(Действующий) Указ Президента РФ от 17 января 1997 г. N 11"О Федеральной целевой...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
ФЦП "Мировой океан" должна быть нацелена на защиту и сохранение морской среды, поддержание и развитие существующей научно-производственной базы, осуществление комплекса мероприятий по модернизации и обновлению российского океанологического флота, призванного обеспечить значительный объем исследований по проблемам Мирового океана, а также на создание основ для промышленного производства средств долговременного мониторинга морских живых ресурсов в совокупности с мониторингом загрязняющих веществ и других последствий деятельности человека в океане.
Реализация ФЦП "Мировой океан" должна предусматривать:
создание техники и технологий проведения глубоководных, шельфовых и придонных работ, в том числе глубоководного бурения;
создание новых материалов для работы в экстремальных условиях на границе гидросфера-литосфера;
усиление контроля за состоянием морской среды в районах захоронения радиоактивных отходов, местонахождения затонувших кораблей с атомными установками и ядерным оружием;
координацию направленных на предотвращение радиоактивного загрязнения морей мероприятий, которые включены в специальные программы;
разработку предложений по защите деятельности человека в Мировом океане от стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций техногенного характера, создание банка данных потенциально опасных подводных объектов;
формирование межведомственных специализированных отрядов для работы на опасных подводных объектах;
наличие специально оборудованных научно-исследовательских судов для ведения подводных работ.

7. Использование биологических ресурсов Мирового океана

Россия - одно из ведущих рыбопромышленных государств, определяющих стратегию мирового рыболовства. Рыбное хозяйство Российской Федерации играет значительную роль в продовольственном комплексе страны. В ряде регионов (в первую очередь прибрежных - Приморском крае, Камчатской, Сахалинской, Калининградской и Мурманской областях) рыбное хозяйство является градообразующей отраслью, основным источником занятости населения.
В ближайшей перспективе, как и в настоящее время, основную часть российской сырьевой базы будут составлять биологические ресурсы исключительной экономической зоны. Однако чрезмерная эксплуатация внутренних ресурсов может резко сократить собственные рыбные запасы. Наибольшей опасности перелова подвергаются высокорентабельные виды биоресурсов, пользующиеся спросом на внешнем рынке, - крабы, креветки, треска, минтай. Это требует введения более строгих мер по регулированию и контролю промысла в традиционных районах лова в Японском, Охотском, Баренцевом и Беринговом морях с учетом действующих норм международного права.
К числу первоочередных задач отечественного рыболовства в рамках ФЦП "Мировой океан" относятся:
рациональное освоение биоресурсов в водах исключительной экономической зоны Российской Федерации, в открытом океане, конвенционных районах, исключительных экономических зонах иностранных государств с целью выхода на обоснованный уровень снабжения населения нашей страны рыбой и другими морепродуктами;
развитие марикультурных хозяйств в районах с благоприятными условиями для искусственного выращивания ценных морских гидробионтов и доведение выпуска их продукции до промышленного уровня.
Падение интереса к промыслу в иностранных зонах, связанное с недостаточной экономической выгодой, вынужденное снижение участия России в международных научно-исследовательских работах (проведение на своих судах учетных съемок, мониторинг состояния запасов рыбы и морепродуктов) чреваты дальнейшим вытеснением российского рыболовства из зон других прибрежных государств.
В последнее время в мировой рыбохозяйственной политике происходят нежелательные изменения. Вслед за США и некоторыми другими развитыми государствами многие страны Африки и Латинской Америки начинают проводить политику, направленную на полное вытеснение иностранного рыбопромыслового флота из своих зон.
В этих условиях необходимо закрепить российский приоритет в выявлении и освоении биоресурсов открытой части Мирового океана, а также сохранить и развивать связи в области рыболовства с другими прибрежными государствами, воды исключительных экономических зон которых богаты рыбой.
Большая часть традиционных промысловых районов попала под юрисдикцию прибрежных государств, при этом промысел стал регулироваться региональными международными рыболовными организациями. Отсюда вытекает необходимость заключения двусторонних соглашений о сотрудничестве в области рыболовства с максимальным числом стран, у побережья которых традиционно вели промысел российские суда.
Стратегия России в международных рыбохозяйственных организациях и в многостороннем рыбохозяйственном сотрудничестве в целом должна строиться исходя из необходимости решения вопроса о членстве Российской Федерации в Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (ФАО), а также активизации участия России в международных рыбохозяйственных организациях для защиты интересов отечественного рыболовства.
В этих условиях ФЦП "Мировой океан" должна быть ориентирована на:
повышение эффективности использования сырьевых биологических ресурсов;
модернизацию основных фондов рыбопромыслового и поискового флота и береговых предприятий;
обновление флота за счет строительства судов, в том числе с привлечением финансового лизинга.

