(Действующий) Письмо Министерства образования и науки РФ от 31 августа 2010 г. N...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Пунктом 10 части 1 статьи 8 Федерального закона N 48-ФЗ закреплена обязанность органа опеки и попечительства осуществлять подготовку граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями. Эта обязанность конкретизирована в Правилах подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 423.
В соответствии с пунктом 14 Правил подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 423, орган опеки и попечительства обязан организовать обучающие семинары, тренинговые занятия по вопросам педагогики и психологии, основам медицинских знаний для граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, и желающих пройти подготовку и психологическое обследование. Подготовку могут проводить не только работники органов опеки и попечительства, но и привлеченные специалисты (педагоги, психологи, юристы и т.д.).
Следует отметить, что прохождение подготовки на сегодняшний день не является обязательным для гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем. Подпунктом "ж" пункта 4 указанных Правил установлено, что документ о прохождении подготовки представляется при его наличии. Таким образом, подготовка осуществляется только на добровольной основе.
При этом любой гражданин, выразивший желание стать опекуном или попечителем (вне зависимости от того, является он родственником ребенка или посторонним гражданином), вправе пройти подготовку и получить необходимые юридические, психологические и иные знания и навыки.
Полномочия по подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями, целесообразно передавать соответствующим организациям в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации N 423 и приказом Минобрнауки России от 14 сентября 2009 г. N 334. В частности, к такой работе могут привлекаться уже действующие на территории муниципального образования и субъекта Российской Федерации образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, иные организации, в том числе организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В этом случае орган опеки и попечительства будет выступать организатором процесса подготовки с учетом возможностей и потребностей субъекта Российской Федерации.

5. Предварительная опека и попечительство

В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 48-ФЗ в случаях, если в интересах недееспособного или не полностью дееспособного гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительной опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании статьи 77 СК РФ и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Для оформления предварительной опеки установлены следующие требования:
1) гражданин, выразивший желание взять ребенка под предварительную опеку или попечительство, должен:
быть совершеннолетним дееспособным лицом;
предъявить документ, удостоверяющий его личность (паспорт, военный билет);
2) орган опеки и попечительства должен обследовать условия жизни гражданина и составить акт обследования с заключением о возможности (невозможности) гражданина осуществлять предварительную опеку или попечительство над несовершеннолетним.
В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона N 48-ФЗ с предложением об установлении предварительной опеки или попечительства орган опеки и попечительства должен обращаться прежде всего к гражданам, которые имеют заключение о возможности быть опекуном или попечителем и состоят на учете в органе опеке и попечительства.
Кроме того, при оформлении предварительной опеки или попечительства приоритет должен отдаваться родственникам детей, друзьям семьи (родителей) ребенка. Бабушки и дедушки, родители, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами (часть 5 статьи 10 Федерального закона N 48-ФЗ).
На близких родственников лица, нуждающегося в установлении опеки или попечительства, распространяются требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя, предусмотренные статьей 35 ГК РФ и статьей 146 СК РФ.
Установленные федеральным законодательством нормы, связанные с порядком определения лиц, имеющих право быть опекунами или попечителями, являются обязательными для всех граждан, подавших заявления с просьбой о назначении их опекунами или попечителями.
Предварительная опека или попечительство устанавливаются на срок до одного месяца и только при наличии исключительных обстоятельств указанный срок может быть увеличен до двух месяцев.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 48-ФЗ предварительная опека или попечительство является особой формой семейного устройства временного характера в случае, когда в интересах ребенка необходимо безотлагательное назначение опекуна. В связи с этим помещение ребенка под предварительную опеку или попечительство не является основанием для прекращения учета сведений о ребенке как оставшемся без попечения родителей.
Учет сведений о ребенке в государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, прекращается только в случае, если ребенок помещается под опеку или попечительство, в том числе в приемную или патронатную семью, или усыновляется в установленном порядке.

6. Заключение договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона N 48-ФЗ установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, по договору о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).
Одновременно в части 2 данной статьи имеется указание на то, что опека или попечительство по договору об осуществлении опеки или попечительства устанавливается на основании акта органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющих свои обязанности возмездно.
Таким образом, заключение договоров производится только в случае установления опеки на возмездной основе.
Необходимо отметить, что Федеральный закон N 48-ФЗ вступил в силу с 1 сентября 2008 г. и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу.
Договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, а также договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 г., сохраняют свою силу.
Переоформлять указанные договоры необходимо только по желанию приемных родителей или патронатных воспитателей.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 423 утверждены Правила заключения договора об осуществлении опеки или попечительства в отношении несовершеннолетнего подопечного.
В соответствии с указанным документом основанием для заключения договора являются заявление гражданина с просьбой о назначении его опекуном или попечителем, исполняющим свои обязанности возмездно, и акт органа опеки и попечительства, которым назначен опекун или попечитель, исполняющий свои обязанности возмездно. Договор заключается в течение 10 дней со дня принятия указанного акта.
Иной последовательности в действиях органа опеки и попечительства законодательством не установлено. При этом указанные положения относятся ко всем договорам, включая договоры о приемной семье и патронатной семье.
Следует отметить, что в законодательстве отсутствуют ограничения на заключение договора о возмездном осуществлении опеки или попечительства для родственников несовершеннолетнего.
Опекуны или попечители несовершеннолетних, уже оформившие опеку или попечительство на безвозмездной основе, также вправе подать заявление с просьбой о назначении их опекунами или попечителями, исполняющими свои обязанности возмездно. Органы опеки и попечительства должны принимать решение по таким обращениям в каждом случае, исходя из интересов подопечного ребенка.
В случае принятия положительного решения орган опеки и попечительства издает акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно, с последующим заключением соответствующего договора.
В случае изменения места жительства опекуна или попечителя и подопечного и издания органом опеки и попечительства по новому месту жительства акта о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно, акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, изданный по старому месту жительства, утрачивает силу. Органу опеки и попечительства, издавшему новый акт о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно, целесообразно уведомить орган опеки и попечительства по старому месту жительства опекуна или попечителя с подопечным об издании нового акта.
Особое внимание необходимо обратить на ситуацию, когда вознаграждение опекуну или попечителю выплачивается за счет доходов от имущества подопечного*(4). Данная норма направлена преимущественно на то, чтобы облегчить подбор опекунов или попечителей для совершеннолетних недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, для которых действующим законодательством не предусмотрено возможностей осуществления иных выплат. В отношении же несовершеннолетних подопечных законодательством предусмотрен ряд материальных стимулов для принимающих семей:
во-первых, возможность заключить договор о создании приемной или (при наличии соответствующего нормативного обеспечения в регионе) патронатной семьи, согласно которому приемные родители (патронатные воспитатели) получают денежное вознаграждение за выполнение своих обязанностей;
во-вторых, обязательная выплата единовременного пособия при устройстве в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей;
в-третьих, право субъектов Российской Федерации предоставлять семьям, воспитывающим детей, оставшихся без попечения родителей, различные меры социальной поддержки в соответствии с законодательством и финансовыми возможностями субъекта Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что имущество несовершеннолетних подопечных (в случае, если оно вообще есть) редко приносит значительный доход, представляется целесообразным рассматривать возможность заключения договоров о выплате опекуну или попечителю вознаграждения за счет дохода от имущества несовершеннолетнего подопечного только в исключительных случаях.

7. Создание приемной семьи

Согласно статье 123 СК РФ приемная семья - это одна из форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей, при которой ребенок передается в семью на основании договора о возмездном осуществлении опеки или попечительства.
К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг. В данном случае не может быть заключен трудовой договор.
Примерная форма договора о приемной семье приведена в приложении 4.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 423 утверждены Правила создания приемной семьи и осуществления контроля за условиями жизни и воспитания ребенка (детей) в приемной семье.
Право заключить договор о приемной семье распространяется на всех граждан, в том числе на лиц, являющихся родственниками ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Основанием для заключения договора о приемной семье являются:
заявление гражданина с просьбой о назначении его опекуном или попечителем, исполняющим свои обязанности возмездно;
акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя, исполняющего свои обязанности возмездно, содержащий запись о необходимости заключения с опекуном или попечителем соответствующего договора.
Если орган опеки и попечительства издал акт о назначении ребенку одновременно двух или более опекунов или попечителей, исполняющих свои обязанности возмездно (например, супругов), то возможно заключение договора о создании приемной семьи как с каждым из опекунов или попечителей, так и с супружеской парой.
Следует обратить внимание, что законодательство Российской Федерации не ограничивает право граждан, взявших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, под опеку или попечительство, обращаться в органы опеки и попечительства с просьбой о создании приемной семьи.
Обращение опекунов или попечителей, желающих создать приемную семью, при условии, что они уже воспитывают этих детей в своих семьях, должно быть мотивировано. Например, это могут быть желание и возможность опекуна или попечителя увеличить количество воспитываемых приемных детей, болезнь приемного ребенка, которая предполагает длительный уход за ним и необходимость увольнения опекуна или попечителя с постоянного места работы, а также другие причины.