(Действующий) Письмо Федеральной налоговой службы от 26 июня 2006 г. N ШТ-6-09/634@...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
Перечень сведений, подлежащих предоставлению органами, осуществляющими регистрацию физических лиц по месту жительства в налоговые органы, установлен разделом V части I Перечня.
Формы Сведений о регистрации физического лица по месту жительства и Сведений о регистрации по месту жительства иностранного физического лица или лица без гражданства, получившего вид на жительство на территории Российской Федерации (далее - Формы сведений), приведены соответственно в приложениях N 4 и N 5 к настоящим Указаниям.
Информация о направлении Министерством внутренних дел Российской Федерации Форм сведений и Рекомендаций по порядку их представления в налоговые органы доведена до Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации письмами МНС России от 14.10.1999 г. N ДЧ-6-12/818 и от 21.05.2002 г. N ММ-6-09/717.
Для проверки полноты представления органами МВД России сведений о фактах регистрации физических лиц по месту жительства рекомендуется на постоянной основе проводить работу по сопоставлению количества сведений, поступивших от органов МВД России, с данными органов государственной статистики о миграции населения (численностью прибывших на территорию субъекта Российской Федерации) за соответствующий период времени. В случае необходимости следует принимать меры по обеспечению предоставления сведений органами МВД России в полном объеме.
При получении налоговым органом по месту жительства физического лица сведений о факте его регистрации по месту жительства от органов, указанных в пункте 3 статьи 85 Кодекса, необходимо установить, состоит ли конкретное физическое лицо на учете в налоговом органе и по каким причинам. Если данное физическое лицо состоит на учете в качестве индивидуального предпринимателя, сведения о факте его регистрации по месту жительства направляются в регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения, для осуществления контрольных действий в отношении данного физического лица.
Датой постановки на учет физического лица, не относящегося к индивидуальному предпринимателю, а также частного нотариуса и адвоката является дата, указанная в сведениях о факте регистрации физического лица по новому месту жительства, полученная от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства.
Постановка на учет (снятие с учета) физических лиц в налоговых органах в связи с изменением места жительства осуществляется в соответствии с нормами Приказа N 178.
2.3.2. В связи с тем, что Кодексом не предусмотрена обязанность органов регистрационного учета представлять в налоговые органы сведения о физических лицах, выехавших на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, сведения о таких гражданах в случае необходимости могут быть получены налоговыми органами на основании запроса, направленного в органы регистрационного учета. Форма запроса - произвольная.
Если физическое лицо, выехавшее на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, состоит на учете в налоговом органе по месту жительства, поступившая в отношении него информация направляется в регистрирующий орган для сведения.
Если физическое лицо, выехавшее на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, состоит на учете в налоговом органе по месту жительства, как владелец недвижимого имущества и (или) транспортных средств, подлежащих налогообложению, и продолжает оставаться владельцем этого имущества оно остается на учете в налоговом органе (как владелец имущества) по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств, подлежащих налогообложению.
В отношении физических лиц, состоящих на учете в налоговом органе по месту жительства, не являющихся индивидуальными предпринимателями и владельцами имущества или транспортных средств, вносятся изменения в раздел 3 базы данных ЕГРН местного уровня на основании сведений, поступивших от органа регистрационного учета (дело передается в архив).
2.3.3. В настоящее время физическим лицам, не имеющим места жительства на территории Российской Федерации, за исключением владельцев недвижимого имущества и (или) транспортных средств и индивидуальных предпринимателей, осуществить постановку их на учет с присвоением ИНН не представляется возможным.
Осуществлять процедуру постановки на учет физического лица, не относящегося к индивидуальным предпринимателям, которое не имеет документального подтверждения регистрации по месту жительства, в налоговом органе по месту его пребывания на основании Заявления физического лица о выдаче документа, подтверждающего присвоение идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) (форма N 09-2-1, утвержденная Приказом N 178) нецелесообразно по следующим основаниям.
Согласно пункту 3 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства, обязаны сообщать о фактах регистрации физических лиц по месту их жительства.
Нормами Кодекса не установлена обязанность для налогоплательщиков сообщать в налоговый орган об изменении места жительства (места пребывания).
В соответствии с пунктом 4 статьи 84 Кодекса при изменении места жительства налогоплательщика снятие с учета физического лица, не относящегося к индивидуальным предпринимателям, осуществляется на основании сведений о факте регистрации, полученных от органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства.
Учитывая вышеизложенное, если постановка на учет физического лица, не относящегося к индивидуальным предпринимателям, произведена в налоговом органе по месту его пребывания, то в случае изменения им места пребывания при отсутствии законодательно установленной обязанности для него и для органов, осуществляющих регистрацию физических лиц по месту жительства, сообщать налоговому органу соответственно об изменении места пребывания и о фактах регистрации физических лиц по месту пребывания, осуществление налогового контроля в отношении этого физического лица не представляется возможным.

2.4. По вопросу работы со сведениями, представляемыми органами, осуществляющими регистрацию актов гражданского состояния физических лиц (пункт 3 статьи 85 Кодекса)

В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц (далее - органы ЗАГС), обязаны сообщать о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных фактов.
Для проверки полноты представления органами ЗАГС сведений о фактах рождения и смерти физических лиц рекомендуется на постоянной основе проводить работу по сопоставлению количества сведений, поступивших от органов ЗАГС, с данными органов государственной статистики о количестве родившихся и умерших граждан за соответствующий период времени. В случае необходимости следует принимать меры по обеспечению предоставления сведений органами ЗАГС в полном объеме.
Перечень сведений, подлежащих предоставлению органами ЗАГС в налоговые органы, установлен разделом VI части I Перечня.
2.4.1. Сведения о фактах рождения.
2.4.1.1. Пунктом 4 раздела VI части I Перечня установлены для предоставления сведения о родившемся: фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, а также сведения о родителях, указанные в пункте 4 раздела III части I Перечня. В случае представления документа, удостоверяющего личность, отличного от паспорта, представляются также реквизиты документа, подтверждающего регистрацию физического лица по месту жительства (вид документа, регистрационный номер и дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ).
По имеющейся в ФНС России информации, полученной от Управлений ФНС России по субъектам Российской Федерации, в отдельных случаях органы ЗАГС отказывают в предоставлении сведений о паспортных данных и месте жительства родителей, мотивируя это отсутствием указанных сведений при осуществлении регистрационных действий.
Вместе с тем обращаем внимание, что Правила не регламентируют источник получения вышеуказанными органами требуемой информации для представления налоговым органам.
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Закон N 143-ФЗ) для составления записи акта гражданского состояния должны быть представлены документы, являющиеся основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документ, удостоверяющий личность заявителя.
Согласно пункту 3 статьи 16 Закона N 143-ФЗ одновременно с подачей заявления о рождении ребенка должен быть представлен документ, подтверждающий факт рождения ребенка, а также должны быть предъявлены документы, удостоверяющие личности родителей (одного из родителей) или личность заявителя и подтверждающие его полномочия, и документы, являющиеся основанием для внесения сведений об отце в запись акта о рождении ребенка.
Согласно Правилам порядка заполнения бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 1999 г. N 432, бланки актовых записей заполняются в соответствии с представленными заявителем (заявителями) документами, являющимися основанием для государственной регистрации акта гражданского состояния, и документами, удостоверяющими личность. Следовательно, сведения о родителях заносятся в свидетельство о рождении ребенка из документов, удостоверяющих их личность.
Исходя из вышеизложенного, работники ЗАГС имеют возможность указывать информацию о паспортных данных родителей в сведениях о родившихся, представляемых в налоговые органы (далее - Сведения о рождении).
2.4.1.2. Поскольку по действующему законодательству регистрация несовершеннолетних граждан по месту жительства осуществляется по месту жительства их родителей (одного из них), то учет сведений о родившихся, информация о которых поступила от органов ЗАГС, осуществляется в налоговом органе по месту жительства родителей (одного из родителей). Следует довести до органов ЗАГС, что информация о фактах регистрации рождения найденных (подкинутых) и оставленных в роддоме детей в налоговые органы не представляется, т.к. нет информации о родителях. Также не следует представлять информацию об отце, если сведения о нем записаны по заявлению матери о внесении сведений об отце ребенка в запись акта о рождении ребенка в случае, если родители ребенка не состоят в браке и отцовство в отношении ребенка не установлено.
а) Получив от органа ЗАГС Сведения о рождении и убедившись, что родители (один из родителей) проживают(ет) на территории, подведомственной данному налоговому органу,
- заводит учетное дело на родившегося в соответствии с принятой системой делопроизводства, куда подшивает Сведения о рождении;
- просматривает информацию, содержащуюся в разделе 3 базы данных ЕГРН, с целью поиска имеющихся сведений о родителях новорожденного (фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения, гражданство, реквизиты документа, удостоверяющего личность, и адрес места жительства), на которых получены сведения от органа ЗАГС.
