Действующий
Изменения,
которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 1 сентября 2008 г. N 652
(утв. постановлением Правительства РФ от 9 марта 2013 г. N 202)
Федеральную целевую программу "Модернизация единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2015 годы)", утвержденную указанным постановлением, изложить в следующей редакции:
2. Федеральная целевая программа
"Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы)"
(утв. постановлением Правительства РФ от 1 сентября 2008 г. N 652)
(в редакции постановления Правительства РФ от 9 марта 2013 г. N 202)
Паспорт
федеральной целевой программы "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации (2009 - 2020 годы)"
Наименование Программы | - | федеральная целевая программа "Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации(2009 - 2020 годы)" |
Дата принятия решения о разработке Программы | - | распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 1974-р |
Государственные заказчики | - | Федеральное агентство воздушного транспорта,Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды |
Государственный заказчик - координатор Программы | - | Министерство транспорта Российской Федерации |
Основные разработчики Программы | - | федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-исследовательский институт аэронавигации", автономная некоммерческая организация "Агентство Росгидромета по специализированному гидрометеобеспечению", федеральное бюджетное учреждение "Служба единой системы авиационно-космического поиска и спасания" |
Цель и задачи Программы | - | целью реализации Программы является повышение безопасности полетов и эффективности использования воздушного пространства за счет модернизации Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, ее объектов и взаимодействующих с ней систем путем создания и развития Аэронавигационной системы России на основе использования новых технических средств и технологий в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации.Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:внедрение перспективной структуры воздушного пространства Российской Федерации, совершенствование методов планирования его использования в интересах всех пользователей;модернизация и техническое перевооружение инфраструктуры (объектов) аэронавигации, укрупнение центров организации воздушного движения;внедрение перспективных наземных, бортовых и космических средств и систем аэронавигации в соответствии с Концепцией связи, навигации, наблюдения/организации воздушного движения Международной организации гражданской авиации (далее - Концепция организации воздушного движения);внедрение перспективных систем и технологий метеорологического обеспечения аэронавигации, включая предоставление данных в реальном времени;создание инфраструктуры единой системы авиационно-космического поиска и спасания и современного авиационного поисково-спасательного комплекса |
Важнейшие целевые индикаторы и показатели | - | важнейшими целевыми индикаторами реализации Программы являются:средняя величина налета воздушных судов в расчете на 1 инцидент, произошедший по причинам, связанным с аэронавигационным обслуживанием, с начала реализации Программы;повышение оправдываемости прогнозов погоды по аэродромам Российской Федерации;уровень охвата территории Российской Федерации поисково-спасательным обеспечением полетов |
Срок реализации Программы | - | 2009 - 2020 годы |
Основные мероприятия Программы | - | основными мероприятиями Программы являются:создание укрупненных районов организации воздушного движения;совершенствование аэронавигационного обслуживания полетов в районе аэродромов и на воздушных трассах;модернизация сети авиационной электросвязи и передачи данных;оснащение радиолокационных позиций средствами вторичной радиолокации;внедрение единой системы планирования использования воздушного пространства;переход к современным технологиям организации воздушного движения, основанным на внедрении средств и систем в соответствии с Концепцией организации воздушного движения;внедрение интегрированных военно-гражданских автоматизированных систем управления воздушным движением;проведение технической модернизации и автоматизации системы метеорологического обеспечения аэронавигации;развитие единой системы авиационно-космического поиска и спасания |
Объемы и источники финансирования | - | реализация мероприятий Программы предусматривает финансирование в объеме 90889,1млн. рублей(в ценах соответствующих лет), в том числе:за счет средств внебюджетных источников -31764,9 млн. рублей;за счет средств федерального бюджета -59124,2 млн. рублей |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности | - | повышение уровня безопасности воздушного движения к 2020 году в 1,5 раза;повышение пропускной способности воздушного пространства в 1,8 раза;снижение эксплуатационных расходов пользователей воздушного пространства на 80 млрд. рублей за период реализации Программы;повышение оправдываемости авиационных прогнозов погоды по аэродромам Российской Федерации до 91 процента;повышение прикрытия территории страны авиационными поисково-спасательными силами и средствами до 100 процентов;интеграция Аэронавигационной системы России с единой региональной европейской аэронавигационной системой на базе переходак перспективным системам, предусмотренным Концепцией организации воздушного движения, технологиям, правилам и процедурам Международной организации гражданской авиации;обеспечение возможности перевода Аэронавигационной системы России на работу в условиях военного времени без перестройки структуры, перерывов в функционировании и изменения порядка взаимодействия с другими системами.Общественная эффективность Программы в виде суммарного чистого дисконтированного дохода составит 56,7 млрд. рублей, коммерческая - 19,9 млрд. рублей, бюджетная - 8,6 млрд. рублей |
Единая система организации воздушного движения Российской Федерации (далее - Единая система) является важнейшим компонентом сохранения национальной безопасности государства, обеспечения безопасности воздушного движения и экономической эффективности полетов.
