Действующий
_________________________________________ | |
Наименование подразделения перевозчика | |
УТВЕРЖДАЮ: | |
Должность лица, утвердившего Акт | _____________ |
Подпись | |
СОГЛАСОВАНО: | |
Должности лиц в соответствии с 7.3.2настоящей главы | _____________ |
Подпись | |
_____________ | |
Подпись | |
_____________ Подпись |
Основные методические требования
при определении коэффициентов трения между опорными поверхностями груза и вагона
Определение коэффициента трения между опорными поверхностями груза и вагона, значения которых не предусмотрены разделом 10 главы 1 настоящих ТУ, производится экспериментальным путем в лабораторных условиях, а затем в условиях натурного эксперимента.
В случаях использования значения величины коэффициента трения, приведенных в иных, нежели настоящая глава, официально изданных источниках, допускается выполнять его проверку только в условиях натурного эксперимента.
- основание с устройствами для закрепления неподвижного образца, имитирующего поверхность, на которую опирается груз;
- сдвигающее устройство, обеспечивающее создание и определение необходимого сдвигающего усилия, приложенного к подвижной плите;
- нагружающее устройство для создания требуемой нагрузки на поверхности контакта образцов (при необходимости);
Подвижный образец выполняется в виде плоского тела (пластина, плита) из материала, соответствующего материалу опорной поверхности груза. Размеры опорной поверхности подвижного образца и величина его необходимого вертикального догружения определяются из условия обеспечения удельного давления между поверхностями подвижного и неподвижного образцов, соответствующего реальным условиям размещения груза.
где S, - площадь опорной поверхности подвижного образца; - предполагаемое значение коэффициента трения, принимаемое по известным аналогам; q, - удельное давление, между опорными поверхностями груза и вагона;.
Неподвижный образец выполняется в виде плоского тела (пластина, плита) из того же материала, из которого изготовлена поверхность, на которую опирается груз. Размеры в плане неподвижного образца должны быть: в направлении действия сдвигающего усилия (длина) - не менее двух длин подвижного образца; в перпендикулярном направлении (ширина) - не менее 1,25 ширины подвижного образца.
Шероховатость контактирующих поверхностей образцов должна соответствовать шероховатости контактирующих поверхностей груза и вагона (подкладок). При испытании гигроскопичных материалов их относительная влажность должна составлять 20-25%.
Для грузов, имеющих опорную поверхность из полимерных материалов эксперименты должны проводиться при отрицательных температурах окружающей среды до минус 25°С.
Эксперимент заключается в многократном сдвиге подвижного образца под воздействием сдвигающего усилия и замере максимального значения усилия в момент начала сдвига.
Сдвигающее усилие должно быть приложено параллельно плоскости контакта образцов. Смещение подвижного образца должно происходить в направлении действия сдвигающего усилия и составлять не менее 0,5 его длины. Перед каждым следующим приложением сдвигающего усилия подвижный образец должен устанавливаться в исходное положение; смещение в поперечном направлении не допускается.
Перед первым приложением сдвигающей нагрузки образцы должны находиться в исходном положении не менее 5 мин.