Действующий
10.3. Определение силы трения
10.3.1. Сила трения, действующая на груз, размещенный на однородной поверхности пола вагона, определяется по формулам:
- в продольном направлении:
, тс (11)
- в поперечном направлении:
, тс, (12)
где - коэффициент трения между контактирующими поверхностями груза и вагона (или подкладок, прокладок).
Значения коэффициента трения между поверхностями, очищенными от грязи, снега, льда, а в зимний период - посыпанными тонким слоем песка, принимаются равными:
- дерево по дереву
0,45;
- сталь по дереву
0,40;
- сталь по стали
0,30;
- пакеты чушек свинца, цинка по дереву
0,37;
- пакеты отливок алюминия по дереву
0,38
- железобетон по дереву
0,55;
- вертикально устанавливаемые рулоны листовой стали (штрипсы) с неупакованными (открытыми)
торцами по дереву
0,61;
- пачки промасленной листовой стали по дереву
0,21;
В случае применения прокладок из шлифовальной шкурки на тканевой основе с зерном N 20-200, сложенной вдвое абразивным слоем наружу, значение коэффициента трения для дерева по дереву или стали по дереву принимается равным 0,6.
Применение в расчетах иных значений коэффициента трения (для других контактирующих материалов или при особых условиях контактирования) должно быть обосновано в соответствии с требованиями, изложенными в приложении N 7 к настоящей главе.
Особенности определения силы трения, действующей на длинномерный груз при их размещении с применением турникетных опор, рассмотрены в разделе 11 настоящей главы.
10.3.2. Сила трения, действующая на груз, размещенный на платформе с деревометаллическим полом (рисунок 28),
1784 × 1094 пикс.     Открыть в новом окне
определяется по формулам:
- в продольном направлении:
, тс, (13)
где - силы трения, действующие на участках опирания груза на поверхность пола. Их значения определяются по формулам:
, тс ; (13а)
, тс; (13б)
, тс, (13в)
где - коэффициенты трения части груза о соответствующие участки поверхности пола; а/d, b/d, с/d - доли массы груза, которые приходятся на соответствующие участки поверхности пола;
- в поперечном направлении:
277 × 48 пикс.     Открыть в новом окне
, тс, (14)
где - удельная вертикальная инерционная сила, определяемая по формуле (9).
Груз, расположенный несимметрично относительно продольной плоскости симметрии платформы (рисунок 29), может испытывать дополнительное воздействие момента вращения в горизонтальной плоскости относительно вертикальной оси, проходящей через его центр тяжести.
1706 × 731 пикс.     Открыть в новом окне
Момент вращения определяется по формуле:
тсм, (15)
где r - плечо силы трения , определяемое как абсолютная величина разности:
, мм (16)
где , мм - координаты в поперечном направлении соответственно центра тяжести груза и силы трения относительно края поверхности опирания груза на пол.
224 × 59 пикс.     Открыть в новом окне
, мм (17)
При r=0 момент вращения груза отсутствует и расчет проводят только для плоскопараллельного движения.
Дополнительные усилия , которые должны создаваться элементами крепления для предотвращения разворота груза, определяют по формуле:
, тс, (18)
где - расстояние между двумя растяжками или упорными брусками, мм.
10.4. Проверка устойчивости вагона с грузом и груза в вагоне
10.4.1. Поперечная устойчивость груженого вагона проверяется в случаях, когда высота центра тяжести вагона (сцепа) с грузом от УГР превышает 2300 мм либо наветренная поверхность вагона (сцепа) с грузом превышает: при опирании груза на один вагон - 50  , при опирании груза на два вагона - 100  .
Высота общего центра тяжести вагона с грузом (рисунок 30) определяется
1822 × 769 пикс.     Открыть в новом окне
по следующей формуле:
309 × 70 пикс.     Открыть в новом окне
, мм (19)
где - масса тары вагона, т; - высоты ЦТ единиц груза от уровня голо-вок рельсов (далее УГР), мм; - высота ЦТ порожнего вагона от УГР, мм (таблица 18).

Таблица 18 - Значения площади наветренной поверхности, высоты центра тяжести, коэффициента p для универсальных полувагонов и платформ.

Тип вагона
Площадь наветренной поверхности,
Высота ЦТ порожнего вагона над уровнем головки рельса, мм
Значение коэффициента p
Полувагон:
- с объемом кузова до 76  ;
34
- с объемом кузова до 83 
37
1130
5,61
Платформа:
- с закрытыми бортами;
12
- с открытыми бортами
7
800
3,34
Поперечная устойчивость вагона с грузом обеспечивается, если удовлетворяется условие:
, (20)
где: - дополнительная вертикальная нагрузка на колесо от действия центробежных сил и ветровой нагрузки, тс; - статическая нагрузка от колеса на рельс, тс.
Статическая нагрузка определяется по следующим формулам
При расположении центра тяжести груза на пересечении продольной и поперечной плоскостей симметрии вагона:
, тс (21)
При смещении центра тяжести груза только поперек вагона: