(Действующий) Постановление Правительства РФ от 30 июля 1998 г. N 862 "О Концепции...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Не сформирована нормативная база для обоснования потребностей в бюджетных расходах.
Все это не способствует сокращению дотационности бюджетов субъектов Российской Федерации, снижению объема встречных финансовых потоков.
Трансферты из ФФПР определяются с учетом текущих расходов и не оказывают влияния на территориальное перераспределение государственных инвестиций.
Наряду с нерешенностью по объективным причинам вопросов межбюджетных отношений большое влияние на обострение противоречий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а последних с органами местного самоуправления, оказывает принятие законов без определения источников финансирования.

2. Основные цели, принципы и задачи реформирования межбюджетных отношений

Реформа межбюджетных отношений должна обеспечивать:
повышение эффективности использования и управления финансовыми ресурсами бюджетной системы Российской Федерации;
выравнивание возможностей реализации на всей территории страны минимального уровня установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством социальных гарантий, финансирование которых должно осуществляться из бюджетов всех уровней;
создание условий для повышения эффективности социальноэкономического развития регионов.
Межбюджетные отношения в Российской Федерации должны основываться на следующих основных принципах:
сбалансированность интересов всех участников межбюджетных взаимоотношений;
самостоятельность бюджетов разных уровней;
законодательное разграничение расходных полномочий и ответственности и доходных источников между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
объективно обусловленное и транспарентное перераспределение средств между бюджетами в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований;
единство бюджетной системы.
В целях устранения существующих недостатков и реформирования межбюджетных отношений на 1999 год и последующие годы необходимо решить следующие задачи:
повышение эффективности функционирования региональных бюджетных систем, оздоровление региональных финансов;
сокращение дотационности и количества дотационных территорий;
минимизация встречных финансовых потоков;
обусловленность выделения средств и повышение контроля и ответственности за их использование регионами;
обеспечение дополнительной финансовой поддержки высоко дотационных территорий;
создание механизмов избирательной инвестиционной поддержки территорий;
использование режимов совместного финансирования за счет средств федерального и бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации отдельных программ и проектов;
повышение заинтересованности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в увеличении производственного и налогового потенциала территории, рационализации расходов и обеспечении сбалансированности бюджетов;
обеспечение взаимной увязки межбюджетных отношений органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
обеспечение соответствия федеральному законодательству соглашений по вопросам межбюджетных отношений, подписанных в рамках договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.
Важнейшей предпосылкой для решения этих задач и достижения целей реформы межбюджетных отношений является реализация мер, направленных на стабилизацию экономической и финансовой ситуации, обеспечение сбалансированности доходов и расходов бюджетной системы, возобновление экономического роста и повышение инвестиционной активности.

3. Основные направления реформы межбюджетных отношений

3.1. Разграничение расходных полномочий и ответственности между органами власти и управления разных уровней

Оценка бюджетных потребностей, закрепление доходных источников, оказание финансовой помощи нижестоящим бюджетам будут базироваться на следующем разграничении расходных полномочий и ответственности между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
Исключительно из федерального бюджета финансируются расходы на:
обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти и их территориальных органов;
функционирование федеральной судебной системы;
осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
национальную оборону и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
государственную поддержку атомной энергетики, железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении федеральных органов государственной власти;
формирование федеральной собственности;
обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;
компенсацию государственным внебюджетным фондам выплаты пенсий и пособий, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;
пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;
обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;
обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;
проведение выборов и референдумов Российской Федерации;
реализацию федеральной инвестиционной программы;
финансовую поддержку субъектов Российской Федерации;
прочие мероприятия, связанные с осуществлением полномочий федеральных органов государственной власти.
Исключительно из бюджетов субъектов Российской Федерации финансируются расходы на:
обеспечение деятельности органов государственной власти и управления субъектов Российской Федерации;