Действующий
, тс (8)
где - удельная вертикальная сила на 1 тонну массы груза кгс/т, которая определяется по формуле:
, тс/т (9)
При погрузке с опорой на один вагон принимают , с опорой на два вагона - . В случаях загрузки вагона грузом массой менее 10 т принимают  т.
10.2.4. Ветровая нагрузка определяется по формуле:
, тс (10)
где - площадь наветренной поверхности груза (проекции поверхности груза, выступающей за пределы продольных бортов платформы либо боковых стен полувагона, на вертикальную плоскость симметрии вагона), . Для грузов с цилиндрической поверхностью, ось которой расположена вдоль вагона, принимается равной половине упомянутой площади.
10.3. Определение силы трения
10.3.1. Сила трения, действующая на груз, размещенный на однородной поверхности пола вагона, определяется по формулам:
- в продольном направлении:
, тс (11)
- в поперечном направлении:
, тс, (12)
где - коэффициент трения между контактирующими поверхностями груза и вагона (или подкладок, прокладок).
Значения коэффициента трения между поверхностями, очищенными от грязи, снега, льда, а в зимний период - посыпанными тонким слоем песка, принимаются равными:
- дерево по дереву
0,45;
- сталь по дереву
0,40;
- сталь по стали
0,30;
- пакеты чушек свинца, цинка по дереву
0,37;
- пакеты отливок алюминия по дереву
0,38
- железобетон по дереву
0,55;
- вертикально устанавливаемые рулоны листовой стали (штрипсы) с неупакованными (открытыми)
торцами по дереву
0,61;
- пачки промасленной листовой стали по дереву
0,21;
В случае применения прокладок из шлифовальной шкурки на тканевой основе с зерном N 20-200, сложенной вдвое абразивным слоем наружу, значение коэффициента трения для дерева по дереву или стали по дереву принимается равным 0,6.
Применение в расчетах иных значений коэффициента трения (для других контактирующих материалов или при особых условиях контактирования) должно быть обосновано в соответствии с требованиями, изложенными в приложении N 7 к настоящей главе.
Особенности определения силы трения, действующей на длинномерный груз при их размещении с применением турникетных опор, рассмотрены в разделе 11 настоящей главы.
10.3.2. Сила трения, действующая на груз, размещенный на платформе с деревометаллическим полом (рисунок 28),
1784 × 1094 пикс.     Открыть в новом окне
определяется по формулам:
- в продольном направлении:
, тс, (13)
где - силы трения, действующие на участках опирания груза на поверхность пола. Их значения определяются по формулам:
, тс ; (13а)
, тс; (13б)
, тс, (13в)
где - коэффициенты трения части груза о соответствующие участки поверхности пола; а/d, b/d, с/d - доли массы груза, которые приходятся на соответствующие участки поверхности пола;
- в поперечном направлении:
277 × 48 пикс.     Открыть в новом окне
, тс, (14)
где - удельная вертикальная инерционная сила, определяемая по формуле (9).
Груз, расположенный несимметрично относительно продольной плоскости симметрии платформы (рисунок 29), может испытывать дополнительное воздействие момента вращения в горизонтальной плоскости относительно вертикальной оси, проходящей через его центр тяжести.
1706 × 731 пикс.     Открыть в новом окне
Момент вращения определяется по формуле:
тсм, (15)
где r - плечо силы трения , определяемое как абсолютная величина разности:
, мм (16)
где , мм - координаты в поперечном направлении соответственно центра тяжести груза и силы трения относительно края поверхности опирания груза на пол.
224 × 59 пикс.     Открыть в новом окне
, мм (17)
При r=0 момент вращения груза отсутствует и расчет проводят только для плоскопараллельного движения.
Дополнительные усилия , которые должны создаваться элементами крепления для предотвращения разворота груза, определяют по формуле:
, тс, (18)
где - расстояние между двумя растяжками или упорными брусками, мм.
10.4. Проверка устойчивости вагона с грузом и груза в вагоне
10.4.1. Поперечная устойчивость груженого вагона проверяется в случаях, когда высота центра тяжести вагона (сцепа) с грузом от УГР превышает 2300 мм либо наветренная поверхность вагона (сцепа) с грузом превышает: при опирании груза на один вагон - 50  , при опирании груза на два вагона - 100  .
Высота общего центра тяжести вагона с грузом (рисунок 30) определяется
1822 × 769 пикс.     Открыть в новом окне
по следующей формуле:
309 × 70 пикс.     Открыть в новом окне
, мм (19)
где - масса тары вагона, т; - высоты ЦТ единиц груза от уровня голо-вок рельсов (далее УГР), мм; - высота ЦТ порожнего вагона от УГР, мм (таблица 18).

Таблица 18 - Значения площади наветренной поверхности, высоты центра тяжести, коэффициента p для универсальных полувагонов и платформ.

Тип вагона
Площадь наветренной поверхности,
Высота ЦТ порожнего вагона над уровнем головки рельса, мм
Значение коэффициента p
Полувагон:
- с объемом кузова до 76  ;
34
- с объемом кузова до 83 
37
1130
5,61
Платформа:
- с закрытыми бортами;
12
- с открытыми бортами
7
800
3,34