(Действующий) Постановление Правительства РФ от 30 июля 1998 г. N 862 "О Концепции...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
2. Министерству финансов Российской Федерации учитывать положения Концепции реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах при подготовке проектов федерального бюджета.
3. Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Христенко В.Б. рассмотреть вопрос о создании Координационного совета по вопросам экономического федерализма с участием представителей Правительства Российской Федерации, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации и Конгресса муниципальных образований Российской Федерации и внести соответствующие предложения.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации
С.Кириенко

Концепция
реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 годах
(одобрена постановлением Правительства РФ от 30 июля 1998 г. N 862)

1. Общая характеристика и основные проблемы существующей системы межбюджетных отношений

Действующая система межбюджетных отношений, заложенная в 1994 году, создала предпосылки для перехода от индивидуального согласования объемов финансовой помощи субъектам Российской Федерации к единым правилам распределения ее на формализованной основе. Однако процесс реформирования остался незавершенным. Ежегодные корректировки были незначительными и непоследовательными. Использование в качестве точки отсчета бюджетных расходов дореформенного 1991 года с последующим доведением их до года, принимаемого за базовый по доходам, расширяет возможности субъективных решений.
Не в полной мере обоснованы и закреплены расходные полномочия для каждого уровня бюджетной системы.
Не уделяется должного внимания вопросу совершенствования других, кроме трансфертов из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации (далее - ФФПР), форм финансовой поддержки из федерального бюджета. Отсутствует комплексный подход к выравниванию социально-экономического развития регионов с учетом целевых федеральных программ.
Нет учета институциональных реформ как фактора сокращения бюджетных расходов.
Не решены вопросы усиления заинтересованности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в увеличении налогового потенциала и росте собственных бюджетных доходов.
Не сформирована нормативная база для обоснования потребностей в бюджетных расходах.
Все это не способствует сокращению дотационности бюджетов субъектов Российской Федерации, снижению объема встречных финансовых потоков.
Трансферты из ФФПР определяются с учетом текущих расходов и не оказывают влияния на территориальное перераспределение государственных инвестиций.
Наряду с нерешенностью по объективным причинам вопросов межбюджетных отношений большое влияние на обострение противоречий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а последних с органами местного самоуправления, оказывает принятие законов без определения источников финансирования.

2. Основные цели, принципы и задачи реформирования межбюджетных отношений

Реформа межбюджетных отношений должна обеспечивать:
повышение эффективности использования и управления финансовыми ресурсами бюджетной системы Российской Федерации;
выравнивание возможностей реализации на всей территории страны минимального уровня установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством социальных гарантий, финансирование которых должно осуществляться из бюджетов всех уровней;
создание условий для повышения эффективности социальноэкономического развития регионов.
Межбюджетные отношения в Российской Федерации должны основываться на следующих основных принципах:
сбалансированность интересов всех участников межбюджетных взаимоотношений;
самостоятельность бюджетов разных уровней;
законодательное разграничение расходных полномочий и ответственности и доходных источников между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;
объективно обусловленное и транспарентное перераспределение средств между бюджетами в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований;
единство бюджетной системы.
В целях устранения существующих недостатков и реформирования межбюджетных отношений на 1999 год и последующие годы необходимо решить следующие задачи:
повышение эффективности функционирования региональных бюджетных систем, оздоровление региональных финансов;
сокращение дотационности и количества дотационных территорий;
минимизация встречных финансовых потоков;
обусловленность выделения средств и повышение контроля и ответственности за их использование регионами;
обеспечение дополнительной финансовой поддержки высоко дотационных территорий;
создание механизмов избирательной инвестиционной поддержки территорий;
использование режимов совместного финансирования за счет средств федерального и бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации отдельных программ и проектов;
повышение заинтересованности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в увеличении производственного и налогового потенциала территории, рационализации расходов и обеспечении сбалансированности бюджетов;
обеспечение взаимной увязки межбюджетных отношений органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
обеспечение соответствия федеральному законодательству соглашений по вопросам межбюджетных отношений, подписанных в рамках договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий.
Важнейшей предпосылкой для решения этих задач и достижения целей реформы межбюджетных отношений является реализация мер, направленных на стабилизацию экономической и финансовой ситуации, обеспечение сбалансированности доходов и расходов бюджетной системы, возобновление экономического роста и повышение инвестиционной активности.

3. Основные направления реформы межбюджетных отношений

3.1. Разграничение расходных полномочий и ответственности между органами власти и управления разных уровней

Оценка бюджетных потребностей, закрепление доходных источников, оказание финансовой помощи нижестоящим бюджетам будут базироваться на следующем разграничении расходных полномочий и ответственности между уровнями бюджетной системы Российской Федерации.
Исключительно из федерального бюджета финансируются расходы на:
обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти и их территориальных органов;
функционирование федеральной судебной системы;
осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;
национальную оборону и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;
фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;
государственную поддержку атомной энергетики, железнодорожного, воздушного и морского транспорта;
содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении федеральных органов государственной власти;
формирование федеральной собственности;
обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации;