Действующий
В бюджетной сфере будет обеспечено увеличение базы налогообложения за счет значительного повышения объема продажи изделий радиоэлектронной отрасли.
В качестве основного показателя, позволяющего оценивать ход выполнения Программы, принято считать увеличение объемов продажи конкурентоспособной электронной и радиоэлектронной продукции. В 2007 году общий объем реализации указанной продукции составит 50 млрд. рублей. Ожидается, что в 2015 году аналогичный показатель составит около 300 млрд. рублей. Темпы роста объемов производства будут сопоставимы с мировыми показателями и соответствовать задаче новой экономической доктрины России по увеличению валового внутреннего продукта. Увеличение объемов продажи в 2009 - 2013 годах в основном будет обусловлено вводом в строй модернизированных производственных площадей. Дальнейшее увеличение объемов продажи будет обеспечиваться строительством новых производственных мощностей.
Если основной показатель оценивает выполнение цели Программы, то индикатор реализации Программы позволяет контролировать степень выполнения задач Программы. В качестве индикатора реализации Программы предлагается выбрать уровень современной отечественной электронной компонентной базы, который будет оцениваться по освоенному в производстве технологическому уровню изделий электронной техники (оценка проводится по величине минимального размера элемента в микроэлектронных технологиях).
Ожидается, что в 2009 году в организациях электронной промышленности будет освоен технологический уровень в 0,13 мкм, что обеспечит создание производственно-технологической базы для выпуска необходимых изделий электронной техники, соответствующей потребностям отечественных потребителей.
Учитывая, что Программа имеет технологическую направленность, показателями достижения поставленных задач Программы также будут количество радиоэлектронных технологий, переданных в производство и обеспечивающих конкурентоспособность конечной продукции, количество организаций, на которых будут созданы современные системы проектирования (дизайн-центры) и количество объектов технологического перевооружения электронного производства.
Индикатор и показатели реализации мероприятий Программы приведены в приложении N 3. Для сравнения в этом же приложении приведены также значения индикатора и показателей реализации мероприятий подпрограммы.
внебюджетных средств, формируемых за счет собственных средств организаций - исполнителей Программы, с возможным привлечением отечественных и иностранных инвесторов, займов и кредитов.
Объемы финансирования мероприятий Программы приведены в приложении N 4. Распределение объемов финансирования мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета по государственным заказчикам приведено в приложении N 5.
В 2008 - 2015 годах 59 процентов средств, предусмотренных на реализацию Программы, составят средства федерального бюджета и 41 процент - внебюджетные средства. Стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ составит 53 процента стоимости Программы. Стоимость научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств федерального бюджета составит 66,6 процента, за счет внебюджетных средств - 33,4 процента.
Капитальные вложения будут направляться на создание и освоение перспективных технологических процессов изготовления электронной и радиоэлектронной продукции, развитие производства нового технологического уровня, обеспечивающего ускоренное наращивание объемов производства конкурентоспособных изделий.
Резкое увеличение объемов финансирования Программы в части капитальных вложений обусловлено следующими факторами:
фактическое состояние технологического базиса и накопленного потенциала его развития в виде комплексов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных в 2002 - 2006 годах в рамках федеральной целевой программы "Национальная технологическая база" на 2002 - 2006 годы, подпрограммы и федеральной целевой программы "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2007 - 2010 годы и на период до 2015 года";
освоение новых технологических уровней в микроэлектронике и сверхвысокочастотной технике, являющихся приоритетными областями развития современной электроники, определяющими облик специальной и гражданской техники. При переходе на новые технологические уровни необходима практически полная замена действующего спецтехнологического оборудования и систем технического обеспечения, контрольного и метрологического оборудования;
практически полное отсутствие капитальных вложений в модернизацию технического и технологического обеспечения производства радиоэлектронной продукции в рамках ранее действовавших и существующих федеральных целевых программ;
невозможность инвестирования предприятиями в переоснащение производства собственных средств в необходимом объеме из-за отсутствия оборотных фондов;
создание принципиально новой системы проектирования конечной продукции, состоящей из сети отраслевых и межотраслевых базовых центров системного проектирования, использующих лицензионное программное обеспечение, и межотраслевого центра проектирования, каталогизации и изготовления фотошаблонов, позволяющей выйти на современный мировой уровень в проектировании отечественных радиоэлектронных изделий;
полное отсутствие производства в России специального технологического оборудования и необходимость закупки импортного оборудования, цены на которое на мировом рынке чрезвычайно высоки.
При этом на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по развитию радиоэлектроники будет выделено 69,6 процента всех средств, а на работы по созданию современной отечественной электронной компонентной базы - 30,4 процента. За последние 2 года реализации Программы планируется израсходовать только 25 процентов суммы средств, приходящихся на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. 72 процента всех средств капитальных вложений планируется израсходовать на реконструкцию и техническое перевооружение действующего радиоэлектронного производства, а 28 процентов - на реконструкцию и техническое перевооружение предприятий для создания базовых центров системного проектирования и межотраслевого центра фотошаблонов.
При этом доля капитальных вложений из федерального бюджета составит 50 процентов, так же как и доля инвестиций из внебюджетных источников.
При реализации мероприятий Программы планируется привлекать значительные внебюджетные ресурсы. Источниками этих ресурсов будут кредиты банков, частные инвестиции, налоговые льготы (в г. Москве организации освобождены от уплаты налогов на землю и имущество), средства от реализации излишнего имущества, средства регионов и т.д. При реализации инвестиционных проектов, а также при участии в конкурсах на разработку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ каждая организация будет подробно указывать источник внебюджетных средств.
Следует отметить, что наряду с Программой предполагается осуществить разработку аналогичных региональных программ.
VIII. Предварительная оценка ожидаемой эффективности и результативности предлагаемого варианта решения проблемы
Эффективность Программы оценивается в течение расчетного периода, продолжительность которого определяется началом реализации подпрограммы вплоть до максимального уровня освоения введенных новых мощностей.
За начальный год расчетного периода принимается первый год осуществления инвестиций или первый год разработки приоритетных образцов продукции, в данном случае это 2008 год.
Конечный год расчетного периода определяется полным освоением в серийном производстве разработанной в период реализации Программы (2008 - 2015 годы) продукции на созданных в этот период мощностях.
Исходная информация о годовых объемах производства продукции была определена на основе прогнозных оценок. При этом объемы производства на первой стадии финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ будут достигнуты за счет реализации мероприятий программ прошлых лет и составят в 2008 году 60 процентов объемов выпускаемой продукции отрасли, в 2009 году - 65 процентов, в 2010 году - 70 процентов, в 2011 году - 90 процентов.
Капитальные вложения на реализацию Программы предусматриваются прежде всего на техническое перевооружение производства и строительство уникальных объектов.
данные об ассигнованиях на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и капитальные вложения, а также об объемах производства приведены в ценах соответствующих лет;
расчеты произведены с учетом фактора времени, то есть приведения (дисконтирования) будущих затрат и результатов к расчетному году с помощью коэффициента дисконтирования;
величина всех налогов и отчислений, поступающих в бюджет и внебюджетные фонды, определена в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации;
расчеты всех экономических показателей произведены в ценах соответствующих лет с учетом индексов-дефляторов, установленных Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации до 2009 года с последующей экстраполяцией их до 2015 года.
При общей сумме инвестиций, составляющей 187000 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), включая 110000 млн. рублей бюджетных ассигнований на научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы и капитальные вложения и 77000 млн. рублей внебюджетных ассигнований, реализация Программы позволит получить в сфере производства за расчетный период (2008 - 2015 годы) чистый дисконтированный доход в размере 64374,4 млн. рублей, а чистый дисконтированный доход государства (бюджетный эффект) составит 125045,9 млн. рублей.
Налоговые поступления от реализации Программы с учетом бюджетных и внебюджетных ассигнований предусматриваются в размере 198577,2 млн. рублей.
Срок окупаемости всех инвестиций (бюджетных и внебюджетных ассигнований) за счет чистой прибыли и амортизации составит 8,1 года, а бюджетных ассигнований за счет налоговых поступлений - 1 год.
Уровень безубыточности равен 0,68 при норме 0,7, что свидетельствует о высокой эффективности и степени устойчивости Программы к возможным отклонениям условий ее реализации.
Социальная эффективность Программы будет выражена в создании новых классов изделий, повышении технико-экономических показателей их производства и прогрессивного совершенствования радиоэлектронной аппаратуры и систем. Создание и применение новых классов изделий приведет к улучшению условий труда, повышению его эффективности, снижению социально-экономических затрат при производстве аппаратуры и систем, а также к созданию новых уровней социального обеспечения (образование, медицинское обслуживание, жилищные условия, организация досуга и отдыха и т.д.).
Социальный эффект будет выражен в создании новых рабочих мест, улучшении условий труда. Количество вновь создаваемых рабочих мест на конец выполнения Программы (только в сфере разработки и производства) оценивается в 6500 - 7000 мест. Учитывая значительный мультипликативный эффект (приблизительно 8 крат), суммарная социальная эффективность будет составлять существенно большую величину.
Экологическая эффективность от выполнения Программы в первую очередь определяется разработкой и освоением экологически чистых технологий формирования структурных элементов изделий в процессе их производства.
Вновь создаваемые виды электронной продукции (высокочувствительные датчики-сенсоры) и аппаратура на их основе будут использованы в создании более эффективных систем экологического контроля и мониторинга.
IX. Предложения по участию федеральных органов исполнительной власти, ответственных за формирование и реализацию Программы
В формировании мероприятий Программы предполагается участие таких федеральных органов исполнительной власти, как Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию.
Ответственными за реализацию Программы будут Министерство промышленности и энергетики Российской Федерации, Федеральное агентство по промышленности, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию.