Действующий
Территориальные избирательные комиссии обеспечивают избирательные участки, образованные в воинских частях, расположенных в обособленных, удаленных от населенных пунктов районах или за пределами Российской Федерации, а также воинские части, избиратели которых голосуют на общих избирательных участках, информационными материалами обо всех федеральных списках кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень, и о выдвинувших их политических партиях, оформленными в соответствии с требованиями части 3 статьи 72 Федерального закона и не содержащими признаков предвыборной агитации. Информационные предвыборные материалы, полученные от избирательных комиссий, вывешиваются в доступных для военнослужащих местах.
Командиры воинских частей и подразделений обеспечивают военнослужащих информационными материалами, размещаемыми в средствах массовой информации. Такое распространение информации не должно носить агитационный характер и не должно нарушать равенство прав политических партий.
В соответствии с пунктами 2 и 3 части 7 статьи 55 Федерального закона запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы воинским частям, военным учреждениям и организациям, а также военнослужащим и сотрудникам правоохранительных органов при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения.
Частью 7 статьи 60 Федерального закона не допускается ведение предвыборной агитации в расположении воинских частей, военных организаций и учреждений, за исключением случая, когда единственное здание или помещение, пригодные для проведения собраний, находится в расположении воинской части либо в военной организации или учреждении. Такое здание или помещение предоставляется для проведения встреч представителей политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, с избирателями из числа военнослужащих командиром воинской части по запросу избирательной комиссии субъекта Российской Федерации либо по ее поручению по запросу территориальной избирательной комиссии. Упомянутые ограничения согласуются с пунктом 2 статьи 24 Федерального закона "Об обороне", в соответствии с которым в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах запрещается ведение любой политической пропаганды и агитации, в том числе предвыборной.
Указанные встречи представителей политических партий с избирателями из числа военнослужащих обеспечивает командир воинской части совместно с соответствующей избирательной комиссией. При этом соответствующая избирательная комиссия оповещает уполномоченных представителей или доверенных лиц иных политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, о времени и месте встречи не позднее чем за три дня до ее проведения, а также обеспечивает равные условия проведения указанных мероприятий для всех политических партий.
Согласно части 4 статьи 60 Федерального закона в случае предоставления помещения политической партии командир воинской части, руководитель военной организации или учреждения не позднее дня, следующего за днем предоставления помещения, обязаны уведомить в письменной форме избирательную комиссию субъекта Российской Федерации о факте предоставления помещения, об условиях, на которых оно было предоставлено, а также о том, когда это помещение может быть предоставлено в течение агитационного периода другим политическим партиям.
Кандидаты из числа военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в период избирательной кампании не вправе использовать преимущества своего должностного или служебного положения.
Агитационный период начинается со дня выдвижения политической партией федерального списка кандидатов и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.
Командир воинской части обязан обеспечить соблюдение положений статьи 7 Федерального закона "О статусе военнослужащих", в соответствии с которой военнослужащим предоставлено право на получение информации, а также право в свободное от исполнения обязанностей военной службы время мирно, без оружия участвовать в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, проводимых вне территории воинской части.
Согласно части 2 статьи 74 Федерального закона военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, которые не будут иметь возможность прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где они включены в список избирателей (нахождение в длительной служебной командировке, в больнице, в других местах временного пребывания), вправе получить в соответствующей территориальной (за 45-20 дней до дня голосования) либо участковой (за 19 и менее дней до дня голосования) избирательной комиссии данного избирательного участка открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором они будут находиться в день голосования.
Для получения открепительного удостоверения военнослужащий, сотрудник правоохранительного органа представляет в соответствующую территориальную или участковую избирательную комиссию письменное заявление с указанием причины, по которой ему требуется открепительное удостоверение. Открепительное удостоверение может быть выдано также представителю военнослужащего, сотрудника правоохранительного органа на основании нотариально удостоверенной доверенности. Доверенность может быть удостоверена также администрацией стационарного лечебно-профилактического учреждения (если военнослужащий, сотрудник правоохранительных органов находится в этом учреждении на излечении), администрацией учреждения, где содержатся под стражей подозреваемые или обвиняемые (если военнослужащий, сотрудник правоохранительных органов содержится в этом учреждении в качестве подозреваемого или обвиняемого). Вместе с тем в исключительных случаях при отсутствии возможности нотариального удостоверения доверенности удостоверить ее может командир (начальник) воинской части, соединения, учреждения и военно-учебного заведения, где военнослужащий, сотрудник правоохранительных органов проходит службу.
В соответствии с частью 1 статьи 75 Федерального закона голосование на общих избирательных участках проводится с 8 до 20 часов по местному времени. О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей через средства массовой информации или иным способом не позднее чем за 20 дней до дня голосования (часть 2 статьи 75 Федерального закона).
На избирательных участках, образованных в воинских частях, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным раньше 20 часов, если проголосовали все избиратели, включенные в список избирателей. Вместе с тем в местности, где возможно прибытие на избирательный участок других избирателей (например, с открепительными удостоверениями), необходимо закончить голосование в установленное законом время.
Чтобы избежать одновременного массового голосования военнослужащих и не допустить скопления избирателей на избирательном участке, в воинских частях целесообразно составить график посещения помещения для голосования.
В целях обеспечения возможности участия в голосовании избирателям из числа военнослужащих, которые не могут по уважительным причинам (по состоянию здоровья) самостоятельно прибыть в помещение для голосования, участковая избирательная комиссия согласно статье 77 Федерального закона обязана организовать голосование вне помещения для голосования.
В соответствии с частью 1 статьи 76 Федерального закона избирательные комиссии субъектов Российской Федерации вправе разрешить досрочное голосование. Досрочное голосование может проводиться не ранее чем за 15 дней до дня голосования избирателями одного или нескольких избирательных участков, образованных на находящихся в плавании кораблях и судах Военно-Морского Флота, Пограничной службы ФСБ России, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, а также в воинских частях, находящихся в труднодоступных или отдаленных местностях. В этом случае досрочное голосование проводится с соблюдением требований, предусмотренных статьей 75 Федерального закона, и сразу по его окончании проводится подсчет голосов избирателей и устанавливаются итоги голосования в соответствии с требованиями статьи 79 Федерального закона.
Допускается досрочное голосование (но не ранее чем за 15 дней до дня голосования) отдельных групп избирателей воинской части, включенных в список избирателей на соответствующем избирательном участке, с разрешения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации в случае, если эти группы избирателей в день голосования в связи с выполнением задач военной службы (в составе дежурных сил, в караулах и т.п.) будут находиться в значительно удаленных от помещения для голосования местах, транспортное сообщение с которыми отсутствует или затруднено (в труднодоступных и отдаленных местностях и т.п.).
Командир воинской части совместно с председателем участковой избирательной комиссии при наличии реальной необходимости в досрочном голосовании всех избирателей избирательного участка или группы избирателей направляют в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации обращение с обоснованием необходимости досрочного голосования и при положительном решении не позднее чем за пять дней до дня досрочного голосования (часть 2 статьи 75 Федерального закона) совместно с территориальной избирательной комиссией оповещают избирателей, уполномоченных представителей или доверенных лиц политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, о дне, месте и времени голосования, обеспечивают доступ уполномоченных представителей политических партий, зарегистрировавших федеральные списки кандидатов, либо кандидатов из указанных списков, наблюдателей и представителей средств массовой информации в помещение для голосования.
Досрочное голосование вне помещения для голосования организуется в соответствии с требованиями статьи 76 Федерального закона.
Финансирование расходов избирательных комиссий, сформированных на избирательных участках, образованных командирами воинских частей, производится федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, за счет средств, выделенных им Центральной избирательной комиссией Российской Федерации на проведение выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Избирательные комиссии, командиры воинских частей, руководители правоохранительных органов обеспечивают выполнение требований пункта 12 части 7 статьи 64 Федерального закона, согласно которому воинским частям, военным учреждениям и организациям, правоохранительным органам запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды.
Решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, в соответствии со статьей 75 Федерального закона о гарантиях могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию или в суд.