Действующий
Ведомственные строительные нормы ВСН 198-88/Минтрансстрой СССР"Устройство укрепленных оснований в зимнее время под сборные железобетонные покрытия на автомобильных дорогах нефтяных промыслов Западной Сибири"(утв. Минтрансстроя СССР 6 апреля 1988 г. N АВ-214)
Строительные нормы по устройству укрепленных оснований в зимнее время под сборные железобетонные покрытия на автомобильных дорогах нефтяных и газовых промыслов Западной Сибири разработаны на основе результатов исследований, опытного строительства и обобщения производственного опыта, проведенных Союздорнии Минтрансстроя СССР и его Омским филиалом совместно с ПСМО "Запсибдорстрой" Главзапсибдорстроя Минтрансстроя СССР и ВПТИтрансстроем Минтрансстроя СССР.
Цель разработки настоящих норм - продлить строительный сезон сооружения автомобильных дорог в Западной Сибири, ускорить ввод автомобильных дорог в эксплуатацию, повысить производительность труда рабочих и выработку машин, снизить накладные расходы, способствовать созданию постоянных кадров квалифицированных рабочих - строителей и механизаторов, повысить эффективность дорожного строительства в целом.
В настоящих нормах содержатся требования к исходным материалам и укрепленным грунтам, их расчетные характеристики, рекомендации по проектированию составов смесей, указания по технологии работ при устройстве укрепленных оснований из приготовленных в зимнее время сухих цементогрунтовых смесей с укладкой их непосредственно в основание и с предварительной заготовкой и хранением в штабеле, по контролю качества работ.
В связи с отличием зимней технологии работ от летней в нормах предусмотрены меры по улучшению качества основания как при проектировании и подборе состава смесей, так и при строительстве основания.
СНиП 3.06.03-85 и предназначены для руководства при строительстве укрепленных оснований из приготавливаемых в зимнее время сухих цементогрунтовых смесей под сборные железобетонные и монолитные цементобетонные покрытия, а также дополнительных слоев оснований автомобильных дорог нефтяных и газовых промыслов Западной Сибири в I-III дорожно-климатических зонах.
1.1. Настоящие Строительные нормы разработаны в развитие главы пески с влажностью не выше 4% (пески с более высокой влажностью допускается использовать после выполнения специальных мероприятий, предусмотренных п. 3.1);
портландцемент, портландцемент с минеральными добавками и шлакопортландцемент марки не ниже 300, соответствующие ГОСТ 10178-85.
1.3. При устройстве оснований из сухих цементогрунтовых смесей необходимо смесь укладывать сразу же после приготовления. Предварительно приготовленную, хранившуюся в штабеле смесь допускается укладывать при отрицательной или пониженной положительной температуре.
1.5. Сухая цементогрунтовая смесь не должна содержать комков мерзлого грунта размером более 20 мм, при этом содержание комков размером от 10 до 20 мм не должно превышать 10% массы смеси.
СНиП 2.05.02-85. Расчетные значения модуля упругости и сопротивления растяжению при изгибе укрепленного грунта при проектировании оснований или дополнительных слоев дорожных одежд следует принимать в зависимости от класса прочности укрепленного грунта согласно "Инструкции по проектированию дорожных одежд нежесткого типа" ВСН 46-83 (М. 1985).
1.6. Укрепленный грунт должен удовлетворять требованиям главы определяют зерновой состав и модуль крупности укрепляемых песков в соответствии с ГОСТ 12536-79 и ГОСТ 8735-75;
выбирают три-четыре дозировки цемента в соответствии с табл. 1 (минимальная, максимальная, промежуточная для песка данного вида);
Укрепляемый песок | Модуль крупности песка | Ориентировочный расход цемента, % массы смеси, для цементогрунта классов прочности | ||
I | II | III | ||
Крупный | Более 2,5 | 6-10 | 5-8 | 4-6 |
Средний | 2,0-2,5 | 11-9 | 9-7 | 6-5 |
Мелкий разнозернистый | 1,6-2,0 | 12-10 | 10-8 | 8-6 |
Мелкий и очень мелкий одноразмерный | 0,8-1,6 | 16-12 | 14-10 | 12-8 |
Примечания: 1. Расход цемента указан в расчете на марку 400. При снижении или увеличении активности цемента на 5,0 МПа следует соответственно увеличить или уменьшить дозировку цемента в 1,1 раза.
