(Действующий) Распоряжение Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 440-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Отток молодежи из сферы науки происходит прежде всего потому, что она является группой, наиболее уязвимой с социальной и экономической точек зрения. Старшее поколение ученых решает сегодня материальные проблемы, маневрируя на традиционном поприще науки и высшей школы, а для молодежи гораздо проще адаптироваться к неакадемическому рынку труда, нежели искать способы выживания в науке.
В настоящее время существуют различные меры поддержки молодых ученых, студентов и школьников, реализуемые на федеральном и региональном уровнях. В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 3 февраля 2005 г. N 120 и 121 ежегодно на конкурсной основе выделяются по 500 грантов Президента Российской Федерации молодым кандидатам наук и их научным руководителям, а также 100 грантов Президента Российской Федерации - молодым докторам наук.
В среднегодовом исчислении размер гранта для кандидата наук составляет 150 тыс. рублей, а для доктора наук - 250 тыс. рублей.
В рамках национального приоритетного проекта "Образование" и в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 апреля 2006 г. N 325 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 29 февраля 2008 г. N 283) осуществляется поддержка талантливой молодежи. Этот проект предусматривает ежегодное определение 5350 юных талантов во всех регионах России, из которых 1250 юношей и девушек (победители всероссийских олимпиад, победители и призеры международных олимпиад) получают премии в размере 60 тыс. рублей и 4100 молодых дарований (победители региональных и межрегиональных олимпиад и призеры всероссийских олимпиад) получают премии в размере 30 тыс. рублей.
Осуществляются программы по привлечению к научной деятельности талантливой молодежи, по поддержке научно-технического творчества школьников в гг. Москве и Санкт-Петербурге, в Самарской, Белгородской и Челябинской областях, в Красноярском крае и некоторых других регионах Российской Федерации, а также грантовые программы бизнеса по поддержке молодых талантливых ученых и специалистов.
В рамках ряда федеральных целевых программ до 2007 года выполнялись мероприятия, направленные на решение вопросов подготовки кадров. В частности, в рамках федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы выполнялось мероприятие "Технологии подготовки кадров для национальной технологической базы". Однако в федеральной целевой программе "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы не предусмотрено решение вопросов подготовки кадров.
На втором этапе реализации федеральной целевой научно-технической программы "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития науки и техники" на 2002 - 2006 годы предусматривались мероприятия по проведению молодыми учеными научных исследований по приоритетным направлениям науки, высоких технологий и образования, по развитию системы научно-исследовательской и учебно-исследовательской работы аспирантов и студентов в ведущих научных и образовательных центрах, развитию системы стажировок молодых ученых и преподавателей в крупных научно-образовательных центрах, развитию системы ведущих научных школ как среды генерации знаний и подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации. В федеральную целевую программу "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы" указанные мероприятия не включены, так как ее основной целью является получение научного продукта вне зависимости от состава исполнителей, а мероприятия по сохранению и развитию кадрового потенциала науки, образования и высокотехнологичных секторов экономики целесообразно реализовывать в рамках отдельной программы.
Сложившаяся в Российской Федерации ситуация в области воспроизводства и изменения возрастной структуры научных и научно-педагогических кадров показывает, что реализуемый комплекс государственных мер по привлечению и закреплению кадров является недостаточным и не оказывает решающего влияния на позитивное изменение ситуации.
Принципиальным является отсутствие единой программы, поддерживающей научные исследования молодых ученых в период выбора ими жизненного пути, в первую очередь сразу после защиты кандидатской диссертации. Важнейшим элементом является элемент привлекательности карьеры исследователя для молодых, начиная со школьной скамьи. Необходимо осуществлять поддержку ученых и научно-педагогических коллективов, которые выполняют двойную роль, - во-первых, демонстрируют успешность профессии ученого и преподавателя, во-вторых, осуществляют эффективную подготовку молодых научных и научно-педагогических кадров.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Вариантами решения проблемы являются:
реализация в рамках действующих федеральных и ведомственных целевых программ, а также в рамках программ грантовой поддержки мероприятий, связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и привлечением к их исполнению на конкурсной основе научных и научно-педагогических кадров всех возрастных групп;
создание единого программного механизма повышения эффективности воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и их закрепления в сфере науки, образования и высоких технологий при сохранении существующей системы государственной поддержки молодых ученых и ведущих научных школ.
Основное преимущество первого варианта заключается в отсутствии необходимости формирования нового комплексного механизма и осуществления связанных с этим дополнительных финансовых и организационных затрат.
Основные риски первого варианта заключаются в том, что подобное несистемное выделение средств не обеспечит решения поставленной актуальной задачи. Этот вариант не предполагает исследований и выявления точек роста, координации, систематизации и анализа результативности всей совокупности работ, что не позволит эффективно решить проблему в необходимые сроки.
Основным преимуществом второго варианта является реализация механизма государственной поддержки, управления и координации работ в области воспроизводства научных и научно-педагогических кадров с возможностью анализа результативности всей совокупности работ по решению проблемы.
Основные риски второго варианта связаны с длительностью и сложностью ведомственных согласований, процедур объективной экспертизы и мониторинга мероприятий Программы для создания нового комплексного механизма государственной поддержки, управления и координации работ в области воспроизводства научных и научно-педагогических кадров в сфере науки, высшего образования и высоких технологий.
Анализ преимуществ и рисков представленных вариантов решения проблемы позволяет сделать вывод о предпочтительности второго варианта реализации Программы.

