Действующий
Перечень
основных мероприятий по реализации II этапа (2006 - 2010 годы) подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы
┌──────┬────────────────────────────────────────────┬──────────────────┬───────────────────────────┐
│ │ Наименование мероприятия │ Срок выполнения │ Ответственные исполнители │
├──────┼────────────────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤
│ 1. │Разработка порядка предоставления молодым│ I квартал │Минрегион России │
│ │семьям субсидий на приобретение жилья, в том│ 2006 г. │Минэкономразвития России │
│ │числе на уплату первоначального взноса при│ │Минфин России │
│ │получении ипотечного жилищного кредита или│ │Минобрнауки России │
│ │займа на приобретение жилья или│ │ │
│ │строительство индивидуального жилья │ │ │
├──────┼────────────────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤
│ 2. │Реализация в переходном периоде мероприятий│ 2006 год │Росстрой │
│ │по выполнению обязательств перед участниками│ │Минфин России │
│ │подпрограммы "Обеспечение жильем молодых│ │Рособразование │
│ │семей", входящей в состав федеральной│ │органы исполнительной │
│ │целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010│ │власти субъектов │
│ │годы, утвержденной постановлением│ │Российской Федерации │
│ │Правительства Российской Федерации от│ │органы местного │
│ │28 августа 2002 г. N 638 │ │самоуправления │
├──────┼────────────────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤
│ 3. │Разработка региональных и муниципальных│ 2006 год │органы исполнительной │
│ │программ по обеспечению жильем молодых семей│ │власти субъектов │
│ │ │ │Российской Федерации │
│ │ │ │органы местного │
│ │ │ │самоуправления │
├──────┼────────────────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤
│ 4. │Организация конкурсного отбора субъектов│ ежегодно │Минрегион России │
│ │Российской Федерации для участия в│ │ │
│ │подпрограмме │ │ │
├──────┼────────────────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤
│ 5. │Организация учета молодых семей, участвующих│ постоянно │органы исполнительной │
│ │в подпрограмме │ │власти субъектов │
│ │ │ │Российской Федерации │
│ │ │ │органы местного │
│ │ │ │самоуправления │
├──────┼────────────────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤
│ 6. │Определение критериев отбора банков,│ 2006 год │Росстрой │
│ │участвующих в реализации подпрограммы │ │Минфин России │
│ │ │ │Банк России │
│ │ │ │(по согласованию) │
│ │ │ │Минрегион России │
├──────┼────────────────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤
│ 7. │Отбор банков для участия в реализации│ 2006 год │органы исполнительной │
│ │подпрограммы │ │власти субъектов Российской│
│ │ │ │Федерации │
├──────┼────────────────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤
│ 8. │Определение концепции страхования ипотечных│ 2006 - 2007 годы │Минфин России │
│ │жилищных кредитов, предоставляемых молодым│ │Минэкономразвития России │
│ │семьям, разработка механизма их страхования │ │Минрегион России │
│ │ │ │Росстрой │
├──────┼────────────────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤
│ 9. │Разработка методического и программного│ 2006 год │Росстрой │
│ │обеспечения информационной системы, │ │органы исполнительной │
│ │предназначенной для контроля реализации│ │власти субъектов │
│ │подпрограммы и подготовки│ │Российской Федерации │
│ │информационно-аналитических материалов │ │ │
├──────┼────────────────────────────────────────────┼──────────────────┼───────────────────────────┤
│ 10. │Организация информационно- разъяснительной│ постоянно │Минрегион России │
│ │работы среди населения по освещению целей и│ │органы исполнительной │
│ │задач подпрограммы │ │власти субъектов │
│ │ │ │Российской Федерации │
│ │ │ │ │
└──────┴────────────────────────────────────────────┴──────────────────┴───────────────────────────┘
Объемы финансирования II этапа (2006 - 2010 годы) подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы
Источники и направления финансирования | 2006 - 2010 годы - всего | В том числе | ||||
2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год | ||
Федеральный бюджет - всего | 19395 | 2100* | 3100 | 4621 | 4697 | 4877 |
в том числе субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья | 19395 | 2100 | 3100 | 4621 | 4697 | 4877 |
Бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты | 48400 | 6300 | 10800 | 10260 | 10343 | 10697 |
Собственные и заемные средства молодых семей | 110031 | 12600 | 21600 | 24881 | 25058 | 25892 |
Всего | 177826 | 21000 | 35500 | 39762 | 40098 | 41466 |
подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 638.
