Утративший силу
Постановление Правительства РФ от 18 декабря 1995 г. N 1244 "О стабилизации и развитии экономики Кабардино-Балкарской Республики и создании на ее территории свободных экономических зон"
В целях стабилизации и развития экономики Кабардино-Балкарской Республики и реализации Указа Президента Российской Федерации от 22 марта 1995 г. N 300 "О свободной экономической зоне "Кабардино-Балкария" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 13, ст. 1125) Правительство Российской Федерации постановляет:
программу "Стабилизация и развитие экономики Кабардино-Балкарской Республики" (далее именуется - Программа).
1. Утвердить прилагаемую
Программы, для определения необходимого размера их поддержки за счет средств федерального бюджета.
2. Рекомендовать Кабинету Министров Кабардино-Балкарской Республики в месячный срок представить в Министерство экономики Российской Федерации технико-экономические обоснования развития предприятий, финансирование которых предусмотрено на первом этапе реализации.
Программы в размере уплаченных юридическими лицами сумм таможенных платежей при экспорте и выпуске для свободного обращения товаров на территории Кабардино-Балкарской Республики.
5. Министерству финансов Российской Федерации предусматривать в 1996-2000 годах выделение средств из федерального бюджета на цели реализации
Программы. Министерству финансов Российской Федерации предоставлять в установленном порядке государственные гарантии по иностранным кредитам под согласованные проекты.
6. Министерству экономики Российской Федерации в приоритетном порядке рассматривать предложения Кабинета Министров Кабардино-Балкарской Республики по привлечению инвестиционных кредитов в рамках Программа
"Стабилизация и развитие экономики Кабардино-Балкарской Республики"
(утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1995 г. N 1244)
Наименование Программы | - | программа "Стабилизация и развитие экономики Кабардино-Балкарской Республики" |
Дата принятия решения о разработке Программы, дата ее утверждения (наименование и номер соответствующего нормативного акта) | - | Указ Президента Российской Федерации от 22 марта 1995 г. N 300 "О свободной экономической зоне "Кабардино-Балкария", поручения Президента Российской Федерации от 1 ноября 1994 г. Пр-1552 в Правительства Российской Федерации от 15 августа 1995 г. АЧ-П2-25139постановление Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1995 г. N 1244 "О стабилизации в развитии экономика Кабардино-Балкарской Республики в создании на ее территории свободных экономических зон" |
Государственный заказчик, директор Программы | - | Кабинет Министров Кабардино-Балкарской Республики |
Основные разработчики Программы | - | Министерство экономики Российской Федерации, Кабинет Министров Кабардино-Балкарской Республики, Институт экономических проблем переходного периода |
Цель Программы, важнейшие целевые показателя | - | достижение бюджетного самофинансирования Кабардино-Балкарской Республики на уровне 900 - 1000 млрд. рублей (в сопоставимых цена 1995 года) в 2000 году как основы повышения уровня и качества жизни населения Республики и изменения места и роли экономики Республики за счет сохранения и рационального использования природного, сырьевого, производственного и кадрового потенциала, роста целевой активности и создания новых рабочих мест, увеличения налоговых поступлении в бюджет |
Задачи программы | - | обеспечение стабилизации в восстановление роста экономики, создание основы для дальнейшего устойчивого экономического развития, совершенствование механизма управления, организации и регулирования экономики в условиях формирования рынка, реструктуризация потенциала Республики в направлении развития конкурентоспособных производств реального сектора экономики, приоритетное развитие и финансирование структурообразующих отраслей, стимулирование инвестиций по приоритетным направлениям Программы, модернизация в реконструкция предприятий цветной металлургии в целях повышения конкурентоспособности производимого в Республике вольфрама и молибдена на мировом рынке, развитие собственной топливно-энергетической базы, повышение эффективности функционирования отраслей агропромышленного комплекса, улучшение условий для развития предпринимательства и деловой активности в целях расширения налоговой базы, создание условий для развития банковской, страховой и лизинговой деятельности, приватизация в интересах повышения эффективности производства и привлечения инвестиций, использование экологического потенциала Республики и обеспечение развития санаторно-курортных услуг, стимулирование развития материальной базы туризма, особенно экстремального (горные лыжи, альпинизм, горный туризм), с выходом на мировой рынок услуг и привлечением отечественных и иностранных инвестиций для реконструкции и нового строительства |
Сроки реализации Программы | - | 1996 - 2000 годы |
Объемы и источники финансирования | - | предполагается органичное сочетание бюджетных и внебюджетных источников финансирования. Программа рассчитана на выделение средств из федерального бюджета в пределах ежегодных ассигнований бюджетных кредитов, а также создает условия для привлечения средств внебюджетных источников, негосударственных институциональных структур, оффшорного центра, частных отечественных и иностранных инвесторов.Необходимый объем капитальных вложений для выполнения I этапа Программы (1996 - 1998 годы) составляет 1015 млрд. рублей (в сопоставимых ценах 1995 года). Основным источником финансирования на этом этапе являются средства федерального бюджета - 730 млрд. рублей, реинвестируемые средства предприятий - участников Программы - 80 млрд. рублей, средства республиканского бюджета - 40 млрд. рублей, внебюджетные фонды и другие источники финансирования - 165 млрд. рублей.Объем капитальных вложений на II этапе (1998-2000 годы) составит более 760 млрд. рублей (в сопоставимых ценах 1995 года), в том числе за счет средств федерального бюджета - 420 млрд, рублей, республиканского бюджета - 60 млрд. рублей, реинвестируемых средств предприятий - участников Программы - 160 млрд. рублей, внебюджетных фондов и других источников финансирования - 120 млрд. рублей |