V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом

Реализацию Программы предлагается осуществить в 2009 - 2013 годах в один этап, обеспечивающий непрерывность решения проблемы.
Предполагаемый срок получения значимых результатов по привлечению молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закреплению ее в этой сфере, эффективному воспроизводству научных и научно-педагогических кадров, обеспечивающих структурные преобразования государственного сектора науки и высшего образования, - 2013 год.

VI. Предложения по целям и задачам Программы, целевым индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход реализации Программы по годам

Целью Программы является создание условий для эффективного воспроизводства научных и научно-педагогических кадров и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий, сохранения преемственности поколений в указанной сфере.
Для достижения намеченной цели необходимо решить следующие задачи:
создание условий для улучшения качественного состава научных и научно-педагогических кадров, эффективной системы мотивации научного труда;
создание системы стимулирования притока и закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий (оборонно-промышленный комплекс, энергетическая, авиационно-космическая, атомная отрасли и иные приоритетные для Российской Федерации высокотехнологичные отрасли промышленности);
создание системы механизмов обновления научных и научно-педагогических кадров.
Целевые индикаторы и показатели реализации Программы представлены в приложении N 1.

VII. Предложения по объемам и источникам финансирования Программы

Финансирование реализации мероприятий Программы предполагается осуществлять за счет средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников.
Общий объем расходов федерального бюджета на реализацию Программы определен в ценах соответствующих лет исходя из необходимости выполнения различных проектов в рамках Программы, в том числе исходя из параметров этих проектов (стоимость проекта, планируемое число проектов и срок реализации).
Основной объем средств федерального бюджета планируется направить на реализацию мероприятия по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Это связано с необходимостью создания эффективной системы мотивации научного труда, стимулирования выполнения государственного заказа жизнеспособными научными коллективами, в которых молодые ученые, аспиранты и студенты работают с исследователями старших поколений, имеющими наиболее высокие результаты научного труда.
Уровень внебюджетного обеспечения Программы, составляющий примерно 13 процентов общего объема ее финансового обеспечения, определяется тем обстоятельством, что мероприятия Программы ориентированы в основном на решение кадровой проблемы государственного сектора науки, образования и высоких технологий, поскольку в частном секторе экономики указанная проблема решается путем обеспечения конкурентоспособного на рынке уровня заработной платы и социального обеспечения.
Объемы финансирования Программы приведены в приложении N 2.
Реализация Программы осуществляется в установленном порядке на основе государственных контрактов.
При недостаточности внебюджетных средств соответствующие расходы на реализацию мероприятий Программы не могут быть осуществлены за счет средств федерального бюджета.

VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы

Предварительная оценка ожидаемой эффективности Программы основывается на системе целевых индикаторов и показателей реализации Программы, приведенной в приложении N 1 к настоящей Концепции.
По прогнозным оценкам, к концу 2013 года реализация предусмотренных Программой мероприятий обеспечит достижение следующих положительных результатов, определяющих ее социально-экономическую эффективность:
а) повышение качества возрастной и квалификационной структуры кадрового потенциала в сфере науки, высшего образования и высоких технологий, преодоление негативной тенденции повышения среднего возраста исследователей путем:
снижения среднего возраста исследователей на 3 - 4 года;
увеличения доли исследователей высшей квалификации на 2 - 4 процента;
увеличения доли профессорско-преподавательского состава высшей квалификации на 4 - 6 процентов;
б) создание многоуровневой системы стимулирования притока молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий;
в) повышение качества научных публикаций путем увеличения доли России в числе статей в ведущих научных журналах мира на 1 - 1,5 процента;
г) увеличение числа научных и образовательных организаций, использующих передовой опыт ведущих мировых университетов.
Реализация Программы обеспечит необходимое воспроизводство научных и научно-педагогических кадров при относительной стабилизации их численности, привлечение молодежи в сферу науки, образования и высоких технологий, а также закрепление ее в этой сфере.

IX. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы

Ответственными за формирование и реализацию Программы являются Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию и Федеральное агентство по науке и инновациям.

X. Предложения по государственным заказчикам и разработчикам Программы