Действующий
Эффективность проектов подпрограммы "Исследование природы Мирового океана", связанных с комплексными исследованиями процессов, характеристик и ресурсов морей, прилегающих к России, проявляется в большом прикладном значении выполненных исследований для ее прибрежных регионов. В процессе реализации указанной подпрограммы разработаны основы информационно-аналитической системы по океанографии и численные модели циркуляции вод дальневосточных морей, новые средства и методы регистрации цунами, завершено формирование электронных каталогов и архивов наблюдений за опасными стихийными явлениями по ветровым волнам, зыби, палеоцунами и обледенению судов в северной части Тихого океана, составлена сводка по геологической изученности арктического континентального шельфа Российской Федерации с использованием геоинформационных технологий, впервые даны оценки нефтегазоносности и минерагеническому потенциалу Северного Ледовитого океана, разработан комплект сейсмических и геологических карт арктического шельфа России на базе геоинформационных технологий (программный продукт ArcView), опубликован климатический атлас арктических морей, содержащий не имеющую аналогов по составу и объему комплексную океанологическую базу данных, включающую сведения по метеорологии, гидрологии, гидрохимии, планктону, бентосу, ихтиофауне, морским птицам и млекопитающим.
Проекты, выполненные в рамках подпрограммы "Минеральные ресурсы Мирового океана, Арктики и Антарктики", направлены на изучение геологического строения и минеральных ресурсов недр континентального шельфа Российской Федерации и морского дна для подготовки минерально-сырьевого потенциала к промышленному освоению.
В результате реализации подпрограммы "Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового океана" изготовлен и испытан гидроакустический комплекс связи и передачи данных автономной донной станции, выполнены проектные и макетные работы по созданию геофизического комплекса двойного применения "Магма" в составе судна-носителя "Магма-С" и геофизической протяженной буксируемой системы "Магма-А". В целях развития транспортных коммуникаций России в Мировом океане приведены в соответствие со стандартами Европейского союза требования документов, касающихся процесса перевозки и перевалки грузовых единиц на морском и смежных видах транспорта, подготовлена окончательная редакция проекта концепции развития Северного морского пути, в которой предусматривается объединение транспортных подсистем Европейского Севера, Сибири и Дальнего Востока в единый транспортный комплекс.
В результате реализации проекта по созданию интегрированной системы управления и информационного обеспечения судов в Финском заливе с целью снижения аварийности судов (в том числе перевозящих опасные грузы) путем оказания им информационной поддержки береговыми службами управления движением судов России, Финляндии и Эстонии созданы соответствующие базы данных, разработаны процедуры обмена между странами информацией с экспериментальной оценкой. В рамках создания региональной межгосударственной системы мониторинга морских судов в Балтийском море (на базе автоматических информационных систем) проведен экспериментальный сеанс передачи информации с сервера Хельсинской комиссии по защите морской среды района Балтийского моря на сервер Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота. Указанная система будет обслуживать всю акваторию Балтийского моря и позволит в реальном масштабе времени оценивать развитие опасных ситуаций в местах интенсивного движения судов и предпринимать меры по организации их безопасного движения, начата разработка интегрированной региональной системы управления движением судов Дальневосточного бассейна. Результатом реализации проектов подпрограммы по развитию транспортных коммуникаций России стало обеспечение транспортной независимости ее морских портов.
В процессе реализации подпрограммы "Освоение и использование Арктики" разработана система мероприятий стратегической программы действий по устранению последствий и угроз загрязнения окружающей среды арктической зоны Российской Федерации от наземных видов деятельности и подготовлены предложения по механизмам реализации указанной стратегической программы с учетом соблюдения и увязки национальных интересов и международных приоритетов в области защиты окружающей среды. Полученные результаты позволили выполнить обязательства Российской Федерации, связанные с деятельностью Арктического совета.
В целях закрепления позиции России в Антарктике и обеспечения ее долгосрочных научных и практических интересов в этом регионе проведены исследования, связанные с получением новых данных о состоянии природы региона, определением изменения его природной среды и оценкой влияния этого процесса на глобальные изменения, развитием системы мониторинга окружающей среды, а также с разработкой и совершенствованием технологий, обеспечивающих деятельность человека в Антарктике.