* Включая средства на выполнение обязательств перед участниками Подпрограмма
"Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы
Паспорт
подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы
┌─────────────────────────┬──────────────────────────────────────────┐
│Наименование подпрограммы│подпрограмма "Выполнение государственных│
│ │обязательств по обеспечению жильем│
│ │категорий граждан, установленных│
│ │федеральным законодательством" │
├─────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│Дата принятия решения о│распоряжение Правительства Российской│
│разработке подпрограммы, │Федерации от 10 августа 2005 г. N 1183-р, │
├─────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│дата ее утверждения │постановление Правительства Российской│
│ │Федерации от 31 декабря 2005 г. N 865 │
├─────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│Государственный заказчик │Министерство регионального развития│
│ │Российской Федерации │
├─────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│Основные разработчики│Министерство регионального развития│
│подпрограммы │Российской Федерации, Федеральное│
│ │агентство по строительству и│
│ │жилищно-коммунальному хозяйству,│
│ │федеральное государственное учреждение│
│ │"Объединенная дирекция по реализации│
│ │федеральных инвестиционных программ" │
├─────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│Цель и задачи│основная цель подпрограммы - обеспечение│
│подпрограммы │жилыми помещениями граждан Российской│
│ │Федерации, перед которыми государство│
│ │имеет обязательства в соответствии с│
│ │законодательством Российской Федерации. │
│ │ Основной задачей подпрограммы является│
│ │финансовая поддержка граждан Российской│
│ │Федерации, перед которыми государство│
│ │имеет обязательства по обеспечению жилыми│
│ │помещениями в соответствии с│
│ │законодательством Российской Федерации, а │
│ │также предоставление жилых помещений│
│ │(квартир) в многоквартирных домах,│
│ │приобретенных за счет средств федерального│
│ │бюджета гражданам, уволенным с военной│
│ │службы │
├─────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│Важнейшие целевые│количество государственных жилищных│
│индикаторы и показатели │сертификатов, выданных гражданам -│
│ │участникам подпрограммы, и размер средств│
│ │федерального бюджета, предусмотренных на│
│ │предоставление социальных выплат; │
│ │количество реализованных государственных│
│ │жилищных сертификатов и размер средств│
│ │федерального бюджета, выделенных на их│
│ │погашение │
│ │количество приобретенных жилых помещений│
│ │(квартир) в многоквартирных домах и размер│
│ │средств федерального бюджета,│
│ │израсходованных на их приобретение │
├─────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│Сроки и этапы реализации│2006 - 2010 годы │
│подпрограммы │ │
├─────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│Объем и источник│объем финансирования подпрограммы за счет│
│финансирования │средств федерального бюджета составляет│
│ │173155,28 млн. рублей │
├─────────────────────────┼──────────────────────────────────────────┤
│Ожидаемые конечные│обеспечение жильем за счет средств│
│результаты реализации│федерального бюджета 118876 семей граждан│
│подпрограммы и показатели│- участников подпрограммы │
│социально-экономической │ │
│эффективности │ │
└─────────────────────────┴──────────────────────────────────────────┘
Проблема обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, остается одной из наиболее острых социальных проблем. В настоящее время 510896 семей указанных категорий граждан нуждаются в улучшении жилищных условий, в том числе:
186472 семьи военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, в том числе граждан, подлежащих отселению из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйствования;
44085 семей граждан, уволенных с военной службы (службы), и приравненных к ним лиц, в том числе проживающих в городках, утративших статус закрытых военных городков после 1998 года;
26730 семей граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении "Маяк", и приравненных к ним лиц;
Реализуемые до настоящего времени федеральные целевые программы (подпрограммы), предусматривающие оказание государственной поддержки отдельным категориям граждан в решении жилищной проблемы, предусматривают различные механизмы и формы предоставления им субсидий на приобретение жилья. Далеко не все программы (подпрограммы) смогли обеспечить организацию действенной системы управления процессом предоставления субсидий, а также эффективный контроль за их целевым использованием. С учетом этого на сегодняшний день основной задачей является организация рационального управления процессом предоставления субсидий, создание эффективного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, проведение мониторинга выполнения программных мероприятий с периодической оценкой результатов. При этом необходимо обеспечить минимизацию расходов на управление, устранение излишних согласований, введение простой и понятной системы отчетности и предоставления аналитической информации о ходе реализации программных мероприятий.
Особое значение приобретает методически правильное определение механизмов и форм доведения средств, предоставляемых в качестве социальной выплаты, до ее получателя. При всем разнообразии форм предоставления средств федерального бюджета на цели улучшения жилищных условий, определенных в различных федеральных целевых программах (подпрограммах), нормативных правовых актах, представляется целесообразным выработать унифицированный подход к предоставлению гражданам социальных выплат на приобретение жилья.
