(Действующий) Указ Президента РФ от 17 января 1997 г. N 11"О Федеральной целевой...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
повышения уровня безопасности различных видов деятельности на море;
сохранения и последующего развития научно-технического потенциала, связанного с проблемами океана.

IV. Основные направления и ожидаемые результаты реализации ФЦП "Мировой океан"

Формирование в рамках ФЦП "Мировой океан" единой скоординированной государственной политики, нацеленной на консолидацию внутригосударственных и международных подходов России к изучению и использованию Мирового океана и интеграцию ведомственных усилий по развитию морской деятельности, должно осуществляться на каждом из этапов реализации ФЦП "Мировой океан" на основе выбора приоритетных направлений и концентрации на них выделяемых средств. Это потребует налаживания процесса постоянного и эффективного согласования конкретных интересов, мер и шагов в отношениях между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, государственными и негосударственными субъектами хозяйственной деятельности, гражданскими и военными структурами. В настоящее время в стране практически отсутствуют единые механизмы такого согласования и взаимодействия.
Создание указанных механизмов в рамках ФЦП "Мировой океан" станет одним из важнейших условий способности России обеспечивать соблюдение своих национальных интересов в Мировом океане.
Ограниченность ресурсов и возможностей России требует их концентрации на важнейших, с точки зрения решения проблем внутреннего развития страны, направлениях деятельности в Мировом океане. При этом на каждом этапе реализации программы следует предусмотреть проведение научных исследований Мирового океана, включая фундаментальные, создающие заделы для выполнения последующих этапов.
Учитывая многообразие и сложность проблем, подлежащих решению в рамках ФЦП "Мировой океан", представляется целесообразным весь период реализации ФЦП "Мировой океан" разбить на ряд этапов и соответственно распределить стоящие задачи.
На начальном этапе в рамках направлений "Международно-правовые вопросы, их политический аспект, тактика отстаивания интересов", "Военно-стратегические интересы России в Мировом океане", "Использование биологических ресурсов Мирового океана", "Транспортные коммуникации России в Мировом океане" основное внимание должно быть сосредоточено на следующих проблемах:
обеспечение реализации прав Российской Федерации в Мировом океане путем создания соответствующей правовой базы;
урегулирование с сопредельными странами спорных вопросов по морским границам;
укрепление национальной, региональной и глобальной безопасности;
формирование научных основ создания техники и технологии для проведения первоочередных морских работ;
выход на обоснованные уровни снабжения рыбой и другими морепродуктами населения страны и необходимые объемы грузопассажирских перевозок.
На дальнейшем этапе ФЦП "Мировой океан" реализуется по направлениям "Исследования природы Мирового океана", "Минеральные ресурсы Мирового океана, Арктики и Антарктики", "Гуманитарные вопросы", "Освоение и использование Арктики, изучение и исследование Антарктики" и должна быть нацелена на:
получение минерального сырья в промышленных масштабах;
самодостаточное энергообеспечение прибрежных регионов страны;
комплексное управление прибрежными зонами Российской Федерации;
наблюдение за погодно-климатическими условиями и их прогнозирование.
Завершающий этап программы содержит направления "Торговые отношения, обеспечение равных возможностей на мировом рынке товаров и технологий", "Создание технологий для освоения ресурсов и пространств Мирового океана", "Создание единой общегосударственной системы информации об обстановке в Мировом океане" и должен предусматривать:
укрепление экономических позиций России на мировых рынках товаров и услуг за счет активизации ее деятельности в Мировом океане;
расширение пространственного и функционального потенциала государства за счет использования подводных территорий Мирового океана и океанических процессов на основе применения принципиально новых технологий;
сбалансированное функционирование природных систем на территории России;
обеспечение стабилизации экономических, экологических и социальных процессов в стране, основанное на взаимодействии и взаимозависимости природных и антропогенных процессов в Мировом океане.
Для реализации ФЦП "Мировой океан" необходимо осуществить комплекс мероприятий по следующим направлениям.

1. Международно-правовые вопросы, их политический аспект, тактика отстаивания интересов

