Действующий
Осуществлять процедуру постановки на учет физического лица, не относящегося к индивидуальным предпринимателям, которое не имеет документального подтверждения регистрации по месту жительства, в налоговом органе по месту его пребывания на основании Заявления физического лица о выдаче документа, подтверждающего присвоение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) (форма N 09-2-1, утвержденная Приказом N 178) нецелесообразно по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства, обязаны сообщать о фактах регистрации физических лиц по месту их жительства.
Нормами Кодекса не установлена обязанность для налогоплательщиков сообщать в налоговый орган об изменении места жительства (места пребывания).
В соответствии с пунктом 4 статьи 84 Кодекса при изменении места жительства налогоплательщика снятие с учета физического лица, не относящегося к индивидуальным предпринимателям, осуществляется на основании сведений о факте регистрации, полученных от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства.
Учитывая вышеизложенное, если постановка на учет физического лица, не относящегося к индивидуальным предпринимателям, произведена в налоговом органе по месту его пребывания, то в случае изменения им места пребывания при отсутствии законодательно установленной обязанности для него и для органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства, сообщать налоговому органу соответственно об изменении места пребывания и о фактах регистрации физических лиц по месту пребывания, осуществление налогового контроля в отношении этого физического лица не представляется возможным.
2.4. По вопросу работы со сведениями, представляемыми органами, осуществляющими регистрацию актов гражданского состояния физических лиц (пункт 3 статьи 85 Кодекса)
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц (далее - органы ЗАГС), обязаны сообщать о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных фактов.
Для проверки полноты представления органами ЗАГС сведений о фактах рождения и смерти физических лиц рекомендуется на постоянной основе проводить работу по сопоставлению количества сведений, поступивших от органов ЗАГС, с данными органов государственной статистики о количестве родившихся и умерших граждан за соответствующий период времени. В случае необходимости следует принимать меры по обеспечению предоставления сведений органами ЗАГС в полном объеме.
Перечень сведений, подлежащих предоставлению органами ЗАГС в налоговые органы, установлен разделом VI части I Перечня.
Пунктом 4 раздела VI части I Перечня установлены для предоставления сведения о родившемся: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, а также сведения о родителях, указанные в пункте 4 раздела III части I Перечня. В случае представления документа, удостоверяющего личность, отличного от паспорта, представляются также реквизиты документа, подтверждающего регистрацию физического лица по месту жительства (вид документа, регистрационный номер и дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ).
2.4.1.1.
По имеющейся в ФНС России информации, полученной от Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, в отдельных случаях органы ЗАГС отказывают в предоставлении сведений о паспортных данных и месте жительства родителей, мотивируя это отсутствием указанных сведений при осуществлении регистрационных действий.
Вместе с тем обращаем внимание, что Правила не регламентируют источник получения вышеуказанными органами требуемой информации для представления налоговым органам.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Закон N 143-ФЗ) для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя.
Согласно пункту 3 статьи 16 Закона N 143-ФЗ одновременно с подачей заявления о рождении ребенка должен быть представлен документ, подтверждающий факт рождения ребенка, а также должны быть предъявлены документы, удостоверяющие личности родителей (одного из родителей) или личность заявителя и подтверждающие его полномочия, и документы, являющиеся основанием для внесения сведений об отце в запись акта о рождении ребенка.
Согласно Правилам порядка заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 1999 г. N 432, бланки актовых записей заполняются в соответствии с представленными заявителем (заявителями) документами, являющимися основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документами, удостоверяющими личность. Следовательно, сведения о родителях заносятся в свидетельство о рождении ребенка из документов, удостоверяющих их личность.
Исходя из вышеизложенного, работники ЗАГС имеют возможность указывать информацию о паспортных данных родителей в сведениях о родившихся, представляемых в налоговые органы (далее - Сведения о рождении).
- заводит учетное дело на родившегося в соответствии с принятой системой делопроизводства, куда подшивает Сведения о рождении;
- просматривает информацию, содержащуюся в разделе 3 базы данных ЕГРН, с целью поиска имеющихся сведений о родителях новорожденного (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, и адрес места жительства), на которых получены сведения от органа ЗАГС.
- на основании Сведений о рождении заполняет соответствующие разделы Журнала, указывая личные данные родившегося, реквизиты Свидетельства о рождении, сведения о записи акта гражданского состояния о рождении, адрес места жительства родителей (если оба родителя зарегистрированы по месту жительства по одному адресу) или адрес места жительства матери* (если родители зарегистрированы по месту жительства по разным адресам на территории, подведомственной данному налоговому органу);
При наличии в разделе 3 базы данных ЕГРН местного уровня сведений о родителях (об одном из родителей) и присвоенных им (одному из родителей) ранее ИНН, налоговый инспектор в разделе Журнала, где указываются сведения о родителях, указывает только сведения об ИНН родителей (одного из родителей) и реквизиты Свидетельства о постановке на учет (при его наличии) родителей (одного из родителей). Другие сведения о родителях не указываются.
Если в Сведениях о рождении содержится более полная информация о родителях, чем в разделе 3 базы данных ЕГРН местного уровня (например, в базе данных отсутствуют сведения о месте рождения, гражданстве родителей и др.), то налоговый инспектор на основании этой информации заносит дополнительные учетные сведения о родителях в раздел 3 базы данных ЕГРН районного уровня, с указанием источника поступления информации в Журнале по данному налогоплательщику.
Уведомление о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства в данном случае не направляется. Датой учета сведений о родившемся является дата рождения ребенка.
Пунктом 5 раздела VI части I Перечня установлены для предоставления сведения об умершем физическом лице (далее - Сведения о смерти).
2.4.2.1.
Следует довести до органов ЗАГС, что информация о фактах смерти детей, умерших на первой неделе жизни, не представляется, в связи с отсутствием необходимости учета сведений о таких лицах в налоговых органах.
пункте 3 статьи 85 Кодекса, необходимо установить, состоит ли конкретное физическое лицо на учете в налоговом органе и по каким причинам. Если данное физическое лицо состоит на учете в качестве индивидуального предпринимателя, сведения о факте его смерти направляются в регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения, для государственной регистрации прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в связи со смертью данного лица.
2.4.2.3. При получении налоговым органом по месту жительства физического лица сведений о факте его смерти от органов, указанных в
Снятие с учета физических лиц в налоговых органах осуществляется в соответствии с нормами Приказа N 178.
2.5. По вопросу работы со сведениями, представляемыми органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 85 Кодекса)
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - органы Росрегистрации), обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня регистрации.
Перечень сведений, подлежащих предоставлению органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в налоговые органы установлен разделом VII части I Перечня.
Если в сведениях, поступивших в налоговый орган, содержится информация о том, что собственниками одного объекта имущества являются несколько организаций и (или) физических лиц, то постановке на учет подлежит каждый собственник недвижимого имущества.
Согласно пункту 13 статьи 396 Кодекса сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, зарегистрированном в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах представляются органами Росрегистрации по формам, утвержденным Минфином России.
Состав передаваемой информации в отношении земельных участков определяется формой, утвержденной приказом Минфина России от 07.09.2005 N 112н "Об утверждении формы сведений о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения" и рекомендаций по ее заполнению", зарегистрированным в Минюсте России 05.10.2005 N 7050 (далее - приказ Минфина России N 112н).
Состав информации о земельных участках и лицах, на которых они зарегистрированы, установленный в приказе Минфина России N 112н, совпадает с составом показателей, установленным в приложении к Правилам (кроме сведений о гражданстве и месте рождения правообладателя - физического лица).
Приказом Федеральной регистрационной службы и ФНС России от 02.11.2005 N 157/САЭ-3-21/556@ утвержден Порядок представления сведений о земельных участках, а также о лицах, на которых зарегистрировано право собственности, право постоянного (бессрочного) пользования или право пожизненного наследуемого владения из Федеральной регистрационной службы в Федеральную налоговую службу.
Органы, поименованные в пункте 4 статьи 85 Кодекса, в настоящее время представляют в налоговые органы сведения в электронном виде, которые не содержат полного состава показателей, установленных Правилами (отсутствуют КПП, ОГРН налогоплательщика - юридического лица, ИНН физического лица, место его рождения, гражданство). Это вызвано отсутствием названных показателей в информационных ресурсах, ведущихся в органах, поименованных в статье 85 Кодекса, поскольку их наличие не предусмотрено нормативными правовыми актами, определяющими ведение этих ресурсов.
В случае направления органами Росрегистрации указанных сведений о недвижимом имуществе в электронном виде, в которых отсутствуют вышеуказанные показатели, считаем возможным осуществление их приема и использование для постановки на учет.
2.6. По вопросу работы со сведениями, представляемыми органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств (пункт 4 статьи 85 Кодекса)
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах, и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня регистрации.