(Утративший силу) Правила эксплуатации автомобильных шин (утв. Министерством химической...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Утративший силу

Правила эксплуатации автомобильных шин (утв. Министерством химической и нефтехимической промышленности Минпрома РФ и Минтрансом РФ 26 декабря 1996 г., 16 июня 1997 г.)

Дата введения 1 июля 1997 г.
Взамен утвержденных 21 октября 1983 г. Миннефтехимпромом СССР
и выпущенных издательством "Химия" в 1983 г.

1. Общая часть

Настоящие "Правила эксплуатации автомобильных шин" (в дальнейшем - Правила) являются основным документом, регламентирующим обслуживание и эксплуатацию шин на территории Российской Федерации.
Выполнение Правил является обязательным для всех владельцев автотранспортных средств.
Ответственность за невыполнение Правил в части безопасности дорожного движения устанавливается действующим законодательством.
Настоящие Правила разработаны взамен действующих "Правил эксплуатации автомобильных шин", изданных издательством "Химия" в 1983 г. С момента их выхода изменились многие нормативные правовые документы, введены в действие Законы Российской Федерации "О безопасности дорожного движения", "О защите прав потребителей", а также новые "Правила дорожного движения"; появилось большое количество новых конструкций автомобилей и шин с новыми техническими характеристиками, накоплен большой опыт эксплуатации автомобильных шин.
Настоящие Правила разработаны в соответствии с действующими отечественными и зарубежными нормативными и техническими документами (ГОСТ, ТУ, Правилам ЕЭК ООН и др.).
Правила не распространяются на шины, предназначенные для большегрузных автомобилей, строительных, дорожных и подъемно-транспортных машин.

2. Краткие сведения о пневматических шинах

1. Пневматические шины являются одним из основных элементов ходовой части автомобиля.
В процессе эксплуатации шины обеспечивают смягчение возникающих при движении автомобиля толчков, ударов, вибрации, передачу тяговых и тормозных сил, сцепление колес автомобиля с дорогой, устойчивость, управляемость и безопасность движения, динамичность и плавность хода, проходимость в различных условиях дорог, а также влияют на расход топлива автомобилем и шумообразование.
Автомобильные шины подразделяются по назначению, способу герметизации, конструкции и форме профиля.
2. В зависимости от назначения различают пневматические шины для легковых и грузовых автомобилей:
- шины легковых автомобилей, выпускаемых по ГОСТ 4754 "Шины пневматические легковых автомобилей, прицепов к ним, легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости";
- шины грузовых автомобилей, выпускаемых по ГОСТ 5513 "Шины пневматические для грузовых автомобилей, автоприцепов, автобусов и троллейбусов";
- шины грузовых автомобилей с регулируемым давлением воздуха, выпускаемых по ГОСТ 13298 "Шины с регулируемым давлением".
3. По способу герметизации различают камерные и бескамерные пневматические шины:
- камерная шина - пневматическая шина, в которой воздушная полость образуется камерой (рис. 1 Приложения 1);
- бескамерная шина - пневматическая шина, в которой воздушная полость образуется покрышкой и ободом колеса; герметезация достигается за счет герметизирующего слоя резины (рис. 2 Приложения 1).
4. По конструкции различают диагональные и радиальные шины:
- в диагональных шинах (рис. 3а Приложения 1) нити корда каркаса и брокера перекрещиваются в смежных слоях и имеют в средней части беговой дорожки углы наклона нитей корда каркаса и брокера 45°-60°: такое расположение нитей корда в каркасе и брекере называется диагональным;
- в радиальных шинах (рис. 3б Приложения 1) нити корда во всех слоях каркаса в средней часта беговой дорожки имеют угол наклона, близкий к нулю, т. е. нити корда в смежных слоях параллельны друг другу или пересекаются под небольшим углом; такое расположение нитей корда называется меридиональным или радиальным; в брокере этих шин нити корда в смежных слоях пересекаются друг с другом и с нитями корда соприкасающегося слоя каркаса, т.е. расположены диагонально.
Радиальные шины выпускаются трех видов:
- с металлокордом в каркасе и брокере (ЦМК);
- с кордом из синтетических волокон в каркасе и с металлокордом в брокере (комбинированные);
- с кордом из синтетических волокон в каркасе и брокере (текстильные).
5. По форме профиля поперечного сечения (в зависимости от соотношения высоты профиля Н к его ширине В) различают шины:
- обычного профиля - Н/В > 0,89;
- широкопрофильные - Н/В = 0,5-0,9;
- низкопрофильные - Н/В = 0,7-0,88;
- сверхнизкопрофильные - Н/В < 0,7;
- арочные - Н/В = 0,39-0,5.
6. В комплект пневматических шин входят:
а) для камерных шин легковых автомобилей - покрышка, камера с вентилем, снабженным колпачком или колпачком-ключиком;
б) для камерных шин грузовых автомобилей - покрышка, камера с вентилем и ободная лента;
в) для бескамерных шин легковых и грузовых автомобилей - покрышка.
7. Характеристика деталей шин:
а) покрышка - горообразная оболочка пневматической шины, непосредственно воспринимающая усилия, действующие при эксплуатации;
б) камера - герметичная горообразная эластичная оболочка, заполняемая воздухом или газом;
в) вентиль камеры или бескамерной шины - обратный воздушный клапан, предназначенный для наполнения, удержания, выпуска воздуха и обеспечения контроля внутреннего давления в шине;
г) ободная лента - профилированное эластичное резиновое кольцо, располагаемое между бортами покрышки, камерой и ободом колеса. Ободная лента применяется в камерных шинах грузовых автомобилей в целях предохранения камер от повреждений.
8. В зависимости от назначения автомобильные шины имеют следующие типы рисунка протектора (Приложение 2):
а) дорожный рисунок протектора, состоящий из ребер, расчлененных щелевидными прорезями. Шины с дорожным рисунком протектора (рис. 4) предназначены для эксплуатации преимущественно на дорогах с усовершенствованным капитальным покрытием (I, II, III категорий)*;
б) универсальный рисунок протектора (рис. 5), состоящий из шашек или ребер в центральной зоне беговой дорожки и грунтозацепов по ее краям. Шины с универсальным рисунком протектора предназначены для эксплуатации на дорогах преимущественно с усовершенствованным облегченным покрытием (III и IV категорий) и переходных дорогах (IV и V категорий);
в) рисунок протектора повышенной проходимости (рис. 6), состоящий из высоких грунтозацепов, расчлененных широкими выемками. Шины с рисунком протектора повышенной проходимости предназначены для эксплуатации в условиях бездорожья и на мягких грунтах **;
г) направленный рисунок протектора (рис. 7) - не симметричный относительно радиальной плоскости **;