Территория и воздушное пространство, обслуживаемое Единой системой, превышают 25 млн. кв. километров, протяженность воздушных трасс составляет 532 тыс. километров, из которых более 150 тыс. километров являются международными. Организация использования воздушного пространства и обслуживание воздушного движения в Российской Федерации осуществляется 99 центрами Единой системы федерального, регионального и местного уровней.
В настоящее время всеми пользователями воздушного пространства Российской Федерации выполняется более 1 млн. полетов ежегодно, из них российскими авиакомпаниями - 59 процентов полетов, авиакомпаниями других государств - около 33 процентов.
Воздушными судами государственной и экспериментальной авиации выполняется 8 процентов общего количества полетов. Одновременно под управлением находятся более 800 воздушных судов.
Основу технического обеспечения Единой системы составляют традиционные радиотехнические системы, ограниченные по дальности действия, точности и функциональным возможностям. Их использование малоэффективно на низких высотах полета, в условиях обеспечения воздушного движения над большими водными пространствами, малонаселенной и труднодоступной местностью.
Системы связи, навигации и наблюдения центров Единой системы, выработавшие свой технический ресурс и требующие замены, составляют по различным типам от 56 до 85 процентов. Кроме того, 70 процентов эксплуатируемого самолетного парка, подлежащего в ближайшее время списанию, имеет на борту аэронавигационные системы и навигационные комплексы, не удовлетворяющие современным требованиям. Большая часть этих систем нуждается в замене.
В силу ограничения функциональных возможностей существующая Единая система не способна в полной мере реализовать внедрение перспективных технологий.
В настоящее время расходы на обеспечение функционирования Единой системы составляют около 20 млрд. рублей в год, в то время как США тратят на поддержание и развитие отрасли около 9 млрд. долларов США в год, а небольшая по территории Япония - около 1,6 млрд. долларов США в год. В государствах - членах Европейского союза на внедрение только технологии автоматического зависимого наблюдения выделено в 2003 - 2006 годах около 25 млрд. евро.
Технологическая и техническая обеспеченность авиационных метеорологических органов не соответствует в полной мере необходимому уровню автоматизации, предъявляемому к аэродромному оборудованию и средствам сопряжения с системами управления воздушным движением, что в значительной степени влияет на качество метеорологического обеспечения полетов, и эта ситуация с каждым годом усугубляется.
Существующая система обеспечения пользователей воздушного пространства аэронавигационной информацией не оснащена современными автоматизированными средствами. Вследствие недостаточного уровня автоматизации не созданы многоуровневая служба аэронавигационной информации и государственный банк аэронавигационных данных Российской Федерации.
В настоящее время единая система авиационно-космического поиска и спасания (далее - единая система поиска и спасания) не в полной мере удовлетворяет требованиям, предъявляемым к аналогичным системам в развитых странах.
Не осуществляется на должном уровне автоматизированное взаимодействие всех систем, участвующих в аэронавигационном обслуживании полетов, что препятствует их развитию. Одной из основных причин сложившейся ситуации является значительный износ технической базы Единой системы и ее ограниченные функциональные возможности.
