Действующий
(04) задержать и изолировать до прихода в первый отечественный порт лицо, действия которого не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, но угрожают безопасности судна или находящихся на нем людей и имущества;
(05) в случае совершения на судне, находящемся в плавании, уголовно наказуемого деяния, произвести дознание в установленном законодательством порядке; задержать и изолировать лицо, подозреваемое в совершении преступления до прихода в первый отечественный порт для передачи его с материалами дознания соответствующим властям;
(06) в случае необходимости отстранить от исполнения служебных обязанностей любого члена судового экипажа, списать его с судна и отправить в порт приписки при первой возможности;
(07) в случае опасности для судна, людей и груза либо для оказания помощи другому судну или людям устанавливать режим работы главной силовой установки (других технических средств) с превышением установленных норм, принимая ответственность за последствия на себя;
(08) во время плавания удостоверять завещания лиц, находящихся на борту судна. С прибытием в порт такое завещание должно быть оформлено в законном порядке;
(09) удостоверять факт рождения ребенка или смерти на судне с оформлением соответствующих актов и донесения судовладельцу. При длительном нахождении в море и невозможности сохранения тела - предать его морю согласно морским традициям;
(10) не выходить в рейс или не продолжать его, если укомплектованность экипажем, либо техническое состояние судна или его технических средств, не обеспечивает безопасности плавания; если снабжение судна или техническое состояние производственного оборудования не обеспечивает выполнения рейсового задания, а также при чрезмерной усталости экипажа. Об этих обстоятельствах извещается судовладелец и соответствующие органы надзора за безопасностью мореплавания с отражением факта в судовом журнале;
(11) выбирать тот путь следования судна, который он считает необходимым;
(12) в случае опасности для судна, людей и груза, в других необходимых случаях собрать судовой совет, в который входят начальники служб, а также другие члены экипажа по усмотрению капитана. Окончательное решение принимает только капитан;
(13) при длительном плавании в сложных условиях (свыше 12 часов) на время отдыха оставлять вместо себя на мостике старшего помощника капитана;
(14) в случае неправильных действий лоцмана отстранить его от проводки и в дальнейшем осуществлять ее самостоятельно или потребовать замены лоцмана;
(15) в случае необходимости в море привлекать к работам, связанным с грузовыми операциями и производством, членов экипажа вне зависимости от их специальности и должности (за исключением радистов и медицинского персонала); указанные привлечения к работам сверх установленного рабочего времени производятся по согласованию с профсоюзом;
(16) при необходимости привлекать к несению вахт (стояночных) лиц командного состава судна, имеющих соответствующие дипломы и подготовку, но которые по кругу своих обязанностей вахт не несут;
(17) в случае истощения на судне в море жизненных запасов, в том числе неснижаемого запаса продовольствия, в целях общего распределения произвести реквизицию необходимого количества продовольствия, имеющегося в распоряжении находящихся на судне лиц, или реквизицию находящегося на судне груза, который может быть использован для питания;
(18) при ведении промысла поручить самостоятельное управление судном и судовождение вахтенному помощнику капитана.
31. Если, по мнению капитана, судну грозит неминуемая гибель, он принимает все меры к спасению пассажиров, после чего разрешает экипажу оставить судно. Капитан оставляет судно последним, приняв все меры к спасению судового, машинного и журнала судовой радиостанции, а также карт данного рейса, других документов и ценностей. В случае гибели судна, куда бы ни был доставлен его экипаж, капитан сохраняет все права и обязанности в отношении всех лиц, находящихся на судне до его гибели. Если в результате спасения экипаж доставлен в иностранный порт, капитан должен принять все меры к скорейшей доставке его в порт приписки судна.
32. В случае болезни (смерти) капитана, внезапного психического расстройства или иного состояния, которые угрожают безопасности судна или находящимся на нем людей, в командование судном вступает (временно) старший помощник капитана, с немедленным донесением об этом судовладельцу, флагману группы (руководителю промысла), а в иностранном порту - консулу. В судовом журнале делается соответствующая запись.
33. Капитан обязан обеспечить:
(01) управление судном, в том числе судовождение, безопасность плавания, поддержание порядка на судне и выполнение производственных задач;
(02) соблюдение на судне законов государства, международных, национальных и местных правил, правил промысла и режима рыболовства в районе промысла судна и других нормативных актов;
(03) если это безопасно для своего судна, экипажа и пассажиров, оказание помощи любому обнаруженному в море лицу, которому угрожает гибель; следовать со всей возможной скоростью на помощь погибающим, если ему сообщено, что они нуждаются в помощи, и если на такое действие с его стороны можно разумно рассчитывать;
(04) в случае военных действий, а также в иных случаях военной опасности принятие всех мер к недопущению захвата судна, находящихся на нем людей, документов, груза и другого имущества;
(05) в случае повреждения судном других судов, сооружений, порчи или утраты грузов, орудий лова, причинения травм людям и в других случаях, когда могут быть предъявлены претензии судовладельцу - своевременное оформление документов в порядке, установленном действующими положениями и указанием судовладельца;
(06) личное визирование исходящих служебных радиограмм;
(07) радиосвязь и техническое обслуживание радиоаппаратуры при отсутствии в штате радиоспециалистов;
(08) поддержание судна в мореходном состоянии, контроль и своевременное продление срока действия судовых документов;
(09) своевременное предъявление судна и технических средств к освидетельствованию согласно требованиям правил технических инспекций государственного надзора;
(10) соблюдение требований правил по предотвращению загрязнения морской среды;
(11) организацию и контроль подготовки экипажа к борьбе за живучесть судна, к действиям по спасению людей в море;
(12) организацию и контроль за технической учебой экипажа, постоянное повышение его квалификации;
(13) соблюдение правил перевозки людей и груза;
(14) режим труда и отдыха согласно трудовому законодательству, охрану труда на судне;
(15) общее руководство практикой курсантов и студентов;
(16) выполнение требований правил радиосвязи;
(17) личное утверждение судовых расписаний, контроль за правильным ведением судового, машинного и радиотелеграфного журналов, хранение судовой документации.
34. При приемке и сдаче судна:
(01) принять (сдать) все судовые документы, денежные суммы и ценные бумаги и документы на них, судовую печать;
(02) принять (сдать) состояние судна по корпусу, техническим средствам, устройствам, промысловому вооружению, снабжению, неснижаемым запасам и имуществу, получив письменные рапорты начальников служб о состоянии вверенных им заведений;
(03) принять (сдать) имеющийся на судне груз и документы на него;
(04) проверить (предъявить) действия экипажа по борьбе за живучесть судна и другим судовым расписаниям;
(05) насколько возможно ознакомиться с экипажем судна;
(06) ознакомиться с рейсовым заданием, ходом его выполнения;
(07) получить от сдающего капитана полную информацию о конструктивных особенностях судна, его эксплуатационных, мореходных и маневренных качествах, имевших место авариях и их последствиях, о готовности судна к плаванию (промыслу, ремонту);
(08) совместно с капитаном, сдающим судно, главным (старшим) механиком, другими специалистами осмотреть судно, получив необходимые разъяснения и сведения;
(09) приемку (сдачу) судна производить только по указанию судовладельца и осуществлять лично. При отсутствии сдающего прием судна вновь назначенным капитаном производить в присутствии комиссии, назначенной судовладельцем. Передачу судна и вступление в командование им зафиксировать в судовом журнале за подписью обоих капитанов, поставить в известность судовладельца; о вступлении в командование объявляется приказом по судну.
35. При подготовке к рейсу:
(01) принять меры к обеспечению технической навигационной готовности судна, укомплектованию его экипажем и всеми видами снабжения для предстоящего рейса;
(02) удостовериться в надлежащей подготовке экипажа к управлению техническими средствами, механизмами, устройствами, системами; проверить готовность экипажа к действиям по тревогам;
(03) проверить наличие нужных для рейса навигационных и промысловых откорректированных карт, пособий для плавания, наличие на картах границ территориальных вод, экономических, рыболовных, запретных и других зон иностранных государств и правильность их нанесения, правил ведения промысла и других нормативных документов (международные соглашения, контракты и т.д.), регламентирующих порядок промысла и отчетности в районе работы судна, намеченном рейсовым заданием;