Результаты реализации проектов подпрограммы "Создание единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане" обеспечили подготовку этой системы к опытной эксплуатации, развитие и документирование ее основных элементов (9 центров) в организациях Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства по рыболовству и Российской академии наук. В рамках подпрограммы разработана опытная технология интеграции и управления распределенными информационными ресурсами, произведена модернизация Интернет-портала единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане и введены в эксплуатацию новые сервисы портала. В целях внедрения результатов подпрограммы в практику разработаны Положение о единой государственной системе информации об обстановке в Мировом океане, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. N 836, и план мероприятий по вводу первой очереди единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане в эксплуатацию в 2005 - 2007 годах, утвержденный Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
С 2004 года в рамках международного проекта Совместной комиссии по океанографии и морской метеорологии, образованной Всемирной метеорологической организацией и Межправительственной океанографической комиссией ЮНЕСКО, осуществляются работы по созданию технологии "сквозного" управления данными о морской среде, в основе которой используются решения единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане.
Кроме того, в рамках реализации указанной подпрограммы повысилось комплексное информационное обеспечение морской деятельности Российской Федерации. В частности, к декабрю 2007 г. в систему распределенных баз данных единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане включено 1200 информационных ресурсов, которые содержат данные о состоянии морской среды и морской деятельности.
В рамках реализации мероприятий государственного заказчика - координатора Программы осуществлены такие межведомственные проекты, направленные на решение проблем, связанных с изучением и освоением ресурсов и пространств Мирового океана, как "Гипербария", "Меридиан" и "Меридиан плюс".
В ходе реализации проекта "Меридиан плюс" проведено 30 комплексных экспедиций общей продолжительностью около 1000 суток. Особенность проекта - комплексный характер решения проблем современной океанологии, включая климатологические, геофизические, гидрохимические, биологические, геологические и метеорологические исследования, а также исследования двойного назначения, включая специальные акустические эксперименты. Реализация проекта обеспечила координацию научных исследований, которые проводились 22 научными институтами и организациями государственных заказчиков подпрограмм и другими заинтересованными ведомствами. Это позволило получить значительные научные результаты и осуществить мониторинг состояния природной среды в ряде ключевых точек Мирового океана. В ходе реализации проекта проведены исследования, обеспечившие выполнение обязательств России по участию в международных программах Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО (выполнено 2 трансокеанских разреза, в Южном океане Россией впервые осуществлен запуск всплывающих буев).
Высокая результативность проекта обусловлена использованием эффективной схемы проведения научных рейсов, которая основана на привлечении финансовых средств иностранных фрахтователей судов. Доля внебюджетного финансирования в этом проекте составляет около 90 процентов, что существенно повышает результативность использования средств федерального бюджета, выделенных на этот проект.
Кроме того, реализован проект по созданию комплекса приборных средств для научно-исследовательских судов, проводящих исследования по охране окружающей среды, животного и растительного мира. К концу 2005 года комплексы приборных средств в полном объеме были размещены и установлены на бортах научно-исследовательских судов "Академик Сергей Вавилов" и "Академик Иоффе". Введение этого комплекса в строй обеспечивает полное соответствие ряда российских научно-исследовательских судов международным стандартам, необходимым для осуществления комплексных океанографических работ.
Эффективность реализации Программы существенно повышена за счет разработки и построения системы координации и согласования деятельности государственных заказчиков ее подпрограмм с использованием постоянного представительства в сети Интернет. В частности, в 2005 году разработана система мониторинга мероприятий, выполняемых в рамках Программы. На базе web-сайта Программы разработана система удаленного взаимодействия с ее участниками, позволяющая оперативно обмениваться необходимыми материалами посредством сети Интернет с непосредственными исполнителями работ и органами государственной власти - государственными заказчиками подпрограмм.
