, рублей, республиканского бюджета - 60 млрд. рублей, реинвестируемых средств предприятий - участников Программы - 160 млрд. рублей, внебюджетных фондов и других источников финансирования - 120 млрд. рублей
Ожидаемые конечные результаты Программы
-
достижение бюджетной самодостаточности Кабардино-Балкарской Республики в 2000 году на уровне 900-1000 млрд. рублей (в сопоставимых ценах 1995 года), модернизация таких секторов экономики, как цветная металлургия, машиностроение, промышленность строительных материалов, перерабатывающие предприятия агропромышленного комплекса, производство минеральных вод, сфера рекреационных услуг, транспорт и связь, создание собственной топливно-энергетической базы на основе развития электроэнергетики, нефтедобыча, создание новых рабочих мест
Система организации контроля за исполнением Программы
-
Административный комитет Программы ежегодно представляет информацию в доклад о выполнения Программы и об использовании средств федерального бюджета в Министерство экономики Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации и, при необходимости, в Государственную налоговую инспекцию

Раздел 1. Анализ экономического и социального Кабардино-Балкарской развития Республики

1.1. Общая характеристика экономики

Кабардино-Балкарская Республика входит в состав Северо-Кавказского экономического района, расположена в северных предгорьях Большого Кавказа. Территория Республики составляет 12,5 тыс. кв. километров и включает в себя равнинные, предгорные и горные зоны.
Республика делится на 10 районов. На 1 января 1994 г. численность населения составляла 779,9 тыс. человек, в том числе 252,7 тыс. человек проживали в административном и культурном центре Республики - г. Нальчике. Выгодное географическое положение, благоприятные природно-климатические условия, наличие минерально-сырьевых и трудовых ресурсов, развитость транспортных коммуникаций предопределили относительно высокую степень экономического потенциала Республики.
В рамках территориального разделения труда Кабардино-Балкарская Республика выступает поставщиком вольфрамо-молибденового концентрата, рентгеновской аппаратуры, телемеханических систем и комплексов, алмазного инструмента, нефтепромыслового оборудования, фруктовых и овощных консервов.
Республика располагает большим потенциалом для развития агропромышленного комплекса.
Благоприятные почвенно-климатические и экономические условия способствуют эффективному животноводству и возделыванию большинства сельскохозяйственных культур. Основными направлениями производственной специализации в сельском хозяйстве являются производство зерна (прежде всего кукурузы гибридных сортов), овощей, плодов, а также мясо-молочное животноводство, овцеводство и птицеводство.
Важной составной частью экономического потенциала Республики является курортно-рекреационный комплекс, функционирующий на базе многочисленных лечебных минеральных источников и уникальных природных условий.
Кабардино-Балкарская Республика располагает хорошо развитыми транспортными коммуникациями. Через Республику проходят автомобильная дорога "Кавказ" и железнодорожная магистраль общегосударственного значения. Внутриреспубликанские перевозки грузов и пассажиров в основном осуществляются автомобильным транспортом. Республика имеет развитую сеть автомобильных дорог. Количество автомобильных дорог с твердым покрытием в 7 раз выше, чем в среднем по Российской Федерации.
Экономика Кабардино-Балкарской Республики - это сложившийся многоотраслевой комплекс, соответствующий природным, климатическим и демографическим условиям Республики. Вместе с тем экстенсивное наращивание производственного потенциала, не всегда продуманное с точки зрения интересов Республики, привело к отдельным диспропорциям в развитии и размещении производительных сил, обостряющимся по мере нарастания кризисных процессов.
Анализ существующего положения в хозяйстве Республики и тенденций его развития позволяет выделить следующие проблемы, требующие к себе пристального внимания:
значительное отставание развития социальной сферы;
существенная дифференциация районов Республики по уровню экономического и социального развития, создающая экологические и социальные проблемы;
нерациональная структура экономики, при которой наибольшее развитие получили производства, работающие на привозном сырье и вывозящие большую часть продукции за пределы Республики. При этом крайне низкой остается доля продукции конечного потребления;
диспропорции в производстве строительных материалов, - связанные с изменением структуры спроса со стороны социально-гражданского и производственного строительства;
недостаточно развитый аграрный сектор, действующий в рамках неэффективных форм хозяйствования и в неполной мере использующий благоприятные природно-климатические условия Республики;
высокий удельный вес незанятого трудоспособного населения.
В большинстве своем отмеченные просчеты в размещении производительных сил и складывающиеся диспропорции в региональном размещении явились результатом существовавшего ранее ведомственного подхода.
Территориальная организация производства Кабардино-Балкарской Республики характеризуется неравномерностью размещения промышленных производств и преобладающей их концентрацией в г. Нальчике.
По уровню промышленного развития выделяются два района: равнинно-предгорный с двумя промышленными комплексами (в гг. Нальчике и Прохладном) и горный с одним узкоспециализированным промышленным узлом в городе Тырныаузе. На долю этих городов приходится свыше 80 процентов продукции промышленности, более 50 процентов основных производственных фондов и около 70 процентов промышленного персонала.
Неравномерное размещение предприятий на территории Республики обусловило наличие существенных диспропорций социально-экономического развития отдельных городов и районов и уровня занятости населения в общественном производстве.