Ожидаемые конечные результаты Программы | - | достижение бюджетной самодостаточности Кабардино-Балкарской Республики в 2000 году на уровне 900-1000 млрд. рублей (в сопоставимых ценах 1995 года), модернизация таких секторов экономики, как цветная металлургия, машиностроение, промышленность строительных материалов, перерабатывающие предприятия агропромышленного комплекса, производство минеральных вод, сфера рекреационных услуг, транспорт и связь, создание собственной топливно-энергетической базы на основе развития электроэнергетики, нефтедобыча, создание новых рабочих мест |
Система организации контроля за исполнением Программы | - | Административный комитет Программы ежегодно представляет информацию в доклад о выполнения Программы и об использовании средств федерального бюджета в Министерство экономики Российской Федерации. Министерство финансов Российской Федерации и, при необходимости, в Государственную налоговую инспекцию |
Кабардино-Балкарская Республика входит в состав Северо-Кавказского экономического района, расположена в северных предгорьях Большого Кавказа. Территория Республики составляет 12,5 тыс. кв. километров и включает в себя равнинные, предгорные и горные зоны.
Республика делится на 10 районов. На 1 января 1994 г. численность населения составляла 779,9 тыс. человек, в том числе 252,7 тыс. человек проживали в административном и культурном центре Республики - г. Нальчике. Выгодное географическое положение, благоприятные природно-климатические условия, наличие минерально-сырьевых и трудовых ресурсов, развитость транспортных коммуникаций предопределили относительно высокую степень экономического потенциала Республики.
В рамках территориального разделения труда Кабардино-Балкарская Республика выступает поставщиком вольфрамо-молибденового концентрата, рентгеновской аппаратуры, телемеханических систем и комплексов, алмазного инструмента, нефтепромыслового оборудования, фруктовых и овощных консервов.
Благоприятные почвенно-климатические и экономические условия способствуют эффективному животноводству и возделыванию большинства сельскохозяйственных культур. Основными направлениями производственной специализации в сельском хозяйстве являются производство зерна (прежде всего кукурузы гибридных сортов), овощей, плодов, а также мясо-молочное животноводство, овцеводство и птицеводство.
Важной составной частью экономического потенциала Республики является курортно-рекреационный комплекс, функционирующий на базе многочисленных лечебных минеральных источников и уникальных природных условий.
Кабардино-Балкарская Республика располагает хорошо развитыми транспортными коммуникациями. Через Республику проходят автомобильная дорога "Кавказ" и железнодорожная магистраль общегосударственного значения. Внутриреспубликанские перевозки грузов и пассажиров в основном осуществляются автомобильным транспортом. Республика имеет развитую сеть автомобильных дорог. Количество автомобильных дорог с твердым покрытием в 7 раз выше, чем в среднем по Российской Федерации.
Экономика Кабардино-Балкарской Республики - это сложившийся многоотраслевой комплекс, соответствующий природным, климатическим и демографическим условиям Республики. Вместе с тем экстенсивное наращивание производственного потенциала, не всегда продуманное с точки зрения интересов Республики, привело к отдельным диспропорциям в развитии и размещении производительных сил, обостряющимся по мере нарастания кризисных процессов.
Анализ существующего положения в хозяйстве Республики и тенденций его развития позволяет выделить следующие проблемы, требующие к себе пристального внимания:
существенная дифференциация районов Республики по уровню экономического и социального развития, создающая экологические и социальные проблемы;
нерациональная структура экономики, при которой наибольшее развитие получили производства, работающие на привозном сырье и вывозящие большую часть продукции за пределы Республики. При этом крайне низкой остается доля продукции конечного потребления;
диспропорции в производстве строительных материалов, - связанные с изменением структуры спроса со стороны социально-гражданского и производственного строительства;
недостаточно развитый аграрный сектор, действующий в рамках неэффективных форм хозяйствования и в неполной мере использующий благоприятные природно-климатические условия Республики;
В большинстве своем отмеченные просчеты в размещении производительных сил и складывающиеся диспропорции в региональном размещении явились результатом существовавшего ранее ведомственного подхода.
Территориальная организация производства Кабардино-Балкарской Республики характеризуется неравномерностью размещения промышленных производств и преобладающей их концентрацией в г. Нальчике.
По уровню промышленного развития выделяются два района: равнинно-предгорный с двумя промышленными комплексами (в гг. Нальчике и Прохладном) и горный с одним узкоспециализированным промышленным узлом в городе Тырныаузе. На долю этих городов приходится свыше 80 процентов продукции промышленности, более 50 процентов основных производственных фондов и около 70 процентов промышленного персонала.
