(Действующий) Строительные нормы и правила СНиП II-89-80*"Генеральные планы...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
5. Количество пожарных автомобилей и численность персонала пожарных депо (постов) устанавливаются заказчиком в задании на проектирование по согласованию с заинтересованными организациями.

Дороги, въезды и проезды

3.38. Железные дороги, гидравлический, конвейерный транспорт и подвесные канатные дороги промышленных предприятий и промышленных узлов следует проектировать в соответствии с главой СНиП по проектированию промышленного транспорта.
3.39. Автомобильные дороги и велосипедные дорожки промышленных предприятий и промышленных узлов следует проектировать в соответствии с главой СНиП по проектированию автомобильных дорог.
3.40. Схема транспорта промышленного узла должна предусматривать:
а) совмещение транспортных сооружений и устройств для различных видов транспорта (совмещенные автомобильные и железнодорожные или автомобильные и трамвайные мосты и путепроводы, общее земляное полотно для автомобильных дорог и трамвайных путей, кроме скоростных, и др.);
б) использование сооружений и устройств, проектируемых для других целей (дамб водохранилищ и плотин, водопропускных сооружений) под земляное полотно и искусственные сооружения железных и автомобильных дорог;
в) возможность последующего развития схемы внешнего транспорта.
3.41. При транспортировании грузов водными путями следует, как правило, предусматривать строительство объединенных портов предприятий.
Строительство причалов для отдельных предприятий допускается по технологическим требованиям или особым условиям строительства.
3.42. Вдоль автомобильных дорог, связывающих предприятия с местом расселения трудящихся, при их протяженности не более 2 км следует предусматривать велосипедные и пешеходные дорожки или тротуары.
Велосипедные дорожки надлежит проектировать при интенсивности велосипедного (мопедного) движения более 250 ед/сут и интенсивности движения автомобилей по дороге, вдоль которой проектируется велосипедная дорожка, более 2000 автомобилей/сут.
3.43*. Предприятия с площадками размером более 5 га должны иметь не менее двух въездов.
При размере стороны площадки предприятия более 1000 м и расположении ее вдоль улицы или автомобильной дороги на этой стороне следует предусматривать не менее двух въездов на площадку. Расстояние между въездами не должно превышать 1500 м.
Примечание: Огражденные участки внутри площадок предприятий (открытые трансформаторные подстанции, склады и т.п.) площадью более 5 га должны иметь не менее двух въездов.
3.44. Ширину ворот автомобильных въездов на площадку предприятия надлежит принимать по наибольшей ширине применяемых автомобилей плюс 1,5 м, но не менее 4,5 м, а ширину ворот для железнодорожных въездов - не менее 4,9 м.
3.45. Выбор вида внутризаводского транспорта для предприятий должен производиться на основе результатов технико-экономических сравнений различных вариантов с учетом организации единого транспортного процесса с передачей перерабатываемых материалов от мест их складирования к местам потребления одними и теми же транспортными средствами, минуя перегрузку с межцехового транспорта на внутрицеховой.
3.46*. К зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны - при ширине здания или сооружения до 18 м и с двух сторон - при ширине более 18 м, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.
К зданиям с площадью застройки более 10 га или шириной более 100 м подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.
В случаях, когда по производственным условиям не требуется устройства дорог, подъезд пожарных автомобилей допускается предусматривать по спланированной поверхности, укрепленной по ширине 3,5 м в местах проезда при глинистых и песчаных (пылеватых) грунтах различными местными материалами с созданием уклонов, обеспечивающих естественный отвод поверхностных вод.
Расстояние от края проезжей части или спланированной поверхности, обеспечивающей проезд пожарных машин, до стен зданий высотой до 12 м должно быть не более 25 м, при высоте зданий свыше 12 до 28 м - не более 8 м, при высоте зданий свыше 28 м - не более 10 м.
В необходимых случаях расстояние от края проезжей части автодороги до крайней оси производственных зданий и сооружений допускается увеличивать до 60 м при условии устройства к зданиям и сооружениям тупиковых дорог с площадками для разворота пожарных машин и устройством на этих площадках пожарных гидрантов, при этом расстояние от зданий и сооружений до площадок для разворота пожарных машин должно быть не менее 5 и не более 15 м, расстояние между тупиковыми дорогами не должно превышать 100 м.
Примечания: 1*. За ширину зданий и сооружений следует принимать расстояние между крайними разбивочными осями.
2. К водоемам, которые могут быть использованы для тушения пожара, надлежит устраивать подъезды с площадками размером не менее 12 х 12 м.
3. Пожарные гидранты надлежит располагать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен здания; при технико-экономическом обосновании допускается располагать гидранты на проезжей части.
4*. Подъезды для пожарных машин не следует предусматривать к зданиям и сооружениям, материалы и конструкции которых, а также технологические процессы, исключают возможность возгорания.
3.47. Ширину проездов на территории предприятия надлежит принимать из расчета наиболее компактного размещения дорог, инженерных сетей и полос озеленения, но не менее расстояний между зданиями и сооружениями, приведенных в табл.1* и требуемых санитарными нормами проектирования промышленных предприятий.
Примечание. Шириной проезда считается расстояние между наружными координационными осями зданий, ограничивающими проезд.
3.48. В проезде следует предусматривать, как правило, одну автомобильную дорогу. Устройство двух автомобильных дорог в одном проезде допускается:
а) при площади покрытия одной автомобильной дороги с подъездами, равной или превышающей площади покрытия двух автомобильных дорог с подъездами;
б) при сложном рельефе площадки предприятия, требующем устройства дорог в разных уровнях, для обеспечения въездов средств безрельсового транспорта в производственные здания.
3.49. Расстояния от бортового камня или кромки укрепленной обочины автомобильных дорог до зданий и сооружений следует принимать не менее указанных в табл.5*.
Таблица 5*
┌───────────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐
│ Здания и сооружения │ Расстояние, м │
├───────────────────────────────────────────┼───────────────────────────┤
│1. Наружные грани стен зданий, включая │ │
│ тамбуры и пристройки: │ │
│ а) при отсутствии въезда в здание │ 1,5 │
│ и при длине здания до 20 м │ │
│ б) то же, при длине здания более │ 3 │
│ 20 м │ │
│ в) при наличии въезда в здание │ 8 │
│ двухосных автомобилей и автопогрузчиков │ │
│ г) при наличии въезда в здание │ 12 │
│ трехосных автомобилей │ │
│ д) при наличии въезда в здание │ 5 │
│ только электрокаров │ │
│2. Оси параллельно расположенных │ │
│ железнодорожных путей: │ │
│ 1520 (1524) мм │ 3,75 │
│ 750 мм │ 3 │
│3. Ограждение площадки предприятия │ 1,5 │
│4. Поз.4 исключена │ │
│5. Наружные грани опор эстакад и путепрово-│ 0,5 │
│ дов, дымовых труб, столбов, мачт, │ │
│ выступающих частей зданий: пилястр, │ │
│ контрфорсов, наружных лестниц и т.п. │ │
│6. Ось железнодорожного пути, по которому │ 5 │
│ перевозится жидкий металл, шлак, тележ-│ │
│ ки со слитками и изложницами, тележки с │ │
│ мульдами и коробами для перевозки шихто-│ │
│ вых материалов │ │
│ │
│ Примечания: 1. При проектировании дорог для движения тягачей с │
│роспусками для длинномерных грузов (бревен, балок и т.п.) на │
│закруглениях и перекрестках указанные в таблице расстояния следует │
│увеличивать соответственно величине свеса груза согласно требованиям │
│главы СНиП по проектированию автомобильных дорог. │
│ 2. Расстояния от бортового камня, кромки проезжей части или │
│укрепленной полосы обочины до стволов деревьев или до кустарников │
│должны определяться в зависимости от породы деревьев и кустарников (но │
│не менее величин, приведенных в табл.7) с тем, чтобы крона деревьев с │
│учетом ее подрезки и кустарников не нависала над проезжей частью или │
│обочиной. │
│ 3. При ширине полосы движения двухполосной дороги менее 3,75 м и │
│при отсутствии бортового камня или укрепленной полосы обочины расстоя- │
│ние в случаях, предусмотренных поз.5 таблицы, должно быть не менее │
│4,25 м от оси дороги. При ширине автомобиля более 2,5 м указанное │
│расстояние должно быть соответственно увеличено. │
│ 4. При въезде в цех автомобилей с прицепами расстояние от стены це- │
│ха до дороги надлежит определять расчетом. │
│ 5*. Расстояния, указанные в позициях 1"в" - 1"д" настоящей таблицы, │
│допускается при реконструкции сокращать до 3 м при условии обеспечения │
│безопасности дорожного движения. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
3.50. Строительные конструкции тоннелей, мостов, путепроводов, эстакад, виадуков, галерей и т.п. следует располагать на расстоянии не менее 0,5 м от бортового камня или наружной бровки водоотводных устройств (кюветов, лотков). При необходимости следует учитывать расширение проезжей части дорог в перспективе.
Возвышение низа строительных конструкций перечисленных сооружений над проезжей частью автомобильных дорог должно назначаться равным высоте груженого расчетного автомобиля, увеличенной на 1 м, и быть не менее 5 м.
При обосновании типов транспортных средств и габаритов перевозимого груза допускается принимать габарит по высоте 4,5 м.
3.51. Вводы железнодорожных путей в производственные здания, как правило, должны быть тупиковыми с отметкой головки рельсов в одном уровне с отметкой пола.
3.52. Расстояния от оси внутризаводских железнодорожных путей (кроме путей, по которым производятся перевозки жидкого чугуна, шлака и горячих слитков) до зданий и сооружений следует принимать не менее указанных в табл.6.
3.53. При проектировании земляного полотна автомобильных и железных дорог для Северной строительно-климатической зоны по принципу сохранения грунтов в мерзлом состоянии вдоль полотна следует предусматривать полосу территории, в пределах которой не могут размещаться сооружения, способные оказывать влияние на его тепловой режим. Ширина такой полосы должна определяться расчетом.
Таблица 6
┌───────────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐
│ Здания и сооружения │ Расстояние, м, при колее, мм │
│ ├──────────────────┬────────────┤
│ │ 1520(1524) │ 750 │
├───────────────────────────────────────┼──────────────────┼────────────┤
│1. Наружные грани стен или выступающих │ │ │
│ частей здания: пилястр, контрфорсов, │ │ │
│ тамбуров, лестниц и т.п. │ │ │
│ а) при отсутствии выходов из зданий│ 3,1 │ 2,3 │
│ б) при наличии выходов из зданий │ 6 │ 5 │
│ в) при наличии выходов из зданий и │ 4,1 │ 3,5 │
│ устройстве оградительных барье- │ │ │
│ ров (длиной не менее 10 м), рас-│ │ │
│ положенных между выходами из│ │ │
│ зданий и железнодорожными путями│ │ │
│ параллельно стенам зданий │ │ │
│2. Отдельно стоящие колонны, стойки│ По габариту приближения │
│ проемов ворот производственных зда-│ строений к железнодорожным │
│ ний, а также выступающих частей зда-│ путям: │
│ ний (пилястр, контрфорсов, тамбуров,│ ГОСТГОСТ
│ лестниц и др.) при их длине вдоль│ 9238-83 │ 9720-76 │
│ пути не более 1000 мм; сливоналивные│ │ │
│ и погрузочно-разгрузочные устройс-│ │ │