По уровню промышленного развития Кабардино-Балкарская Республика относится к развитым районам с выраженной специализацией производства в территориальном разделении труда. Цветная металлургия, машиностроение и пищевая промышленность дают 80 процентов промышленной продукции. Сложное состояние, в котором оказалась экономика Республики, во многом определяется и недостаточным освоением собственной сырьевой и топливно-энергетической базы.
Кабардино-Балкарская Республика более 90 процентов потребляемой электроэнергии получает из других регионов, и лишь незначительная часть необходимой ей энергии вырабатывается на местных электростанциях. Сложившаяся структура снижает надежность электроснабжения, ведет к удорожанию энергии для потребителей и соответствующей утере конкурентоспособности продукции, а напряженный энергобаланс, сложившийся в Северо-Кавказской энергетической системе, сдерживает дальнейшее развитие производственного потенциала Республики.
Нерациональная структура хозяйства Республики, при которой наибольшее развитие получили отрасли промышленности, работающие преимущественно на привозном топливе, сырье, металле, комплектующих, а также вывозящие большую часть продукции за пределы Республики, послужила основной причиной спада в ее экономике при распаде традиционных экономических связей между регионами.
В связи с формированием экономики Республики в условиях жесткого администрирования недостаточное развитие получили отрасли, работающие на внутренний потребительский рынок. Несмотря на вполне приемлемое соотношение между продукцией отраслей тяжелой промышленности и товарами потребительского назначения (60:40), производство товаров народного потребления на душу населения в Республике на 30 процентов меньше, чем в Российской Федерации, причем товары длительного пользования в Республике почти не производятся. Формирование товарных ресурсов на 50 процентов происходит за счет ввоза из других регионов, что также усиливает зависимость Республики от политической и экономической конъюнктуры в других регионах страны.
Объем потребления населением основных материальных благ и услуг составляет 60-80 процентов от среднероссийского уровня. Сокращается потребление большинства продуктов питания на душу населения, которое и в прежние годы далеко не соответствовало действующим нормативам.
В аграрном комплексе преобладают экстенсивные формы ведения хозяйства. Недостаточные фондо- и энерговооруженность, низкий уровень развития мощностей по переработке и хранению сельскохозяйственного сырья в сочетании с неэффективными технологиями привели к тому, что, располагая достаточными условиями для развития высокоинтенсивного сельского хозяйства. Республика не обеспечена продовольствием собственного производства и вынуждена ввозить значительную его часть из других регионов.
Республика имеет значительные запасы нерудных полезных ископаемых, создающих практически неограниченные возможности для развития промышленности строительных материалов. Вместе с тем эта отрасль не получила должного развития из-за несоответствия имеющейся ресурсной базы требованиям строительного комплекса Республики, который в советские годы был ориентирован прежде всего на крупномасштабное строительство, излишне индустриализированное.
В силу специфических особенностей формирования строительного комплекса Республики в условиях административно-хозяйственных методов управления даже имеющаяся структура производственных мощностей предприятий промышленности стройматериалов не соответствует изменению структуры конечного спроса на производственное и непроизводственное строительство.
Нерациональность структуры основных фондов в строительном комплексе в последние годы являлась одним из факторов систематического невыполнения строительных программ по срокам: продолжительность строительства в среднем в 3-4 раза превышает нормативную. Небывалых размеров достигли объемы незавершенного строительства. Недостаточная эффективность инвестиционного комплекса в значительной мере сдерживает развитие производительных сил Республики. В результате по стоимости основных фондов на душу населения (как производственных, так и непроизводственных) Кабардино-Балкарская Республика занимает одно из последних мест среди российских регионов.
В наиболее кризисном положении оказалась инвестиционная сфера. На протяжении многих лет удельные капитальные вложения на душу населения по Республике были на 20 процентов ниже, чем в целом по Российской Федерации, что обусловило как отставание социальной сферы, так и недостаточный уровень развития производственного потенциала.
С конца 80-х годов падение инвестиционной активности приняло устойчивый характер, перейдя рациональные пределы и достигнув в 1992 году особо крупных масштабов (почти вдвое за год). В настоящее время объем инвестиций составляет менее 30 процентов к докризисному периоду и продолжает снижаться. В результате в большинстве отраслей усилился износ основных фондов, произошло устаревание производственного аппарата. В целом в промышленности износ основных фондов превысил 50 процентов. Важно отметить, что такое развитие процесса опасно превышением критического уровня и созданием ситуации, в которой объем капитальных вложений, необходимый для поддержания, а тем более развития производства, должен непропорционально резко увеличиться.
Крайне острой остается жилищная проблема. По обеспеченности населения жильем Республика находится на одном из последних мест в Российской Федерации. В очереди на получение жилья стоят свыше 20 процентов от общего количества семей. Спад жилищного строительства, начавшийся в 1988 году, к настоящему времени также достиг критической отметки. Ввод жилья и объектов социальной сферы сократился в 3-4 раза.