(Действующий) Распоряжение Правительства РФ от 25 апреля 2008 г. N 563-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
недостатки в системе подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере футбола;
нехватка молодых перспективных футболистов для отбора в сборные команды страны, значительное количество легионеров в футбольных клубах, низкий уровень в мировом футбольном рейтинге клубных команд и российских сборных команд.
Для развития футбола базовое значение имеет состояние детско-юношеского спорта, который обеспечивает как массовость занятий футболом среди детей и молодежи, так и подготовку российских футболистов для сборных команд.
Одной из основных причин низких темпов развития детского и юношеского футбола является то, что в этой сфере не произошло перестройки в условиях глобального изменения политической и социально-экономической систем в Российской Федерации.
В настоящее время в стране действует 2328 специализированных детско-юношеских спортивных школ по футболу и детско-юношеских спортивных школ, имеющих отделения футбола (далее - профильные спортивные школы), в которых занимается около 400 тысяч учащихся в возрасте от 6 до 15 лет, тогда как в 2003 году действовало 1987 таких школ на 353 тысячи учащихся.
В последние годы наметилась тенденция к увеличению количества профильных спортивных школ и, следовательно, количества занимающихся в них детей. Это стало возможным благодаря государственной политике, направленной на поддержку образовательных учреждений.
Вместе с тем анализ состояния дел в сфере футбола показал, что существующие проблемы в детском и юношеском футболе не обеспечивают качественной подготовки спортивного резерва по футболу и значительно затрудняют процесс интегрирования российского футбола в европейское и мировое футбольное сообщество.
Так, профильные спортивные школы оснащены в основном открытыми футбольными полями, что с учетом климатических условий России значительно ограничивает временной период подготовки футболистов, а газоны из искусственной травы, на которых проводятся учебно-тренировочные занятия, не соответствуют современным требованиям. Имеющихся футбольных полей не хватает, чтобы расширить набор лиц, желающих заниматься этим видом спорта. Кроме того, профильные спортивные школы испытывают острую нехватку в современном спортивном оборудовании.
Занятия в профильных спортивных школах проводятся по устаревшим программам, которые не в полной мере учитывают передовой российский и международный уровень подготовки юных футболистов.
Значительно ниже нормативов, установленных Союзом европейских футбольных ассоциаций, кадровое обеспечение профильных спортивных школ, так как в стране не создана эффективная система повышения квалификации тренеров-преподавателей по футболу детско-юношеских спортивных школ по футболу и детско-юношеских спортивных школ, имеющих отделения футбола (далее - тренер-преподаватель).
Подпрограмма "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы" федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" (далее - подпрограмма) направлена на комплексное решение проблем физического воспитания и оздоровления населения путем целенаправленного использования всех возможностей футбола, его популяризации и приобщения детей и молодежи к регулярным занятиям этим видом спорта, укрепления инфраструктуры детско-юношеского футбола, обеспечения системного отбора в сборные команды страны талантливых юных футболистов и их качественной подготовки с целью повышения конкурентоспособности России в этой сфере на международном уровне.

II. Обоснование целесообразности решения проблем программно-целевым методом

Сложившиеся негативные тенденции в футболе требуют применения эффективных механизмов и методов их преодоления.
Реализация подпрограммы является оптимальным решением проблемы развития футбола в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами, полученными от реализации подпрограмм, и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.
Основной акцент в подпрограмме будет сделан на развитие детско-юношеского футбола. С этой целью основные усилия в профильных спортивных школах будут направлены на улучшение их материально-технической базы, разработку и внедрение новых методик обучения в соответствии с мировыми стандартами, а также на повышение квалификации тренеров-преподавателей.
Использование программно-целевого метода позволит обеспечить решение проблемы развития футбола на основе максимально эффективного управления предоставляемыми государством финансами.
Подпрограмма как организационная основа реализации государственной политики в области футбола представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, направленных на изменения в структуре и содержании детско-юношеского футбола, системе управления, организационно-правовых формах субъектов спортивного футбольного процесса и финансово-экономических механизмах.
Мероприятия подпрограммы носят межотраслевой характер. Реализация мероприятий предполагает участие всех субъектов спортивного футбольного процесса, включая учреждения и организации, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов управления субъектов Российской Федерации и муниципальных органов управления физической культурой и спортом, органов образования, а также спортивных организаций. Это позволит проводить единую государственную политику в сфере футбола, решить проблему диспропорций в развитии детско-юношеского футбола в регионах и сформировать единое информационное пространство. В рамках подпрограммы будут применены новые механизмы сотрудничества государства и гражданского общества, обеспечивающие их эффективное взаимодействие.
Применение программно-целевого метода при решении проблем в сфере футбола позволит:
обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль инвестирования государственных средств в развитие футбола;
разработать и внедрить технологию решения актуальных проблем футбола с участием всех субъектов футбольного процесса;
создать предпосылки и условия для дальнейшего устойчивого развития и функционирования инфраструктуры, созданной в ходе реализации подпрограммы.