б) При отсутствии в разделе 3 базы данных ЕГРН сведений о родителях с присвоенными им ранее ИНН, налоговый инспектор:
- на основании Сведений о рождении заполняет соответствующие разделы Журнала, указывая личные данные родившегося, реквизиты Свидетельства о рождении, сведения о записи акта гражданского состояния о рождении, адрес места жительства родителей (если оба родителя зарегистрированы по месту жительства по одному адресу) или адрес места жительства матери* (если родители зарегистрированы по месту жительства по разным адресам на территории, подведомственной данному налоговому органу);
- присваивает ребенку ИНН;
- вносит в соответствующий раздел Журнала информацию о родителях на основании Сведений о рождении. При этом, если оба родителя зарегистрированы по месту жительства по одному адресу, то адрес места жительства родителей в разделе Журнала, в который вносятся сведения о родителях, не указывается.
Если родители зарегистрированы по месту жительства по разным адресам, то в разделе Журнала, где указываются сведения о родителях, указывается адрес того из родителей, местожительство которого отличается от адреса, указанного в разделе 1 Журнала.
При наличии в разделе 3 базы данных ЕГРН местного уровня сведений о родителях (об одном из родителей) и присвоенных им (одному из родителей) ранее ИНН, налоговый инспектор в разделе Журнала, где указываются сведения о родителях, указывает только сведения об ИНН родителей (одного из родителей) и реквизиты Свидетельства о постановке на учет (при его наличии) родителей (одного из родителей). Другие сведения о родителях не указываются.
Если в Сведениях о рождении содержится более полная информация о родителях, чем в разделе 3 базы данных ЕГРН местного уровня (например, в базе данных отсутствуют сведения о месте рождения, гражданстве родителей и др.), то налоговый инспектор на основании этой информации заносит дополнительные учетные сведения о родителях в раздел 3 базы данных ЕГРН районного уровня, с указанием источника поступления информации в Журнале по данному налогоплательщику.
Уведомление о постановке на учет в налоговом органе по месту жительства в данном случае не направляется. Датой учета сведений о родившемся является дата рождения ребенка.
2.4.2. Сведения о фактах смерти.
2.4.2.1. Пунктом 5 раздела VI части I Перечня установлены для предоставления сведения об умершем физическом лице (далее - Сведения о смерти).
Следует довести до органов ЗАГС, что информация о фактах смерти детей, умерших на первой неделе жизни, не представляется, в связи с отсутствием необходимости учета сведений о таких лицах в налоговых органах.
2.4.2.2. Поскольку место нахождения органа ЗАГС, представившего Сведения о смерти, и последнее место жительства умершего могут находиться на территориях, подведомственных разным налоговым органам, то налоговый инспектор, получив сообщение от органа ЗАГС, находящегося на территории, подведомственной данному налоговому органу, проверяет соответствие адреса последнего места жительства умершего территории, подведомственной данному налоговому органу. В случае несоответствия налоговый инспектор не позднее следующего рабочего дня пересылает сообщение по принадлежности в соответствующий налоговый орган.
2.4.2.3. При получении налоговым органом по месту жительства физического лица сведений о факте его смерти от органов, указанных в пункте 3 статьи 85 Кодекса, необходимо установить, состоит ли конкретное физическое лицо на учете в налоговом органе и по каким причинам. Если данное физическое лицо состоит на учете в качестве индивидуального предпринимателя, сведения о факте его смерти направляются в регистрирующий орган не позднее рабочего дня, следующего за днем их получения, для государственной регистрации прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в связи со смертью данного лица.
Снятие с учета физических лиц в налоговых органах осуществляется в соответствии с нормами Приказа N 178.
2.4.2.4. Сведения о смерти, поступившие в отношении физических лиц, не состоящих на учете в налоговых органах ни по какому основанию, либо не содержащие информации о последнем месте жительства умершего физического лица, подшиваются в отдельное дело в соответствии с принятой системой делопроизводства.

2.5. По вопросу работы со сведениями, представляемыми органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 4 статьи 85 Кодекса)

В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Кодекса органы, осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - органы Росрегистрации), обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня регистрации.