Действующий
3.37. Пожарные депо надлежит располагать на земельных участках, примыкающих к дорогам общего пользования. Пожарное депо, как правило, должно обслуживать группу предприятий.
Место расположения пожарных депо следует выбирать из расчета радиуса обслуживания предприятия с учетом имеющихся пожарных депо (постов), находящихся в пределах, устанавливаемых радиусов обслуживания.
Радиусы обслуживания пожарными депо следует принимать: 2 км - для предприятий с производствами категорий А, Б и В, занимающих более 50% всей площади застройки; 4 км - для предприятий с производствами категорий А, Б и В, занимающих до 50% площади застройки, и предприятий с производствами категорий Г и Д.
Примечания: 1*. Радиус обслуживания пожарного депо (поста) должен определяться из условия пути следования до наиболее удаленного здания или сооружения по дорогам общего пользования или проездам. В случае превышения указанного радиуса на площадке предприятия необходимо предусматривать дополнительные пожарные посты. Радиусы обслуживания пожарными постами следует принимать те же, что и для пожарных депо.
2*. При наличии на площадке предприятий, зданий и сооружений III, IIIб, IV, IVa, V степеней огнестойкости с площадью застройки, составляющий # более 50% всей площади застройки предприятия, радиусы обслуживания пожарными депо и постами следует уменьшать на 40%.
3. Пожарные посты допускается встраивать в производственные и вспомогательные здания с производствами категорий В, Г и Д.
4. Выезды из пожарных депо и постов должны быть расположены так, чтобы выезжающие пожарные автомобили не пересекали основных потоков транспорта и пешеходов.
5. Количество пожарных автомобилей и численность персонала пожарных депо (постов) устанавливаются заказчиком в задании на проектирование по согласованию с заинтересованными организациями.
3.38. Железные дороги, гидравлический, конвейерный транспорт и подвесные канатные дороги промышленных предприятий и промышленных узлов следует проектировать в соответствии с главой СНиП по проектированию промышленного транспорта.
3.39. Автомобильные дороги и велосипедные дорожки промышленных предприятий и промышленных узлов следует проектировать в соответствии с главой СНиП по проектированию автомобильных дорог.
а) совмещение транспортных сооружений и устройств для различных видов транспорта (совмещенные автомобильные и железнодорожные или автомобильные и трамвайные мосты и путепроводы, общее земляное полотно для автомобильных дорог и трамвайных путей, кроме скоростных, и др.);
б) использование сооружений и устройств, проектируемых для других целей (дамб водохранилищ и плотин, водопропускных сооружений) под земляное полотно и искусственные сооружения железных и автомобильных дорог;
3.41. При транспортировании грузов водными путями следует, как правило, предусматривать строительство объединенных портов предприятий.
Строительство причалов для отдельных предприятий допускается по технологическим требованиям или особым условиям строительства.
3.42. Вдоль автомобильных дорог, связывающих предприятия с местом расселения трудящихся, при их протяженности не более 2 км следует предусматривать велосипедные и пешеходные дорожки или тротуары.
Велосипедные дорожки надлежит проектировать при интенсивности велосипедного (мопедного) движения более 250 ед/сут и интенсивности движения автомобилей по дороге, вдоль которой проектируется велосипедная дорожка, более 2000 автомобилей/сут.
При размере стороны площадки предприятия более 1000 м и расположении ее вдоль улицы или автомобильной дороги на этой стороне следует предусматривать не менее двух въездов на площадку. Расстояние между въездами не должно превышать 1500 м.
Примечание: Огражденные участки внутри площадок предприятий (открытые трансформаторные подстанции, склады и т.п.) площадью более 5 га должны иметь не менее двух въездов.
3.44. Ширину ворот автомобильных въездов на площадку предприятия надлежит принимать по наибольшей ширине применяемых автомобилей плюс 1,5 м, но не менее 4,5 м, а ширину ворот для железнодорожных въездов - не менее 4,9 м.
3.45. Выбор вида внутризаводского транспорта для предприятий должен производиться на основе результатов технико-экономических сравнений различных вариантов с учетом организации единого транспортного процесса с передачей перерабатываемых материалов от мест их складирования к местам потребления одними и теми же транспортными средствами, минуя перегрузку с межцехового транспорта на внутрицеховой.
*. К зданиям и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей: с одной стороны - при ширине здания или сооружения до 18 м и с двух сторон - при ширине более 18 м, а также при устройстве замкнутых и полузамкнутых дворов.
3.46К зданиям с площадью застройки более 10 га или шириной более 100 м подъезд пожарных автомобилей должен быть обеспечен со всех сторон.
В случаях, когда по производственным условиям не требуется устройства дорог, подъезд пожарных автомобилей допускается предусматривать по спланированной поверхности, укрепленной по ширине 3,5 м в местах проезда при глинистых и песчаных (пылеватых) грунтах различными местными материалами с созданием уклонов, обеспечивающих естественный отвод поверхностных вод.
Расстояние от края проезжей части или спланированной поверхности, обеспечивающей проезд пожарных машин, до стен зданий высотой до 12 м должно быть не более 25 м, при высоте зданий свыше 12 до 28 м - не более 8 м, при высоте зданий свыше 28 м - не более 10 м.
В необходимых случаях расстояние от края проезжей части автодороги до крайней оси производственных зданий и сооружений допускается увеличивать до 60 м при условии устройства к зданиям и сооружениям тупиковых дорог с площадками для разворота пожарных машин и устройством на этих площадках пожарных гидрантов, при этом расстояние от зданий и сооружений до площадок для разворота пожарных машин должно быть не менее 5 и не более 15 м, расстояние между тупиковыми дорогами не должно превышать 100 м.
*. За ширину зданий и сооружений следует принимать расстояние между крайними разбивочными осями.
Примечания: 12. К водоемам, которые могут быть использованы для тушения пожара, надлежит устраивать подъезды с площадками размером не менее 12 х 12 м.
3. Пожарные гидранты надлежит располагать вдоль автомобильных дорог на расстоянии не более 2,5 м от края проезжей части, но не ближе 5 м от стен здания; при технико-экономическом обосновании допускается располагать гидранты на проезжей части.
4*. Подъезды для пожарных машин не следует предусматривать к зданиям и сооружениям, материалы и конструкции которых, а также технологические процессы, исключают возможность возгорания.
табл.1* и требуемых санитарными нормами проектирования промышленных предприятий.
3.47. Ширину проездов на территории предприятия надлежит принимать из расчета наиболее компактного размещения дорог, инженерных сетей и полос озеленения, но не менее расстояний между зданиями и сооружениями, приведенных в Примечание. Шириной проезда считается расстояние между наружными координационными осями зданий, ограничивающими проезд.
3.48. В проезде следует предусматривать, как правило, одну автомобильную дорогу. Устройство двух автомобильных дорог в одном проезде допускается:
а) при площади покрытия одной автомобильной дороги с подъездами, равной или превышающей площади покрытия двух автомобильных дорог с подъездами;
б) при сложном рельефе площадки предприятия, требующем устройства дорог в разных уровнях, для обеспечения въездов средств безрельсового транспорта в производственные здания.
3.49. Расстояния от бортового камня или кромки укрепленной обочины автомобильных дорог до зданий и сооружений следует принимать не менее указанных в табл.5*.
┌───────────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐
│ Здания и сооружения │ Расстояние, м │
├───────────────────────────────────────────┼───────────────────────────┤
│1. Наружные грани стен зданий, включая │ │
│ тамбуры и пристройки: │ │
│ а) при отсутствии въезда в здание │ 1,5 │
│ и при длине здания до 20 м │ │
│ б) то же, при длине здания более │ 3 │
│ 20 м │ │
│ в) при наличии въезда в здание │ 8 │
│ двухосных автомобилей и автопогрузчиков │ │
│ г) при наличии въезда в здание │ 12 │
│ трехосных автомобилей │ │
│ д) при наличии въезда в здание │ 5 │
│ только электрокаров │ │
│2. Оси параллельно расположенных │ │
│ железнодорожных путей: │ │
│ 1520 (1524) мм │ 3,75 │
│ 750 мм │ 3 │
│3. Ограждение площадки предприятия │ 1,5 │
│4. Поз.4 исключена │ │
│5. Наружные грани опор эстакад и путепрово-│ 0,5 │
│ дов, дымовых труб, столбов, мачт, │ │
│ выступающих частей зданий: пилястр, │ │
│ контрфорсов, наружных лестниц и т.п. │ │
│6. Ось железнодорожного пути, по которому │ 5 │
│ перевозится жидкий металл, шлак, тележ-│ │
│ ки со слитками и изложницами, тележки с │ │
│ мульдами и коробами для перевозки шихто-│ │
│ вых материалов │ │
│ │
│ Примечания: 1. При проектировании дорог для движения тягачей с │
│роспусками для длинномерных грузов (бревен, балок и т.п.) на │
│закруглениях и перекрестках указанные в таблице расстояния следует │
│увеличивать соответственно величине свеса груза согласно требованиям │
│главы СНиП по проектированию автомобильных дорог. │
│ 2. Расстояния от бортового камня, кромки проезжей части или │
│укрепленной полосы обочины до стволов деревьев или до кустарников │
│должны определяться в зависимости от породы деревьев и кустарников (но │
│не менее величин, приведенных в табл.7) с тем, чтобы крона деревьев с │
│учетом ее подрезки и кустарников не нависала над проезжей частью или │
│обочиной. │
│ 3. При ширине полосы движения двухполосной дороги менее 3,75 м и │
│при отсутствии бортового камня или укрепленной полосы обочины расстоя- │
│ние в случаях, предусмотренных поз.5 таблицы, должно быть не менее │
│4,25 м от оси дороги. При ширине автомобиля более 2,5 м указанное │
│расстояние должно быть соответственно увеличено. │
│ 4. При въезде в цех автомобилей с прицепами расстояние от стены це- │
│ха до дороги надлежит определять расчетом. │
│ 5*. Расстояния, указанные в позициях 1"в" - 1"д" настоящей таблицы, │
│допускается при реконструкции сокращать до 3 м при условии обеспечения │
│безопасности дорожного движения. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
3.50. Строительные конструкции тоннелей, мостов, путепроводов, эстакад, виадуков, галерей и т.п. следует располагать на расстоянии не менее 0,5 м от бортового камня или наружной бровки водоотводных устройств (кюветов, лотков). При необходимости следует учитывать расширение проезжей части дорог в перспективе.
Возвышение низа строительных конструкций перечисленных сооружений над проезжей частью автомобильных дорог должно назначаться равным высоте груженого расчетного автомобиля, увеличенной на 1 м, и быть не менее 5 м.
При обосновании типов транспортных средств и габаритов перевозимого груза допускается принимать габарит по высоте 4,5 м.
3.51. Вводы железнодорожных путей в производственные здания, как правило, должны быть тупиковыми с отметкой головки рельсов в одном уровне с отметкой пола.
3.52. Расстояния от оси внутризаводских железнодорожных путей (кроме путей, по которым производятся перевозки жидкого чугуна, шлака и горячих слитков) до зданий и сооружений следует принимать не менее указанных в табл.6.
3.53. При проектировании земляного полотна автомобильных и железных дорог для Северной строительно-климатической зоны по принципу сохранения грунтов в мерзлом состоянии вдоль полотна следует предусматривать полосу территории, в пределах которой не могут размещаться сооружения, способные оказывать влияние на его тепловой режим. Ширина такой полосы должна определяться расчетом.
┌───────────────────────────────────────┬───────────────────────────────┐
│ Здания и сооружения │ Расстояние, м, при колее, мм │
│ ├──────────────────┬────────────┤
│ │ 1520(1524) │ 750 │
├───────────────────────────────────────┼──────────────────┼────────────┤
│1. Наружные грани стен или выступающих │ │ │
│ частей здания: пилястр, контрфорсов, │ │ │
│ тамбуров, лестниц и т.п. │ │ │
│ а) при отсутствии выходов из зданий│ 3,1 │ 2,3 │
│ б) при наличии выходов из зданий │ 6 │ 5 │
│ в) при наличии выходов из зданий и │ 4,1 │ 3,5 │
│ устройстве оградительных барье- │ │ │
│ ров (длиной не менее 10 м), рас-│ │ │
│ положенных между выходами из│ │ │
│ зданий и железнодорожными путями│ │ │
│ параллельно стенам зданий │ │ │
│2. Отдельно стоящие колонны, стойки│ По габариту приближения │
│ проемов ворот производственных зда-│ строений к железнодорожным │
│ ний, а также выступающих частей зда-│ путям: │
│ ний (пилястр, контрфорсов, тамбуров,│ ГОСТ │ ГОСТ │
│ лестниц и др.) при их длине вдоль│ 9238-83 │ 9720-76 │
│ пути не более 1000 мм; сливоналивные│ │ │
│ и погрузочно-разгрузочные устройс-│ │ │
│ тва, устройства по техническому обс-│ │ │
│ луживанию, экипировке и ремонту под-│ │ │
│ вижного состава, а также другие тех-│ │ │
│ нологические устройства в нерабочем│ │ │
│ положении, расположенные на станци-│ │ │
│ онных (кроме главных и приемоотпра-│ │ │
│ вочных) путях. │ │ │
│3. Склад круглого леса емкостью до │ 5 │ 4,5 │
│ 10000 м3 │ │ │
│4. Склад пиломатериалов, щепы и опилок │ 10 │ 9,5 │
│ емкостью до 5000 м3 │ │ │
│5. Склад легковоспламеняющихся жидкос- │ 20 │ 19,5 │
│ тей емкостью до 2000 м3 │ │ │
│6. Склад горючих жидкостей емкостью до │ 10 │ 9,5 │
│ 10000 м3 │ │ │
│7. Склад каменного угля емкостью до │ 5 │ 4,5 │
│ 100000 т │ │ │
│8. Склад фрезерного торфа емкостью до │ 10 │ 9,5 │
│ 10000 т │ │ │
│9. Склад кускового торфа емкостью до │ 10 │ 9,5 │
│ 10000 т │ │ │
│ │
│ Примечания: 1. Расстояния, указанные в поз.3 - 9, следует назна- │
│чать с учетом примеч.5 табл.2. │
│ 2. Внешние ограждения предприятий и территорий, для которых требу- │
│ется охрана, следует размещать на расстоянии от оси железнодорожных │
│путей не менее 5 м. │
│ 3. Приближение железнодорожных путей к штабелям круглого леса на │
│складах емкостью более 10000 м3 надлежит принимать в соответствии с │
│нормами проектирования складов лесных материалов. │
*. Размещение железнодорожных путей между автомобильной дорогой и │ │ 4
│стеной здания, из которого предусмотрены выезды на эту дорогу автот- │
│ранспортных средств, допускается только по технологическим требовани- │
│ям; при этом расстояние от стены здания до оси пути должно быть не ме- │
│нее 6 м. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