(Действующий) Распоряжение Правительства РФ от 25 апреля 2008 г. N 563-р...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
25 апреля 2008 г.
N 563-р

Концепция
подпрограммы "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы" федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы"
(утв. распоряжением Правительства РФ от 25 апреля 2008 г. N 563-р)

I. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей подпрограммы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации

Занятия широких масс населения физической культурой и спортом, а также успехи на международных состязаниях являются доказательством жизнеспособности любой нации.
Спорт является средством отдыха и оздоровления различных социальных групп населения, реабилитации инвалидов и повышения качества жизни. Он активно внедряется в систему образования и воспитания подрастающего поколения.
При решении задач социально-экономического развития страны одним из приоритетных направлений является воспитание здорового молодого поколения посредством привлечения детей и молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Неудовлетворительные показатели здоровья и физической подготовки детей, молодежи и призывников в Российской Федерации свидетельствуют о наличии ряда нерешенных проблем в сфере физической культуры и спорта.
Одним из факторов, негативно влияющим на формирование здоровья детей, подростков и молодежи, является низкая двигательная активность.
В этой связи необходимо отметить, что по своему физиологическому воздействию на организм одним из наиболее динамичных, гармоничных и разносторонних видов спорта, доступного всем возрастным категориям населения, является футбол. Эта зрелищная и увлекательная спортивная игра значительно превосходит все остальные виды спорта как по количеству занимающихся, так и по количеству зрителей.
Вместе с тем помимо проблем, существующих в целом в области физической культуры и спорта, в сфере футбола имеется ряд факторов, отрицательно влияющих на его развитие в Российской Федерации:
незначительное количество лиц, занимающихся футболом в России, по сравнению с зарубежными странами;
неудовлетворительное состояние материально-технической базы для занятий футболом;
отсутствие специализированных учебно-тренировочных баз для подготовки российских сборных команд по футболу;
недостатки в системе подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере футбола;
нехватка молодых перспективных футболистов для отбора в сборные команды страны, значительное количество легионеров в футбольных клубах, низкий уровень в мировом футбольном рейтинге клубных команд и российских сборных команд.
Для развития футбола базовое значение имеет состояние детско-юношеского спорта, который обеспечивает как массовость занятий футболом среди детей и молодежи, так и подготовку российских футболистов для сборных команд.
Одной из основных причин низких темпов развития детского и юношеского футбола является то, что в этой сфере не произошло перестройки в условиях глобального изменения политической и социально-экономической систем в Российской Федерации.
В настоящее время в стране действует 2328 специализированных детско-юношеских спортивных школ по футболу и детско-юношеских спортивных школ, имеющих отделения футбола (далее - профильные спортивные школы), в которых занимается около 400 тысяч учащихся в возрасте от 6 до 15 лет, тогда как в 2003 году действовало 1987 таких школ на 353 тысячи учащихся.
В последние годы наметилась тенденция к увеличению количества профильных спортивных школ и, следовательно, количества занимающихся в них детей. Это стало возможным благодаря государственной политике, направленной на поддержку образовательных учреждений.
Вместе с тем анализ состояния дел в сфере футбола показал, что существующие проблемы в детском и юношеском футболе не обеспечивают качественной подготовки спортивного резерва по футболу и значительно затрудняют процесс интегрирования российского футбола в европейское и мировое футбольное сообщество.
Так, профильные спортивные школы оснащены в основном открытыми футбольными полями, что с учетом климатических условий России значительно ограничивает временной период подготовки футболистов, а газоны из искусственной травы, на которых проводятся учебно-тренировочные занятия, не соответствуют современным требованиям. Имеющихся футбольных полей не хватает, чтобы расширить набор лиц, желающих заниматься этим видом спорта. Кроме того, профильные спортивные школы испытывают острую нехватку в современном спортивном оборудовании.
Занятия в профильных спортивных школах проводятся по устаревшим программам, которые не в полной мере учитывают передовой российский и международный уровень подготовки юных футболистов.
Значительно ниже нормативов, установленных Союзом европейских футбольных ассоциаций, кадровое обеспечение профильных спортивных школ, так как в стране не создана эффективная система повышения квалификации тренеров-преподавателей по футболу детско-юношеских спортивных школ по футболу и детско-юношеских спортивных школ, имеющих отделения футбола (далее - тренер-преподаватель).
Подпрограмма "Развитие футбола в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы" федеральной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 - 2015 годы" (далее - подпрограмма) направлена на комплексное решение проблем физического воспитания и оздоровления населения путем целенаправленного использования всех возможностей футбола, его популяризации и приобщения детей и молодежи к регулярным занятиям этим видом спорта, укрепления инфраструктуры детско-юношеского футбола, обеспечения системного отбора в сборные команды страны талантливых юных футболистов и их качественной подготовки с целью повышения конкурентоспособности России в этой сфере на международном уровне.

