(Действующий) Порядокопределения стоимости строительства и свободных (договорных)...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

3.6. Принципы определения долевого участия в строительстве

Если строительство объектов, обеспечивающих различные организации (предприятия) водой, теплом, электроэнергией и т.п., осуществляется в порядке кооперирования нескольких строек или для группы предприятий (промышленного узла) ведется строительство общих вспомогательных производств и других объектов общего пользования, то за итогом сводного сметного расчета предприятий (инвесторов) - дольщиков указываются суммы долевого участия в строительстве.

4. Рекомендуемый порядок определения стоимости строительства в составе предпроектных проработок

4.1. В составе предпроектных проработок определяется стоимость на полное развитие предприятия, здания или сооружения, с выделением стоимости по каждой из очередей, по объектам производственного назначения и по объектам жилищно-гражданского назначения. В случае необходимости отдельно определяется стоимость возведения (расширения, реконструкции, технического перевооружения) базы строительной индустрии, а также других объектов, которые требуются в связи с намечаемым строительством.
4.2. По каждому виду строительства и на каждую очередь составляется расчет стоимости строительства к ТЭО инвестиций по форме сводного сметного расчета (форма N 1) на основе объектных расчетов стоимости (форма N 3) по отдельным зданиям и сооружениям и локальных расчетов стоимости (форма N 4) по отдельным работам и затратам.
Все расчеты стоимости по очередям и видам строительства объединяются в сводном расчете стоимости строительства к ТЭО инвестиций (на полное развитие предприятия, здания или сооружения), составляемом по форме N 2.
4.3. Объектные расчеты стоимости составляются в том же порядке, что и объектные сметные расчеты.
Для составления расчетов, как правило, применяются отраслевые и межотраслевые укрупненные показатели ресурсов (УПР). Показатели в этих нормативах определены на укрупненную единицу измерения (1 куб.м строительного объема, 1 т оборудования, 1 кв.м площади, 1 км или 1 м длины и т.п.).
Могут применяться УПБС на объекты-представители и УПБС ВР.
При определении стоимости строительных работ в объектных расчетах стоимости делаются необходимые сопоставления характеристик намечаемого к строительству объекта с характеристиками зданий, сооружений, видов работ, учтенных в укрупненных показателях, а также выполняется приведение к уровню сметных цен того территориального района, где намечается строительство. Стоимость монтажа оборудования определяется на основе показателей, приведенных в укрупненных показателях на 1 т оборудования. Стоимость самого оборудования определяется на основе данных по объектам-аналогам. Для впервые применяемой технологии производства при отсутствии аналогов стоимость основного технологического оборудования определяется в индивидуальном порядке. Стоимость вспомогательного оборудования исчисляется также укрупненно: либо по показателям на единицу мощности производства, либо в процентах к стоимости основного оборудования. Стоимость технологических трубопроводов, силового электрооборудования, пароснабжения, КИП и автоматики и других тому подобных систем может определяться на основе показателей на единицу мощности или производительности цеха. Приведенные в укрупненных показателях единичные показатели могут корректироваться с учетом увеличения производительности оборудования или в связи с другими факторами.
При отсутствии необходимых укрупненных показателей и других нормативов, указанных выше, могут использоваться стоимостные показатели объектов-аналогов, взятые из смет, составленных к рабочим чертежам по ранее запроектированным и построенным объектам. Порядок применения стоимостных данных объектов-аналогов приведен в п. 3.2.6 настоящего Порядка.
4.4. В конце расчета стоимости на каждую из очередей предусматривается резерв средств на непредвиденные работы и затраты в установленном размере.
За итогом каждого расчета стоимости и в целом сводного расчета стоимости строительства к ТЭО инвестиций (на полное развитие предприятия, здания или сооружения) включаются соответствующие средства (в том числе НДС и спецналог) согласно тем же положениям, что приведены в п. 3.5.10 настоящего Порядка.

5. Порядок формирования свободных (договорных) цен на строительную продукцию

5.1. Исходя из общей экономической единой ценовой политики Российской Федерации, Основных положений порядка заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных нужд в Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 14.08.93 N 812, а также ценовых соотношений, отражающих спрос и предложения на рынке инвестиций, основным направлением ценовой политики в строительстве становится дальнейшее расширение сферы применения свободных (договорных) цен на строительную продукцию. Формирование этих цен, осуществляется как инвестором (заказчиком), так и подрядчиком на равноправной основе. Более широкое применение таких цен создает условия, при которых они наилучшим образом выполняют свои функции в рыночном регулировании воспроизводственных пропорций, а также ликвидации ценовых диспропорций.
5.2. Основным методом экономической оптимизации цены строительной продукции в новых условиях являются подрядные торги.
Проведение подрядных торгов по вновь начинаемым объектам для федеральных государственных нужд является обязательным и производится в порядке, установленном Положением о подрядных торгах в Российской Федерации, утвержденным распоряжением Госкомимущества России и Госстроя России от 13.04.93 N 660-р/18-7.
Разногласия между заказчиком и подрядчиком по уровню указанных цен при заключении договоров подряда подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном действующим законодательством Российской Федерации*(19).
5.3. На основе текущего (прогнозного) уровня стоимости, определенного в составе сметной документации, заказчики (инвесторы) и подрядчики формируют свободные (договорные) цены на строительную продукцию. Эти цены могут быть открытыми, т.е. уточняемыми в соответствии с условиями договора (контракта) в ходе строительства, или твердыми (окончательными), реальное применение которых будет возможным в перспективе, по мере стабилизации рынка.
5.4. Подготовка материалов обоснования свободной (договорной цены на строительство является обязанностью стороны, которой поручается это выполнить в соответствии с достигнутой договоренностью. Как правило, это - подрядчик.
При проведении подрядных торгов свободная (договорная) цена стройки (части ее) устанавливается после оценки и сопоставления предложений, предъявленных подрядчиками, а в случаях, когда торги не проводятся, - на основании согласования ее между заказчиком и генподрядчиком.
В результате совместного решения оформляется протокол согласования (ведомость) свободной (договорной) цены на строительную продукцию, который(ая) является неотъемлемой частью договора подряда. Рекомендуемая форма этого документа приведена в прил. 2 к настоящему Порядку (форма N 7).
Принятая заказчиком и подрядчиком свободная (договорная) цена на строительную продукцию не может быть изменена одной стороной без согласия другой стороны.
5.5. Свободные (договорные) цены на строительную продукцию рекомендуется формировать по стройкам в целом с распределением по объектам и комплексам субподрядных работ, а при необходимости и по пусковым комплексам.
5.6. После установления свободной (договорной) цены на строительство и получения сведений о стоимости приобретаемого оборудования сводка затрат, сводный сметный расчет стоимости строительства (сводный расчет стоимости строительства к ТЭО инвестиций) и другие сметные документы подлежат уточнению заказчиком и служат в качестве документации, определяющей общий размер средств, необходимых для осуществления соответствующей стройки. При этом может уточняться и базисная стоимость подрядных работ на строительстве, которая должна быть единой для заказчика и подрядчика.
5.7. Сумма НДС подлежащая начислению на стоимость реализуемой заказчику строительства (инвестору) строительной продукции, приводится отдельной строкой также за итогом свободной (договорной) цены на строительную продукцию. В аналогичном порядке выделяется отдельной строкой и сумма спецналога.

6. Рекомендуемый порядок расчетов за выполненные работы

6.1. Порядок и сроки приемки выполненных работ, расчетов за них в процессе строительства устанавливаются по соглашению сторон в договоре подряда (контракте).
6.2. Расчеты за выполненные строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы могут осуществляться по конструктивным элементам (проценту технической готовности этих элементов), по отдельным, оговоренным договором этапам или после завершения всех работ по договору (контракту), в том числе и "под ключ".
При высоком уровне инфляции расчеты рекомендуется осуществлять, как правило, по стоимости, определенной исходя из фактически действующих цен на соответствующие ресурсы, подтвержденных бухгалтерскими документами, с учетом выхода законодательных и нормативных актов, регулирующих ценообразующие факторы.
6.3. При наличии обоюдного согласия сторон, взаимной договоренности между заказчиком и генподрядчиком (генподрядчиком и субподрядчиком) допускается при расчетах за выполненные работы использование текущих индексов стоимостных показателей с соблюдением следующих условий:
согласования сторонами стоимости строительной продукции, по которой предстоят расчеты между ними, в базисном уровне сметных цен, а также конкретных видов текущих индексов и их уточнения не реже чем раз в квартал;
возможности проверки (экспертизы) представляемых другой стороной обоснований по размерам индексов с привлечением для этого специалистов региональных центров по ценообразованию в строительстве, экспертных органов, проектных институтов, сметно-консультационных фирм и других компетентных организаций с корректировкой индексов в ту или иную сторону по результатам проверки.

7. Порядок экспертизы и утверждения сметной документации

7.1. Сметная документация подлежит государственной экспертизе и утверждению в составе проектов строительства в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20.06.93 N 585 "О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства".
Этим постановлением установлено, что:
проекты строительства, осуществляемого за счет капитальных вложений, финансируемых из республиканского бюджета Российской Федерации, утверждаются Госстроем России или в порядке, устанавливаемом им, совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами;
проекты строительства, осуществляемого за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, утверждаются соответствующими органами государственного управления или в устанавливаемом ими порядке;
проекты строительства, осуществляемого за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов (включая иностранных инвесторов), утверждаются непосредственно заказчиками (инвесторами).
7.2. Градостроительная документация, технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, расширение техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в Российской Федерации независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности до их утверждения подлежат государственной экспертизе в Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое России (Главгосэкспертизе России), организациях государственной вневедомственной экспертизе в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге, отраслевых экспертных подразделениях министерств и ведомств и других специально уполномоченных на то государственных органах.
Технико-экономические обоснования на строительство объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение, в том числе с привлечением иностранных инвесторов, по перечню, устанавливаемому Минэкономикой России совместно с Госстроем России, до их утверждения рассматриваются Государственной экспертной комиссией Минэкономики России с участием Главгосэкспертизы России и Главного управления государственной экологической экспертизы Минприроды России.
7.3. Экспертиза сметной документации осуществляется в соответствии с "Порядком проведения государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства в Российской Федерации", утвержденным постановлением Госстроя России от 29.10.93 N 18-41 по согласованию с Минэкономики России, Минприроды России и Минтрудом России.
Приложение 1
к Порядку определения стоимости строительства
и свободных (договорных) цен на строительную продукцию
в условиях развития рыночных отношений

Терминологический словарь
понятий, действующих в системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений

1. Сметно-нормативная (нормативно-информационная) база системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве - комплекс сборников сметных нормативов (государственных сметных норм и цен).
На федеральном уровне указанные сборники вводятся в действие Госстроем России.
2. Базисный (постоянный) уровень стоимости - это стоимость, определяемая на основе сметных цен, зафиксированных на какую-то принятую дату. Базисный уровень сметной стоимости предназначен для сопоставления результатов инвестиционных деятельности в разные периоды времени, экономического анализа различных сфер этой деятельности, а также используется как база для определения стоимости в текущих ценах.