Недостаточное финансирование и связанные с этим длительные сроки создания и внедрения новой техники приводят к увеличению сроков переходного периода, когда должны одновременно эксплуатироваться традиционные и перспективные средства и системы, что связано с дополнительными экономическими потерями.
высокая скорость нарастания интенсивности полетов в воздушном пространстве Российской Федерации (более чем в 2 раза) требует соответствующего технического обеспечения;
отставание Российской Федерации по темпам ввода новых технических средств и технологий, предусмотренных Концепцией организации воздушного движения, приводит к дисгармонии с мировой аэронавигационной инфраструктурой, возникают серьезные проблемы с обеспечением аэронавигационного обслуживания международных полетов, интеграцией российской системы с европейской и мировой системами;
процесс перехода к перспективным системам, предусмотренным Концепцией организации воздушного движения, требует повышения объема и уровня исследований, которые в настоящее время существенно отстают от уровня передовых стран.
Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации
В соответствии с Концепцией создания и развития Аэронавигационной системы России и планом мероприятий по ее реализации, одобренными Правительством Российской Федерации 4 октября 2006 г., на основе Единой системы и взаимодействующей с ней единой системы поиска и спасания, а также системы метеорологического обеспечения аэронавигации завершается создание организационно-функциональной и технической структуры Аэронавигационной системы России с едиными гражданско-военными органами, обеспечивающей реализацию потенциальных возможностей существующих технических средств и технологий в целях повышения безопасности и экономической эффективности использования воздушного пространства.
Достижение высоких темпов экономического роста в сфере организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания его пользователей возможно при следующих условиях:
удовлетворение спроса государственных и коммерческих пользователей на авиаперевозки и авиационные работы в воздушном пространстве Российской Федерации и зонах ее международной ответственности;
повышение качества жизни населения путем предоставления безопасного, регулярного и экономичного обслуживания воздушного движения.
Важным ресурсом, обеспечивающим достижение поставленной цели, являются государственные инвестиции, направленные на совершенствование и развитие организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания пользователей. В связи с этим особую важность приобретает задача модернизации Единой системы путем создания и развития Аэронавигационной системы России.
Аэронавигационная система России должна представлять собой систему организации использования воздушного пространства и аэронавигационного обслуживания его пользователей во всем воздушном пространстве Российской Федерации и зонах ее международной ответственности в интересах обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития экономики государства. Основой указанной системы является интегрированное взаимодействие человека, технологий, средств и служб при поддержке перспективных бортовых, наземных и космических средств и систем аэронавигации.
наземные, бортовые и космические средства, системы связи, навигации, посадки, наблюдения, авиационно-космического поиска и спасания, аэронавигационной информации и метеорологического обеспечения;
подготовленный персонал, осуществляющий в соответствии с установленными правилами и процедурами организацию использования воздушного пространства и аэронавигационное обслуживание его пользователей.
При существующих тенденциях развития ситуации необходимо, чтобы действующие в настоящее время Единая система, единая система поиска и спасания и система метеорологического обеспечения аэронавигации, составляющие основу Аэронавигационной системы России, были способны наращивать свои возможности в соответствии с требованиями российских и иностранных пользователей воздушного пространства Российской Федерации. Для этого необходимо сократить сроки внедрения новых средств и систем, а также снизить капиталоемкость работ по модернизации и развитию этих систем.
Указанные факторы предопределяют необходимость применения на федеральном уровне программно-целевого метода решения рассматриваемой проблемы в интересах обеспечения экономического роста, социальной стабильности и обороноспособности государства.
Первый вариант решения проблемы предусматривает финансирование в размере 90889,1 млн. рублей и позволит достичь все поставленные цели.
Второй вариант решения проблемы предусматривает использование непрограммного метода с единственным источником финансирования в виде сборов за аэронавигационное обслуживание. При этом необходимо осуществить повышение ставок сборов за аэронавигационное обслуживание, в связи с чем существует риск снижения интенсивности воздушного движения в Российской Федерации из-за экономической непривлекательности использования воздушного пространства Российской Федерации иностранными авиакомпаниями. При неповышении ставок существует риск срыва сроков оснащения основными производственными фондами, используемыми для обеспечения безопасности полетов.