Указами Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 г. N 1062 "О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан" и от 28 июня 1999 г. N 825 "Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также граждан, уволенных со службы из указанных органов, службы и учреждений" установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов по обеспечению жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий, увольняемых со службы сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений, членов их семей, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов (далее - сертификаты).
Реализация этих указов Президента Российской Федерации в 1998 - 2002 годах осуществлялась в рамках федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 января 1998 г. N 71 "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" (далее - программа "Государственные жилищные сертификаты"). Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июня 2002 г. N 450 действие этой программы было продлено на 2003 год.
Анализ хода реализации программы "Государственные жилищные сертификаты" показал эффективность применения механизма предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий, удостоверяемых сертификатами, при реализации прав граждан на приобретение жилья и действенность установленных принципов.
Принцип добровольного участия граждан в программе "Государственные жилищные сертификаты" позволил им выбирать наиболее подходящий способ решения жилищной проблемы.
Принцип целевого адресного предоставления безвозмездных субсидий на приобретение жилья доказал свою эффективность, поскольку обеспечил:
направление средств федерального бюджета непосредственно гражданам - участникам программы "Государственные жилищные сертификаты" только на цели приобретения жилья;
Программой "Государственные жилищные сертификаты" было предусмотрено обеспечить в 1998 - 2003 годах постоянным жильем 210 тыс. семей.
Всего за 6 лет реализации этой программы было выпущено около 120,6 тыс. сертификатов. За этот период на ее финансирование было направлено из федерального бюджета 39,7 млрд. рублей.
В целях формирования и ведения единого реестра выданных и оплаченных сертификатов была разработана и введена в эксплуатацию автоматизированная информационная система учета выдачи и реализации сертификатов, позволяющая исключить нецелевое использование средств федерального бюджета и упорядочить процедуру учета граждан - участников программы "Государственные жилищные сертификаты", а также процедуру выдачи сертификатов.
Принцип привлечения собственных или заемных средств граждан не был реализован в этой программе в полной мере. Это объясняется отсутствием у граждан - участников указанной программы накопленных денежных средств, низкой платежеспособностью и, как следствие, ограниченными возможностями привлечения кредитов банков, в том числе ипотечных, для приобретения жилья.
Кроме того, программой "Государственные жилищные сертификаты" были охвачены не все категории граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставлено право на получение субсидий на приобретение жилья.
Однако в связи с тем, что указанная программа показала свою эффективность, основные принципы и механизмы ее реализации были сохранены в подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. N 700. Впоследствии постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 2004 г. N 522 были утверждены правила выпуска и погашения сертификатов в рамках реализации указанной подпрограммы.
В подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы была предусмотрена новая система управления, при которой основная роль была отведена государственному заказчику, а также органу, осуществляющему текущее управление подпрограммой.
Был изменен подход к расчету размера субсидии. Расчетная стоимость жилого помещения стала определяться исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации, то есть для всех субъектов Российской Федерации стал устанавливаться единый норматив в денежном эквиваленте. При этом, исходя из ряда задач жилищной политики и с учетом миграционных и демографических процессов, а также экономических возможностей граждан - участников указанной подпрограммы, объемов предложения жилья и наличия социальной инфраструктуры, для отдельных субъектов Российской Федерации, определенных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, применялись повышающие коэффициенты к нормативу стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Российской Федерации.
Определение норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья для расчета размера субсидии на приобретение гражданином жилья за счет средств федерального бюджета позволило учесть состояние рынка жилья и предоставить возможность гражданам выбирать жилье в разных регионах Российской Федерации.
Для реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий в число граждан, имеющих право на получение сертификатов, были включены граждане, уволенные со службы из Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, содержащиеся за счет средств федерального бюджета, члены семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и члены семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы. Право на получение сертификатов также было предоставлено гражданам, подлежащим переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности.
Во исполнение определения Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 22 августа 2002 г. N КАС 02-380 в число участников подпрограммы были включены не только граждане, не имеющие жилых помещений для постоянного проживания, но и граждане, имеющие жилые помещения, площадь которых в расчете на одного члена семьи ниже учетной нормы площади жилого помещения.
Основные принципы реализации подпрограммы "Государственные жилищные сертификаты" на 2004 - 2010 годы предлагается распространить на программные мероприятия по оказанию финансовой поддержки всем категориям граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации.