Действующий
6.1. Порядок и сроки приемки выполненных работ, расчетов за них в процессе строительства устанавливаются по соглашению сторон в договоре подряда (контракте).
6.2. Расчеты за выполненные строительно-монтажные и ремонтно-строительные работы могут осуществляться по конструктивным элементам (проценту технической готовности этих элементов), по отдельным, оговоренным договором этапам или после завершения всех работ по договору (контракту), в том числе и "под ключ".
При высоком уровне инфляции расчеты рекомендуется осуществлять, как правило, по стоимости, определенной исходя из фактически действующих цен на соответствующие ресурсы, подтвержденных бухгалтерскими документами, с учетом выхода законодательных и нормативных актов, регулирующих ценообразующие факторы.
6.3. При наличии обоюдного согласия сторон, взаимной договоренности между заказчиком и генподрядчиком (генподрядчиком и субподрядчиком) допускается при расчетах за выполненные работы использование текущих индексов стоимостных показателей с соблюдением следующих условий:
согласования сторонами стоимости строительной продукции, по которой предстоят расчеты между ними, в базисном уровне сметных цен, а также конкретных видов текущих индексов и их уточнения не реже чем раз в квартал;
возможности проверки (экспертизы) представляемых другой стороной обоснований по размерам
индексов с привлечением для этого специалистов региональных центров по ценообразованию в строительстве, экспертных органов, проектных институтов, сметно-консультационных фирм и других компетентных организаций с корректировкой
индексов в ту или иную сторону по результатам проверки.
7. Порядок экспертизы и утверждения сметной документации
7.1. Сметная документация подлежит государственной экспертизе и утверждению в составе проектов строительства в соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20.06.93 N 585 "О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства".
Этим постановлением установлено, что:
проекты строительства, осуществляемого за счет капитальных вложений, финансируемых из республиканского бюджета Российской Федерации, утверждаются Госстроем России или в порядке, устанавливаемом им, совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами;
проекты строительства, осуществляемого за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, утверждаются соответствующими органами государственного управления или в устанавливаемом ими порядке;
проекты строительства, осуществляемого за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов (включая иностранных инвесторов), утверждаются непосредственно заказчиками (инвесторами).
7.2. Градостроительная документация, технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, расширение техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в Российской Федерации независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности до их утверждения подлежат государственной экспертизе в Главном управлении государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое России (Главгосэкспертизе России), организациях государственной вневедомственной экспертизе в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге, отраслевых экспертных подразделениях министерств и ведомств и других специально уполномоченных на то государственных органах.
Технико-экономические обоснования на строительство объектов, имеющих важное народнохозяйственное значение, в том числе с привлечением иностранных инвесторов, по перечню, устанавливаемому Минэкономикой России совместно с Госстроем России, до их утверждения рассматриваются Государственной экспертной комиссией Минэкономики России с участием Главгосэкспертизы России и Главного управления государственной экологической экспертизы Минприроды России.
7.3. Экспертиза сметной документации осуществляется в соответствии с "
Порядком проведения государственной экспертизы градостроительной документации и проектов строительства в Российской Федерации", утвержденным
постановлением Госстроя России от 29.10.93 N 18-41 по согласованию с Минэкономики России, Минприроды России и Минтрудом России.
к Порядку определения стоимости строительства
и свободных (договорных) цен на строительную продукцию
в условиях развития рыночных отношений
Терминологический словарь
понятий, действующих в системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве в условиях развития рыночных отношений
1. Сметно-нормативная (нормативно-информационная) база системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве - комплекс сборников сметных нормативов (государственных сметных норм и цен).
На федеральном уровне указанные сборники вводятся в действие Госстроем России.
2. Базисный (постоянный) уровень стоимости - это стоимость, определяемая на основе сметных цен, зафиксированных на какую-то принятую дату. Базисный уровень сметной стоимости предназначен для сопоставления результатов инвестиционных деятельности в разные периоды времени, экономического анализа различных сфер этой деятельности, а также используется как база для определения стоимости в текущих ценах.