│ тва, устройства по техническому обс-│ │ │
│ луживанию, экипировке и ремонту под-│ │ │
│ вижного состава, а также другие тех-│ │ │
│ нологические устройства в нерабочем│ │ │
│ положении, расположенные на станци-│ │ │
│ онных (кроме главных и приемоотпра-│ │ │
│ вочных) путях. │ │ │
│3. Склад круглого леса емкостью до │ 5 │ 4,5 │
│ 10000 м3 │ │ │
│4. Склад пиломатериалов, щепы и опилок │ 10 │ 9,5 │
│ емкостью до 5000 м3 │ │ │
│5. Склад легковоспламеняющихся жидкос- │ 20 │ 19,5 │
│ тей емкостью до 2000 м3 │ │ │
│6. Склад горючих жидкостей емкостью до │ 10 │ 9,5 │
│ 10000 м3 │ │ │
│7. Склад каменного угля емкостью до │ 5 │ 4,5 │
│ 100000 т │ │ │
│8. Склад фрезерного торфа емкостью до │ 10 │ 9,5 │
│ 10000 т │ │ │
│9. Склад кускового торфа емкостью до │ 10 │ 9,5 │
│ 10000 т │ │ │
│ │
│ Примечания: 1. Расстояния, указанные в поз.3 - 9, следует назна- │
│чать с учетом примеч.5 табл.2.
│ 2. Внешние ограждения предприятий и территорий, для которых требу- │
│ется охрана, следует размещать на расстоянии от оси железнодорожных │
│путей не менее 5 м. │
│ 3. Приближение железнодорожных путей к штабелям круглого леса на │
│складах емкостью более 10000 м3 надлежит принимать в соответствии с │
│нормами проектирования складов лесных материалов. │
│ 4*. Размещение железнодорожных путей между автомобильной дорогой и │
│стеной здания, из которого предусмотрены выезды на эту дорогу автот- │
│ранспортных средств, допускается только по технологическим требовани- │
│ям; при этом расстояние от стены здания до оси пути должно быть не ме- │
│нее 6 м. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

Вертикальная планировка

3.54. Сплошную вертикальную планировку площадок предприятий и территорий промышленных узлов следует применять при плотности застройки более 25%, а также при большой насыщенности площадок предприятий дорогами и инженерными сетями, в остальных случаях - выборочную вертикальную планировку, выполняя планировочные работы только на участках, где расположены здания или сооружения; выборочную вертикальную планировку следует применять также при наличии скальных грунтов, при сохранении леса или других зеленых насаждений, а также при неблагоприятных гидрогеологических условиях.
При проектировании вертикальной планировки следует предусматривать наименьший объем земляных работ и минимальное перемещение грунта в пределах осваиваемого участка.
3.55. На площадках предприятий и территориях промышленных узлов необходимо предусматривать снятие (как в насыпи, так и выемке), складирование и временное хранение плодородного слоя почвы, где он не будет нарушен, загрязнен, подтоплен или затоплен при производстве строительных работ или при эксплуатации предприятий, зданий или сооружений. Условия хранения и порядок использования снятого плодородного слоя почвы определяются органами, предоставляющими в пользование земельные участки.
3.56. Уклоны поверхности площадки надлежит принимать не менее 0,003 и не более 0,05 для глинистых грунтов; 0,03 - для песчаных грунтов; 0,01 - для грунтов легкоразмываемых (лесс, мелкие пески) и 0,03 - для вечномерзлых грунтов.
В условиях просадочных грунтов II типа минимальные уклоны планируемой поверхности площадки следует принимать 0,005.
3.57. При размещении предприятий на склоне или у его подошвы в целях защиты территории от подтопления водами с верховой стороны должны устраиваться нагорные канавы. Поперечное сечение канав и их количество должны назначаться по расчету в соответствии с главой СНиП по проектированию водоснабжения, наружных сетей и сооружений.
3.58. На площадках предприятий следует, как правило, предусматривать закрытую сеть дождевой канализации.