Действующий
где
- база вагона, мм;
- расстояние от
до вертикальной плоскости, проходящей через поперечную ось вагона, мм.



Поперечная инерционная сила
рассчитывается для каждого отдельно расположенного по длине вагона грузового места (укрупненного грузового места, перемещение отдельных частей которого друг относительно друга исключено применением специальных средств).

При погрузке с опорой на один вагон принимают
, с опорой на два вагона -
. В случаях загрузки вагона грузом массой менее 10 т принимают
т.



где
- площадь наветренной поверхности груза (проекции поверхности груза, выступающей за пределы продольных бортов платформы либо боковых стен полувагона, на вертикальную плоскость симметрии вагона),
. Для грузов с цилиндрической поверхностью, ось которой расположена вдоль вагона,
принимается равной половине упомянутой площади.



где
- коэффициент трения между контактирующими поверхностями груза и вагона (или подкладок, прокладок).

Значения коэффициента трения между поверхностями, очищенными от грязи, снега, льда, а в зимний период - посыпанными тонким слоем песка, принимаются равными:
- дерево по дереву | 0,45; |
- сталь по дереву | 0,40; |
- сталь по стали | 0,30; |
- пакеты чушек свинца, цинка по дереву | 0,37; |
- пакеты отливок алюминия по дереву | 0,38 |
- железобетон по дереву | 0,55; |
- вертикально устанавливаемые рулоны листовой стали (штрипсы) с неупакованными (открытыми) | |
торцами по дереву | 0,61; |
- пачки промасленной листовой стали по дереву | 0,21; |
В случае применения прокладок из шлифовальной шкурки на тканевой основе с зерном N 20-200, сложенной вдвое абразивным слоем наружу, значение коэффициента трения для дерева по дереву или стали по дереву принимается равным 0,6.
Применение в расчетах иных значений коэффициента трения (для других контактирующих материалов или при особых условиях контактирования) должно быть обосновано в соответствии с требованиями, изложенными в приложении N 7 к настоящей главе.
Особенности определения силы трения, действующей на длинномерный груз при их размещении с применением турникетных опор, рассмотрены в разделе 11 настоящей главы.
где
- силы трения, действующие на участках опирания груза на поверхность пола. Их значения определяются по формулам:

где
- коэффициенты трения части груза о соответствующие участки поверхности пола; а/d, b/d, с/d - доли массы груза, которые приходятся на соответствующие участки поверхности пола;

Груз, расположенный несимметрично относительно продольной плоскости симметрии платформы (рисунок 29), может испытывать дополнительное воздействие момента вращения
в горизонтальной плоскости относительно вертикальной оси, проходящей через его центр тяжести.

где
, мм - координаты в поперечном направлении соответственно центра тяжести груза и силы трения
относительно края поверхности опирания груза на пол.


При r=0 момент вращения груза отсутствует и расчет проводят только для плоскопараллельного движения.