Реализация II этапа Программы показывает, что ее главные задачи, предусмотренные для этого этапа, в основном выполнены.
В 2004 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2004 г. N 649 завершена реализация подпрограмм "Международно-правовые вопросы и их политический аспект", "Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового океана" и "Использование биологических ресурсов Мирового океана".
В 2006 году в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 мая 2006 г. N 317 завершена реализация подпрограмм "Минеральные ресурсы Мирового океана, Арктики и Антарктики", "Транспортные коммуникации России в Мировом океане", а также подпрограммы "Шельф".
Цели и задачи подпрограмм Программы на III этапе ее реализации уточнены с учетом результатов работ, полученных на предыдущих этапах реализации Программы, а также итогов реализации других целевых программ, имеющих отношение к морской деятельности Российской Федерации. При определении целей и задач III этапа Программы разработчики руководствовались основными положениями Морской доктрины и Концепции Программы, одобренной Указом Президента Российской Федерации от 17 января 1997 г. N 11 (далее - Концепция).
Такой подход обеспечивает преемственность проводимых работ, учитывает современные требования к развитию морской деятельности Российской Федерации, а также позволяет существенно повысить экономическую эффективность выполняемых подпрограмм и Программы.
Целью Программы на III этапе ее реализации является рост морского потенциала России в соответствии со стратегией социально-экономического развития. Достижение этой цели связано с решением следующих основных задач:
подготовка предложений по повышению эффективности единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане;
увеличение количества прибрежных субъектов Российской Федерации, которые пользуются единой государственной системой информации об обстановке в Мировом океане;
разработка мероприятий по комплексному управлению прибрежными зонами (в рамках стратегий и программ комплексного социально-экономического развития приморских регионов, а также программ развития прибрежных муниципальных образований), морскими ресурсами и пространствами;
разработка предложений по повышению эффективности комплексных межведомственных проектов, направленных на интеграцию подходов заинтересованных сторон в области развития морской деятельности Российской Федерации.
Цели подпрограмм представляют собой совокупность научно-технических, экономических, социальных, экологических и организационных мероприятий, обеспечивающих в комплексе реализацию Программы.
Мероприятия III этапа реализации Программы, включающие в себя мероприятия и проекты подпрограмм, а также мероприятия государственного заказчика - координатора Программы, формировались на базе основных положений Морской доктрины и Концепции.
необходимость обеспечения комплексного подхода к изучению, освоению и использованию ресурсов (минеральных, биологических и энергетических) и пространств Мирового океана в интересах экономического развития Российской Федерации;
необходимость концентрации финансовых ресурсов на выполнении важнейших задач III этапа реализации Программы;
необходимость повышения уровня софинансирования подпрограмм за счет средств внебюджетных источников.
На III этапе реализации Программы предусматривается значительное увеличение доли межведомственных мероприятий.
Уточнение объемов финансирования мероприятий подпрограмм осуществлено на основе комплексного анализа соответствующих технико-экономических обоснований и реальности финансирования указанных мероприятий в течение всего срока реализации Программы как за счет средств федерального бюджета, так и за счет средств внебюджетных источников. При этом учтены финансовые показатели, заложенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 года, и обеспечена концентрация ресурсов федерального бюджета на наиболее приоритетных и эффективных мероприятиях Программы.
Основная часть мероприятий Программы включает мероприятия, реализуемые в рамках подпрограмм их государственными заказчиками - федеральными органами исполнительной власти. Вместе с тем некоторые задачи, важные для достижения цели Программы, в силу их междисциплинарного характера не входят в сферу компетенции государственных заказчиков подпрограмм и будут выполнены государственным заказчиком - координатором Программы.
Цель и задачи мероприятий государственного заказчика - координатора Программы сформулированы с учетом результатов работ, полученных на предыдущих этапах реализации Программы.
Целью мероприятий государственного заказчика - координатора Программы на III этапе ее реализации является создание благоприятных условий для комплексного развития морской деятельности Российской Федерации, а также для реализации комплексных межведомственных проектов и комплексных проектов развития прибрежных зон Российской Федерации.