Вопросы разграничения морских пространств и, следовательно, юрисдикции в отношении различного рода ресурсной, природоохранной и других видов деятельности занимают существенное место в межгосударственных отношениях, в значительной мере определяют характер этих отношений, поскольку затрагивают экономические, политические и стратегические интересы сторон.
Россия является признанной морской державой, традиционно играющей существенную роль в изучении и освоении пространств и ресурсов Мирового океана. Ее деятельность в этой области была и остается сферой сотрудничества и противоборства с другими государствами.
В последнее время проблема отстаивания российских интересов в Мировом океане, включая прибрежную зону, серьезно осложнилась. После образования на территории бывшего СССР ряда независимых государств часть морских границ России сохраняет статус, установленный в соответствии с ранее заключенными международными соглашениями. Вместе с тем с приобретением независимости Украиной, Грузией и Прибалтийскими государствами возникли новые морские границы, которые пока не закреплены международными договорами с Россией и при этом обладают разной степенью защищенности и взрывоопасности. Не завершен процесс разграничения морских пространств с Норвегией, США и Японией. Особые проблемы возникают в отношениях с Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном и Ираном в связи с неурегулированностью правового статуса Каспийского моря, не являющегося в правовом отношении частью Мирового океана и не имеющего сегодня морских границ.
Изменение правового режима морских пространств у побережья России и использование их в новых условиях, динамика геополитических процессов требуют от России адекватного реагирования на сложившуюся ситуацию в отношении Мирового океана.
Приоритетными направлениями обеспечения международных интересов России в Мировом океане как в настоящее время, так и на длительную перспективу являются:
поддержание мира и безопасности;
защита суверенитета, прав и интересов России в соответствующих морских пространствах, включая их разграничение;
защита и сохранение морской среды с учетом международных обязательств;
развитие экономического, экологического, правового и научно-технического сотрудничества с другими странами и международными организациями по проблемам Мирового океана.
Первостепенное значение в становлении международного правового режима морских пространств имеет вступление в силу 16 ноября 1994 г. Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, которую Российская Федерация подписала, но еще не ратифицировала.
Конвенция закрепляет свободу судоходства в открытом море, право прохода через проливы, используемые для международного судоходства, свободу рыболовства в открытом море и специальные права прибрежных государств в области использования живых и неживых ресурсов моря, защиты и сохранения морской среды. В соответствии с Конвенцией за Россией закреплен участок морского дна в Тихом океане, содержащий запасы ряда стратегических металлов. Во исполнение положений Конвенции создан и начал работать международный орган по морскому дну.
Что касается тактики отстаивания российских интересов в Мировом океане, то с учетом переживаемых страной экономических трудностей наиболее важным является дальнейшее развитие налаженного в последние десятилетия достаточно тесного сотрудничества в рамках встреч шести ведущих морских держав (России, США, Японии, Германии, Франции, Великобритании). Хотя между Россией и этими государствами еще долго могут сохраняться разногласия по отдельным военно-политическим и экономическим аспектам использования Мирового океана, их объединяет стремление добиваться выполнения положений Конвенции теми развивающимися странами, которые не отказались от попыток неправомерного расширения своей юрисдикции в Мировом океане, включая экономические зоны и международные проливы.
Следует также продолжить налаженное региональное сотрудничество с прибрежными государствами в Балтийском и Баренцевом морях (включая совместное использование острова Шпицберген), в Беринговом и Японском морях, в районе Курильских островов, в Азовском и Черном морях (включая вопрос об обеспечении свободы прохода в черноморских проливах), а также в Арктике и Антарктике. При выработке нового правового статуса Каспия и решении проблем добычи и транспортировки нефтегазовых ресурсов интересы России могут быть обеспечены лишь при активном взаимодействии с другими заинтересованными государствами, и в первую очередь с Туркменистаном и Ираном.
Учитывая широту российских интересов в области использования Мирового океана, необходимо и далее принимать активное участие в обсуждении этих проблем в соответствующих международных организациях. При этом важно оказывать влияние на работу тех неправительственных организаций, в которых зачастую зондируется отношение государств к новым правовым, экономическим и научным концепциям изучения и использования океанов и морей.
Стратегическая линия России по защите государственных интересов в Мировом океане должна базироваться на законодательстве, обеспечивающем необходимую правовую основу для реализации прав и обязанностей Российской Федерации в своих внутренних водах, территориальном море, исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе и в районах за пределами национальной юрисдикции с учетом международных обязательств.
ФЦП "Мировой океан" в международно-правовых вопросах, их политическом аспекте, тактике отстаивания интересов России должна предусматривать:
подготовку рекомендаций по использованию морских пространств и ресурсов с учетом современных внутренних и международных экономических и политических условий, долгосрочных национальных и геополитических интересов России, а также по защите интересов России в Мировом океане за пределами ее национальной юрисдикции;
оценку соответствия действующего в России морского законодательства международным правовым нормам и подготовку при необходимости дополнительных законопроектов в области мореплавания и использования морских ресурсов для создания целостной законодательной базы;
обеспечение соблюдения установленного режима морской государственной границы, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

2. Торговые отношения, обеспечение равных возможностей на мировом рынке товаров и технологий

Морские перевозки занимают центральное место в обеспечении экономических связей России с зарубежными странами и жизнедеятельности северных и дальневосточных регионов страны. Объем внешнеторговых перевозок российским морским флотом в 1995 году составил 81,6 млн. тонн, в том числе нефтеналивным - 26,2 млн. тонн. Каботажные перевозки морем в северные и восточные регионы России составили в 1995 году около 7 млн. тонн.
В то же время Россия не полностью использует возможности морского транспорта для расширения внешнеэкономических связей. Медленно развиваются новые прогрессивные формы торговли и сотрудничества. Недостаточно изучается и используется опыт других стран по созданию специальных и свободных экономических зон с учетом специфики прибрежных регионов страны.
К настоящему времени Россия потеряла лучшие по климатическим условиям и техническому оснащению морские порты на Черном и Балтийском морях, что резко увеличило зависимость внешнеэкономических связей страны от организации обслуживания российских судов портами, расположенными на территории государств - бывших республик СССР. В частности, в 1995 году на их долю пришлось 26,6 млн. тонн (около 33 процентов всего внешнего грузооборота). Прибалтийские государства и Украина, учитывая заинтересованность России в использовании их портов, пытаются оказывать на нее экономическое давление.
Ослабление экономических и политических позиций России повлекло за собой стремление ряда государств вытеснить ее с мировых рынков услуг и товаров высокой степени обработки, средств вооружения, другой наукоемкой продукции, осложнить работу и обслуживание российских судов на международных линиях и в портах. Ужесточились правила прохода судов, прежде всего нефтеналивных, через проливы, особенно черноморские.
Вместе с тем Россия обладает значительным потенциалом в области морского транспорта, что должно получить адекватное отражение в процессе проведения соответствующих двусторонних и многосторонних (в том числе в рамках Всемирной торговой организации) переговоров. При этом следует предпринимать меры по обеспечению равноправия в многосторонней торговой системе морского транспорта.