8. Транспортные коммуникации России в Мировом океане

В последние годы для России сложилась совершенно новая транспортно-коммуникационная ситуация. Она характеризуется тем, что:
сведены к минимуму выходы России к Балтийскому и Черному морям и тем самым затруднен ее доступ к основным торговым морским путям;
концевые магистрали системы сухопутных коммуникаций в Европе и Средней Азии оказались в других странах, в частности в Украине, Казахстане, прибалтийских государствах. В результате Россия была существенно отодвинута в глубь Евразии в северо-восточном направлении;
по западному периметру постсоветского пространства располагаются страны, которые, по существу, стремятся использовать свое геополитическое положение для получения политических и иных выгод;
внутренние и зарубежные пути, связывающие Россию с внешним миром, в особенности на юге и западе, частично оказались в зоне конфликтов (Закавказье, Таджикистан) либо в зонах как потенциальной, так и реальной нестабильности.
Около половины российских экспортно-импортных грузов перевозится морем, при этом подавляющая часть этого грузопотока проходит через балтийские и черноморские порты.
У России осталось лишь два (вместо прежних семи) порта на Балтике - Калининград и Санкт-Петербург, причем Калининград отрезан от России территорией Литвы, а акватория Санкт-Петербурга замерзает в холодное время года.
На Черном море Россия сохранила за собой из наиболее важных портов только Новороссийск и Туапсе, возможности которых ограничены. Одесса, Ильичевск и другие порты, всегда игравшие значительную роль в морской торговле страны, остались за пределами России. Порты Рени и Измаил, которые раньше обеспечивали России доступ к Дунаю, а следовательно и к важному водному пути в Центральную Европу по каналу Дунай-Майн-Рейн, также оказались потерянными. Оставшиеся у России морские порты могут обеспечить не более 60 процентов перевалочной портовой работы. Положение усугубляется и линией Турции на введение ограничений свободы судоходства через черноморские проливы, особенно в отношении крупнотоннажных танкеров.
В результате Россия вынуждена прибегать к транзитным перевозкам через порты прибалтийских государств и Украины. Стоимость транзита, решение связанных с ним организационных и других вопросов в значительной мере зависят от позиции этих государств.
Северные рубежи России из-за суровых природных условий и по другим причинам не могут компенсировать потери транспортно-коммуникационных возможностей на западе и на юге (хотя и нуждаются в серьезном развитии).
Таким образом, перед Россией встала задача предотвратить оттеснение ее от мировых транспортных путей и перекрытие ряда ее важнейших коммуникаций.
Радикальные геополитические изменения привели к установлению очень жестких пределов любых возможных усилий со стороны России по использованию западного, южного и северного направлений мореходства.
В этих условиях для России особое значение приобретает дальневосточное направление, сохранение свободного выхода на пространства Тихого океана.
Россия, как никогда, заинтересована в более рациональной эксплуатации своих богатств и территорий. Территория российского Дальнего Востока превышает 6 млн. кв. километров. Береговая линия Японского и Охотского морей, принадлежащая России, превышает 4 тыс. километров. Наличие большого количества бухт позволяет обеспечить дальнейшее развитие портового хозяйства. Восточные земли России, тяготеющие к Тихому океану, чрезвычайно богаты в природном отношении, но мало населены и недостаточно освоены.
Быстрое экономическое развитие Азиатско-Тихоокеанского региона делает его перспективным для сотрудничества. Связи со странами этого региона становятся все более интенсивными, что не исключает необходимости серьезной работы и на других направлениях - Балтика, Черное море, Каспий, Северный Ледовитый океан.
В целях устранения угрозы транспортной (а следовательно и экономической) изоляции России ФЦП "Мировой океан" должна быть направлена на:
экономически обоснованное и экологически допустимое развитие новых портовых систем на Балтийском и Черном морях и Кольском полуострове;
обеспечение свободы судоходства в черноморских проливах;
решение вопроса о создании интегрированного транспортного центра на Тихом океане.

9. Освоение и использование Арктики, изучение и исследование Антарктики

Арктика - это единая сложная региональная система, где переплетаются интересы России и других государств.
Интерес к Арктике обусловливается возможностью использования данного региона в транспортных целях; наличием запасов нефти, газа, других природных ресурсов, многие виды которых могут быть освоены уже в настоящее время; необходимостью проведения научных исследований природы региона, влияющей на состояние погоды и климата земного шара; обострением проблемы сохранения экологического равновесия.
Северный морской путь является важнейшей частью инфраструктуры экономического комплекса Крайнего Севера и связующим звеном между российским Дальним Востоком и западными районами страны, при этом он объединяет в единую транспортную сеть крупнейшие речные артерии Сибири. Для некоторых районов арктической зоны (Чукотка, острова арктических морей и ряд населенных пунктов побережья Красноярского края и Тюменской области) морской транспорт является единственным средством обеспечения массовых перевозок грузов.
Запасы минерального сырья на шельфе Севера России весьма значительны и сконцентрированы в уникальных по своим масштабам месторождениях. Такие ресурсы, как углеводороды, благородные, цветные и редкие металлы, ценные минералы и лес являются определяющими в народно-хозяйственном балансе России. В современных условиях экономика страны не может обойтись без ряда полезных ископаемых, добываемых в районах Севера и его арктической зоны. Освоение природных ресурсов и развитие производительных сил в районах Севера (включая арктическую зону) является важной частью экономической стратегии государства на длительный период.
Международные интересы России в Арктике заключаются в обеспечении благоприятных внешних условий для осуществления политических, экономических, социальных и других преобразований внутри страны. При этом необходимо подчеркнуть важность международного сотрудничества в решении экономических и юридических проблем в рамках создаваемого Арктического Совета, а также Совета Баренцева моря и его рабочей группы по Северному морскому пути, Арктической инициативы, Стратегии защиты окружающей среды Арктики.