Неравномерное размещение предприятий на территории Республики обусловило наличие существенных диспропорций социально-экономического развития отдельных городов и районов и уровня занятости населения в общественном производстве.
По уровню промышленного развития Кабардино-Балкарская Республика относится к развитым районам с выраженной специализацией производства в территориальном разделении труда. Цветная металлургия, машиностроение и пищевая промышленность дают 80 процентов промышленной продукции. Сложное состояние, в котором оказалась экономика Республики, во многом определяется и недостаточным освоением собственной сырьевой и топливно-энергетической базы.
Кабардино-Балкарская Республика более 90 процентов потребляемой электроэнергии получает из других регионов, и лишь незначительная часть необходимой ей энергии вырабатывается на местных электростанциях. Сложившаяся структура снижает надежность электроснабжения, ведет к удорожанию энергии для потребителей и соответствующей утере конкурентоспособности продукции, а напряженный энергобаланс, сложившийся в Северо-Кавказской энергетической системе, сдерживает дальнейшее развитие производственного потенциала Республики.
Нерациональная структура хозяйства Республики, при которой наибольшее развитие получили отрасли промышленности, работающие преимущественно на привозном топливе, сырье, металле, комплектующих, а также вывозящие большую часть продукции за пределы Республики, послужила основной причиной спада в ее экономике при распаде традиционных экономических связей между регионами.
В связи с формированием экономики Республики в условиях жесткого администрирования недостаточное развитие получили отрасли, работающие на внутренний потребительский рынок. Несмотря на вполне приемлемое соотношение между продукцией отраслей тяжелой промышленности и товарами потребительского назначения (60:40), производство товаров народного потребления на душу населения в Республике на 30 процентов меньше, чем в Российской Федерации, причем товары длительного пользования в Республике почти не производятся. Формирование товарных ресурсов на 50 процентов происходит за счет ввоза из других регионов, что также усиливает зависимость Республики от политической и экономической конъюнктуры в других регионах страны.
Объем потребления населением основных материальных благ и услуг составляет 60-80 процентов от среднероссийского уровня. Сокращается потребление большинства продуктов питания на душу населения, которое и в прежние годы далеко не соответствовало действующим нормативам.
В аграрном комплексе преобладают экстенсивные формы ведения хозяйства. Недостаточные фондо- и энерговооруженность, низкий уровень развития мощностей по переработке и хранению сельскохозяйственного сырья в сочетании с неэффективными технологиями привели к тому, что, располагая достаточными условиями для развития высокоинтенсивного сельского хозяйства. Республика не обеспечена продовольствием собственного производства и вынуждена ввозить значительную его часть из других регионов.
Республика имеет значительные запасы нерудных полезных ископаемых, создающих практически неограниченные возможности для развития промышленности строительных материалов. Вместе с тем эта отрасль не получила должного развития из-за несоответствия имеющейся ресурсной базы требованиям строительного комплекса Республики, который в советские годы был ориентирован прежде всего на крупномасштабное строительство, излишне индустриализированное.
В силу специфических особенностей формирования строительного комплекса Республики в условиях административно-хозяйственных методов управления даже имеющаяся структура производственных мощностей предприятий промышленности стройматериалов не соответствует изменению структуры конечного спроса на производственное и непроизводственное строительство.
Нерациональность структуры основных фондов в строительном комплексе в последние годы являлась одним из факторов систематического невыполнения строительных программ по срокам: продолжительность строительства в среднем в 3-4 раза превышает нормативную. Небывалых размеров достигли объемы незавершенного строительства. Недостаточная эффективность инвестиционного комплекса в значительной мере сдерживает развитие производительных сил Республики. В результате по стоимости основных фондов на душу населения (как производственных, так и непроизводственных) Кабардино-Балкарская Республика занимает одно из последних мест среди российских регионов.
В наиболее кризисном положении оказалась инвестиционная сфера. На протяжении многих лет удельные капитальные вложения на душу населения по Республике были на 20 процентов ниже, чем в целом по Российской Федерации, что обусловило как отставание социальной сферы, так и недостаточный уровень развития производственного потенциала.
С конца 80-х годов падение инвестиционной активности приняло устойчивый характер, перейдя рациональные пределы и достигнув в 1992 году особо крупных масштабов (почти вдвое за год). В настоящее время объем инвестиций составляет менее 30 процентов к докризисному периоду и продолжает снижаться. В результате в большинстве отраслей усилился износ основных фондов, произошло устаревание производственного аппарата. В целом в промышленности износ основных фондов превысил 50 процентов. Важно отметить, что такое развитие процесса опасно превышением критического уровня и созданием ситуации, в которой объем капитальных вложений, необходимый для поддержания, а тем более развития производства, должен непропорционально резко увеличиться.
Крайне острой остается жилищная проблема. По обеспеченности населения жильем Республика находится на одном из последних мест в Российской Федерации. В очереди на получение жилья стоят свыше 20 процентов от общего количества семей. Спад жилищного строительства, начавшийся в 1988 году, к настоящему времени также достиг критической отметки. Ввод жилья и объектов социальной сферы сократился в 3-4 раза.