II. Обоснование целесообразности решения проблем программно-целевым методом

Сложившиеся негативные тенденции в футболе требуют применения эффективных механизмов и методов их преодоления.
Реализация подпрограммы является оптимальным решением проблемы развития футбола в условиях реформирования бюджетного процесса, предусматривающего смещение акцентов с управления расходами на управление результатами, полученными от реализации подпрограмм, и переход преимущественно к программно-целевым методам бюджетного планирования.
Основной акцент в подпрограмме будет сделан на развитие детско-юношеского футбола. С этой целью основные усилия в профильных спортивных школах будут направлены на улучшение их материально-технической базы, разработку и внедрение новых методик обучения в соответствии с мировыми стандартами, а также на повышение квалификации тренеров-преподавателей.
Использование программно-целевого метода позволит обеспечить решение проблемы развития футбола на основе максимально эффективного управления предоставляемыми государством финансами.
Подпрограмма как организационная основа реализации государственной политики в области футбола представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, направленных на изменения в структуре и содержании детско-юношеского футбола, системе управления, организационно-правовых формах субъектов спортивного футбольного процесса и финансово-экономических механизмах.
Мероприятия подпрограммы носят межотраслевой характер. Реализация мероприятий предполагает участие всех субъектов спортивного футбольного процесса, включая учреждения и организации, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти, органов управления субъектов Российской Федерации и муниципальных органов управления физической культурой и спортом, органов образования, а также спортивных организаций. Это позволит проводить единую государственную политику в сфере футбола, решить проблему диспропорций в развитии детско-юношеского футбола в регионах и сформировать единое информационное пространство. В рамках подпрограммы будут применены новые механизмы сотрудничества государства и гражданского общества, обеспечивающие их эффективное взаимодействие.
Применение программно-целевого метода при решении проблем в сфере футбола позволит:
обеспечить адресность, последовательность, преемственность и контроль инвестирования государственных средств в развитие футбола;
разработать и внедрить технологию решения актуальных проблем футбола с участием всех субъектов футбольного процесса;
создать предпосылки и условия для дальнейшего устойчивого развития и функционирования инфраструктуры, созданной в ходе реализации подпрограммы.

III. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода

На сегодняшний день существует несколько основных проблем в сфере футбола, в том числе детско-юношеского футбола.
Во-первых, это неэффективная работа по развитию организованных форм занятий среди детей и учащейся молодежи.
Из общего количества лиц, занимающихся всеми видами спорта, почти 12 процентов (1-е место) составляют лица, занимающиеся футболом в физкультурно-спортивных организациях, некоторое их количество занимается футболом в так называемых неорганизованных формах. Потребность в занятиях футболом, особенно в старших возрастных молодежных группах, реализуется примерно на 50 процентов.
По количеству лиц, занимающихся футболом, относительно численности населения в стране (0,8 процента) Россия значительно отстает от Великобритании, Италии, Германии и Чехии, где этот показатель приближается к 5 процентам.
Во-вторых, это старение и выбытие основных фондов и оборудования физкультурно-спортивных сооружений.
Обеспеченность футбольными полями в России находится на низком уровне (на 100 тыс. жителей в среднем приходится 14 футбольных полей, в то время как в Европе - 30).
В-третьих, это неэффективность существующей системы по подготовке спортивного резерва для сборных команд страны.
В настоящее время не создан действенный институт отбора наиболее талантливых юных футболистов, занимающихся в профильных спортивных школах. Вместе с тем сохраняется переизбыток легионеров в футбольных клубах страны.
В-четвертых, это отсутствие полномасштабной системы повышения квалификации тренеров-преподавателей.
Нехватка высокопрофессиональных тренерско-преподавательских кадров детско-юношеских спортивных школ отрицательно сказывается на качестве подготовки спортивного резерва для сборных команд страны.
В-пятых, это неудовлетворительное учебно-методическое обеспечение детско-юношеских спортивных школ.
Отсутствие новых учебных методик по отбору кандидатов в сборные команды и других учебно-методических пособий, разработка которых учитывает передовой российский и зарубежный опыт, не позволяет обеспечить учебный процесс, ориентированный на подготовку футболистов международного уровня.
В-шестых, это неудовлетворительное материально-техническое обеспечение процесса подготовки юных футболистов.