В системе ценообразования и сметного нормирования в строительстве, действующей с 1 января 1991 г., базисный уровень применяемых сметных цен зафиксирован на эту дату (а в их составе оптовых цен и тарифов - по состоянию на 1 августа 1990 г.). При этом сметная документация, выпущенная в сметных нормах и ценах, действовавших с 1 января 1984 г., приводится в базисный уровень путем применения индексов, утвержденных по соответствующим отраслям народного хозяйства в 1990 г.
3. Свободная (договорная) цена на строительную продукцию (выполнение подрядных работ или оказание услуг) - это цена, устанавливаемая инвестором (заказчиком) и генподрядчиком (генподрядчиком и субподрядчиком) на равноправной основе при заключении договора подряда (контракта) на капитальное строительство или капитальный ремонт зданий и сооружений (договора субподряда), в том числе по результатам проведения конкурсов (подрядных торгов). Эта цена формируется с учетом спроса и предложений на строительную продукцию, складывающихся условий на рынке труда, конъюнктуры стоимости и материалов, применяемых машин и оборудования, а также обеспечения прибыли подрядной организации для расширенного воспроизводства.
4. Инвесторская смета (расчет, калькуляция издержек) - комплект документов в составе предпроектной или проектно-сметной документации по стройке, предназначенных для предварительной оценки заказчиком стоимости строительства на различных этапах определения размера капитальных вложений, подготовки подрядных торгов или для переговоров с подрядчиком.
В инвесторской смете (расчете) приводится полная стоимость строительства, включая стоимость оборудования, проектно-изыскательских работ, содержания службы заказчика, занимающейся строительством, и т.п.
5. Тендерная документация - комплект документов, содержащих исходную информацию о технических, коммерческих, организационных и иных характеристиках объектов строительства и предметов торгов, а также об условиях и процедуре торгов.
6. Расчет (смета, калькуляция издержек производства) подрядчика - комплект документов, предназначенных для обоснования подрядчиком своих предложений по свободной (договорной) цене на строительную продукцию. В нем приводится стоимость работ и затрат, предлагаемых подрядчиком к исполнению в соответствии с заключаемым договором подряда.
7. Текущий уровень стоимости - это стоимость, определяемая на основе цен, действующих на момент определения стоимости.
8. Прогнозный уровень стоимости - это стоимость, определяемая на основе цен, которые прогнозируются на будущий период, когда намечается осуществлять расчеты на строительную продукцию.
9. Индексы стоимости (цен, затрат) в строительстве - это отношения текущих (прогнозных) стоимостных показателей к базисным стоимостным показателям на сопоставимые по номенклатуре и структуре ресурсы, наборы ресурсов или ресурсно-технологических моделей строительной продукции, а также ее отдельных калькуляционных составляющих. Индексы выражаются в безразмерных величинах, как правило, не более чем с двумя значащими цифрами после запятой.
Ресурсно-технологическая модель (РТМ) на продукцию капитального строительства в целом или на ее отдельные составляющие - это унифицированный набор ресурсов, характеризующий базисный уровень расхода материалов, изделий, конструкций, строительных машин, энергоресурсов, труда работников строительства и др. РТМ могут быть отраслевыми (подотраслевыми), по видам зданий (сооружений), видам работ и конструктивным элементам, по отдельным калькуляционным элементам и видам затрат.
10. Региональные центры по ценообразованию в строительстве (РЦЦС) - это организации, созданные в республиках, входящих в состав Российской Федерации, в краях, областях, городах Москве и Санкт-Петербурге для проведения политики ценообразования в условиях рыночных отношений, включая информационное обеспечение участников инвестиционного процесса данными о текущем изменении цен на строительную продукцию.
к Порядку определения стоимости строительства
и свободных (договорных) цен на строительную продукцию
в условиях развития рыночных отношений