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

На сегодняшний день существует несколько основных проблем в сфере футбола, в том числе детско-юношеского футбола.
Во-первых, это неэффективная работа по развитию организованных форм занятий среди детей и учащейся молодежи.
Из общего количества лиц, занимающихся всеми видами спорта, почти 12 процентов (1-е место) составляют лица, занимающиеся футболом в физкультурно-спортивных организациях, некоторое их количество занимается футболом в так называемых неорганизованных формах. Потребность в занятиях футболом, особенно в старших возрастных молодежных группах, реализуется примерно на 50 процентов.
По количеству лиц, занимающихся футболом, относительно численности населения в стране (0,8 процента) Россия значительно отстает от Великобритании, Италии, Германии и Чехии, где этот показатель приближается к 5 процентам.
Во-вторых, это старение и выбытие основных фондов и оборудования физкультурно-спортивных сооружений.
Обеспеченность футбольными полями в России находится на низком уровне (на 100 тыс. жителей в среднем приходится 14 футбольных полей, в то время как в Европе - 30).
В-третьих, это неэффективность существующей системы по подготовке спортивного резерва для сборных команд страны.
В настоящее время не создан действенный институт отбора наиболее талантливых юных футболистов, занимающихся в профильных спортивных школах. Вместе с тем сохраняется переизбыток легионеров в футбольных клубах страны.
В-четвертых, это отсутствие полномасштабной системы повышения квалификации тренеров-преподавателей.
Нехватка высокопрофессиональных тренерско-преподавательских кадров детско-юношеских спортивных школ отрицательно сказывается на качестве подготовки спортивного резерва для сборных команд страны.
В-пятых, это неудовлетворительное учебно-методическое обеспечение детско-юношеских спортивных школ.
Отсутствие новых учебных методик по отбору кандидатов в сборные команды и других учебно-методических пособий, разработка которых учитывает передовой российский и зарубежный опыт, не позволяет обеспечить учебный процесс, ориентированный на подготовку футболистов международного уровня.
В-шестых, это неудовлетворительное материально-техническое обеспечение процесса подготовки юных футболистов.
Отсутствие современных специализированных учебно-тренировочных баз, оснащенных необходимым спортивным оборудованием, значительно затрудняет подготовку юношеских и молодежных сборных команд по футболу, сформированных из числа учащихся профильных спортивных школ, на уровне ведущих команд мира.
Если не изменить сложившуюся ситуацию и подходы к организации и финансированию детского и юношеского футбола, не будут выявлены и в полной мере решены проблемы развития футбола, имеющие общегосударственное значение, не будет создана федеральная система распространения передового опыта учебно-тренировочной работы, подготовки спортивного резерва и распространения эффективных технологий для решения проблем в сфере футбола.
Отказ от решения указанных проблем программно-целевым методом приведет к инерционным процессам в сфере футбола, показатели активного участия всех категорий населения, в том числе детей и молодежи, не будут улучшаться, а развитие футбола как вида спорта, в том числе и профессионального, будет недостаточным.
В рамках подпрограммы предполагается сформировать действенные механизмы сотрудничества государства и гражданского общества, обеспечивающие их эффективное взаимодействие для решения задач в области развития футбола.

IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы

Исходя из того что средства, предусмотренные на реализацию подпрограммы, будут расходоваться оптимально и эффективно, варианты решения проблем в сфере футбола связаны с объемами и динамикой финансирования мероприятий подпрограммы.
Финансирование подпрограммы составляет 19126,8 млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета - 10575,3 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
По первому варианту, когда обеспечено полное и своевременное поступление средств из всех предусмотренных подпрограммой источников финансирования, мероприятия, предлагаемые для реализации в рамках подпрограммы, выполняются в полном объеме, взаимоувязаны между собой, носят комплексный характер и их география охватывает всю территорию Российской Федерации.
При этом приоритетными направлениями считаются:
вовлечение максимально возможного числа детей, подростков и молодежи в систематические занятия футболом и формирование здорового образа жизни;
совершенствование системы подготовки спортивного резерва для сборных команд из числа детей, занимающихся в детско-юношеских спортивных школах;
расширение и модернизация инфраструктуры детско-юношеского футбола;
организация пропаганды занятий футболом как составной части здорового образа жизни.
В случае реализации первого варианта предполагается развитие детско-юношеского футбола, в том числе: