Действующий
(02) вести учет поступающей на судно навигационной, гидрометеорологической и промысловой информации;
(03) обеспечивать содержание в исправном состоянии, правильную эксплуатацию и своевременный ремонт приборов и инструментов своего заведования, вести техническую документацию;
(04) ежесуточно определять поправку хронометра, сверять показания судовых часов;
(05) следить за своевременным производством девиационных работ на судне;
(06) своевременно получать, заменять и хранить надлежащим образом пиротехнические средства;
(07) проводить занятия и тренировки с матросами по использованию приборов и инструментов своего заведования;
(08) при отсутствии в штате судна должности четвертого помощника капитана - выполняет его обязанности.
54. Третий помощник несет ходовые вахты с 08 до 12 и с 20 до 24 часов, стояночные вахты; при швартовых операциях руководит работами на баке (полубаке) или ином месте по указанию капитана.
Четвертый помощник капитана
55. Четвертый помощник капитана в необходимых случаях замещает третьего помощника. Четвертый помощник выполняет обязанности по указанию старшего помощника капитана и ведет судовую канцелярию.
Обязанности: составлять судовые роли, таможенные декларации, пассажирские списки и другую оперативную документацию; оформлять приход и отход судна; получать и регистрировать судовые, машинные и другие журналы; вести учет списочного состава экипажа, рабочего времени, должностных перемещений, составлять графики отпусков.
56. Четвертый помощник несет ходовые вахты с 04 до 08 часов под руководством старшего помощника и с 16 до 20 часов под его контролем, а также стояночные вахты; при швартовых операциях он действует по указанию капитана.
57. Пятый помощник капитана (по пожарно-технической части) обеспечивает противопожарную безопасность судна.
(01) контролировать состояние противопожарной безопасности судна и соблюдение экипажем противопожарных правил;
(02) обеспечивать меры противопожарной защиты при выполнении на судне ремонтных работ и работ с открытым огнем; не допускать эксплуатации на судне оборудования, технических средств и материалов, состояние которых создает опасность возникновения пожара;
(03) ежесуточно проверять стационарные и переносные средства пожаротушения, дымоизолирующие приборы индивидуального пользования, готовность их к действию, исправность средств пожарной сигнализации и систем противопожарных закрытий;
(04) вести график пожарных вахт; проводить инструктажи, занятия и тренировки (учебные тревоги) с экипажем по противопожарной профилактике и практике тушения пожаров; непосредственно руководить аварийными партиями (группами);
(05) перед приемкой огнеопасных грузов проверять готовность судна к грузовым операциям, надлежащее размещение и укладку этих грузов, выполнение правил морской перевозки опасных грузов;
(06) следить за состоянием противопожарного имущества и инвентаря, своевременно принимать меры к его ремонту и пополнению до установленных норм;
(07) обо всех обнаруженных нарушениях и недостатках докладывать старшему (вахтенному) помощнику и принимать меры к их устранению.
58. Боцман подчиняется старшему помощнику капитана и является непосредственно начальником палубной команды.
Боцман обеспечивает техническое обслуживание корпуса, палуб, грузовых и судовых помещений, надстроек, танков пресной воды, измерительных, приемных и воздушных труб, рангоута, такелажа, включая антенное хозяйство, трапных конструкций, кранцевой защиты, клинкетных дверей и их приводов (кроме МКО); рулевого, грузового, якорного, швартовного и буксирного устройств с их техническими средствами (без механики, гидравлики и электрики); спасательных средств, противопожарного, аварийно-спасательного оборудования, имущества и инвентаря и других технических средств, оборудования и устройств своего заведования. Ведает сменно-запасными частями, материально-техническим снабжением, кладовыми своего заведования и является непосредственным руководителем судовых работ.
(01) соблюдать правила технической эксплуатации и обслуживания технических средств своего заведования, уметь управлять ими; обеспечивать своевременные проверки и испытания судовых устройств и их деталей, осуществлять профилактику и ремонт;
(02) составлять планы судовых работ, распределять подчиненных и обеспечивать безопасность работ;
(03) обеспечивать готовность к действию спасательных средств, аварийно-спасательных и противопожарных средств индивидуального и коллективного пользования; следить за постоянной готовностью спасательных плотов и шлюпок, их укомплектованностью, надлежащим техническим состоянием спускного оборудования;
(04) подготавливать материалы для составления ремонтных ведомостей, контролировать сроки и качество ремонтных работ;
(05) обеспечивать получение, хранение и учет аварийно-спасательного и противопожарного имущества и инвентаря, материально-технического снабжения, вести установленную документацию;
(06) обеспечивать подготовку трюмов и грузового комплекса к грузовым операциям, лично участвовать в работах по креплению, погрузке и выгрузке крупногабаритных и тяжеловесных грузов;
(07) следить за чистотой и порядком в жилых помещениях и столовой команды, производить ежедневные обходы судна;
(08) обеспечивать подготовку и установку лесов, беседок и приспособлений для работ на высоте и за бортом, безопасность при работах с повышенной опасностью;
(09) готовить и устанавливать кранцевую защиту судна;
(10) следить за исправным состоянием водяной палубной магистрали, штормовых портиков, шпигатов, льяльных трюмных колодцев, ватервейсов, сточных отверстий;
(11) проверять готовность судна к выходу в море; надлежащую подготовку открытых палуб, защищенность оборудования, закрытие грузовых и иных люков и горловин, крепление по-походному палубных устройств, грузов и т.д.; проверять готовность судна к шторму, борьбе с обледенением;
(12) при стоянке судна следить за креплением швартовных тросов, кранцевой защитой, установкой и вооружением трапов, сходен и переходов, наличием щитов на отливных и шпигатных отверстиях, крысиных щитков, соответствующего освещения;
(13) при проходе судном узкостей, входе и выходе из порта, подходе к месту якорной стоянки, в сложных условиях плавания и при швартовных операциях проверить и подготовить якоря к отдаче и находиться на баке или ином месте по указанию старшего (вахтенного) помощника.
60. Плотник подчиняется боцману и при необходимости замещает его.
Плотник обязан: выполнять судовые плотницкие и столярные работы; управлять всеми палубными техническими средствами; знать приемную систему пресной воды, воздушных и мерительных труб грузовых помещений и расположение балластных и танков пресной воды; принимать пресную воду, делать контрольные замеры водяных танков, сточных колодцев и льял, следить за состоянием водяных шлангов; обеспечивать исправное состояние и водонепроницаемость иллюминаторов, вентиляционных устройств, палубных закрытий; следить за техническим состоянием палубной пожарной магистрали, трюмной осушительной системы, настилов и закрытий трюмов, исправным состоянием фановой и сточной систем; обеспечивать изготовление и постановку лесов, приспособлений для работы на высоте и за бортом, ремонт трапов, штормтрапов и сходней, лееров ограждений; осуществлять вооружение кранцевой защиты судна; заниматься креплением и сепарированием груза, ремонтом тары; выполнять бондарные работы.
На судах, где плотника нет, его обязанности выполняет старший матрос.
61. Старший матрос подчиняется боцману.
Старший матрос обязан: управлять всеми палубными техническими средствами, самостоятельно работать с якорными устройствами, выполнять судовые работы повышенной опасности; уметь выполнять плотницкие работы и работы по установке кранцевой защиты судна; при необходимости руководить швартовкой судна на баке или корме; уметь пользоваться всеми средствами пожаротушения; управлять шлюпкой на веслах, моторе и под парусами и выполнять обязанности старшины шлюпки; обеспечивать безопасное выполнение работ; выполнять обязанности старшего рулевого; нести вахты по судовому расписанию.
На добывающих судах старший матрос обязан знать и выполнять обязанности матроса 1-го класса промысловой команды; на обрабатывающих - матроса 1-го класса команды обработки.
62. Матрос 1-го класса подчиняется боцману.
Матрос 1-го класса обязан: стоять на руле по магнитному компасу и гирокомпасу и переходить с автоматического управления судном на ручное и обратно; знать расположение грузовых помещений, балластных и танков пресной воды, их мерительных и воздушных труб; производить укладку, сепарирование и учет груза; знать специфику погрузки опасных грузов; уметь: пользоваться всеми средствами внутренней связи и аварийной сигнализации, вести визуальное и слуховое наблюдение, работать с грузовым, шлюпочным, якорным, швартовным и палубными устройствами, пользоваться спасательными индивидуальными и судовыми средствами, устанавливать кранцевую защиту судна, управлять палубными техническими средствами (лебедками, кранами и другими подъемными средствами), производить замеры льял и колодцев; производить малярные, такелажные, парусные и другие судовые работы, включая работы на высоте и за бортом; нести вахту на ходу и стоянке; на наливных судах знать устройство и расположение грузовых и зачистных магистралей, уметь манипулировать основными приводами палубных клинкетов.