устанавливают по табл. 2 ожидаемый коэффициент уплотнения цементогрунтовой смеси в основании в зависимости от вида укрепляемого песка;
Укрепляемый песок | Модуль крупности песка | Коэффициент уплотнения цементогрунтовой смеси по данным натурных наблюдений при уплотнении на дороге катками на пневматических шинах за 12-18 проходов по одному следу | ||
сухой смеси зимой | смеси оптимальной влажности (из штабеля) весной | |||
Крупный и средний | Более 2 | 0,98-1,0 | 0,98-1,0 | |
Мелкий разнозернистый | 1,6-2,0 | 0,96-0,97 | 0,97-0,98 | |
Мелкий одноразмерный | 1,2-1,6 | 0,95-0,96 | 0,96-0,97 | |
Очень мелкий одноразмерный | 0,8-1,2 | 0,94-0,95 | 0,95-0,96 | |
Пылеватый | Менее 0,8 | 0,94 | 0,95 |
Примечание. Большие значения коэффициента уплотнения соответствуют пескам с большим модулем крупности.
изготавливают образцы, плотность которых соответствует установленному коэффициенту уплотнения, и испытывают их в требуемые сроки;
обеспечивают соответствие показателей физико-механических свойств образцов требуемым и выбирают минимальные дозировки цемента и добавок, обеспечивающие это соответствие.
2.2. При пониженной положительной температуре в смесь вместе с водой увлажнения следует вводить одну из нижеперечисленных добавок в следующем количестве: лигносульфонат технический (ЛСТ) - 0,5-1%; смолу нейтрализованную воздухововлекающую (СНВ) - 0,03-0,05% в сочетании с СДБ - 0,5-0,7%, гудрон нейтрализованный (ГНД) - 1-2%, кремнийорганические жидкости (ГКЖ) - 0,2-1% массы цемента, подмыльный щелок (ПЩ) - 0,2-0,5%, сырую нефть - 2-3% массы смеси.
Пример. Требуется установить режим уплотнения образцов смеси, состоящей из песка с модулем крупности 1,4 и 12% цемента, имеющей максимальную плотность при влажности 9,5% . Сухая смесь предназначена для укладки зимой в основание. По табл. 3 в строке, соответствующей значениям модуля крупности песка мелкого одноразмерного, находят значение коэффициента уплотнения, получаемого при уплотнении сухой смеси на дороге зимой: . Определяют требуемую плотность смеси для изготовления образцов, используя значения и , . Подбирают число ударов падающего груза на приборе стандартного уплотнения, при котором достигается требуемая плотность смеси. Число ударов равно 13. Из смеси с плотностью 1,71 и с влажностью 9,5% изготавливают образцы укрепленного грунта для испытаний.
создать запасы песка в буртах или в подготовленных к зимней разработке карьерах в расчете на весь объем зимних работ;
выполнить при положительной температуре работы по осушению переувлажненных грунтов до влажности не более 3-4% : взять грунт из карьера и уложить его в штабель для дренажа, отжать воду, осушить грунт под действием солнечной радиации и ветра;
выбрать и подготовить площадку для складирования сухой цементогрунтовой смеси в штабеля и с наступлением зимы периодически расчищать площадку от снега для ускорения промерзания;
установить при температуре воздуха ниже минус 20°С ленточный транспортер грунтосмесительной установки под углом не более 20°, а также вибратор и электронагревательные устройства на стенке бункера-накопителя.
3.2. При приготовлении сухих цементогрунтовых смесей в установке при температуре воздуха ниже минус 20°С следует перед запуском обработать внутреннюю поверхность стенок бункера-накопителя дизельным топливом, мазутом, отработанным маслом или сырой нефтью, а поверхность транспортерной ленты - 20-28%-ным раствором хлористого кальция. Песок в бункер-накопитель следует подавать самотеком (без подпора сверху), а при необходимости включать вибратор, установленный у разгрузочной части бункера. Шиберную заслонку в смесителе надлежит устанавливать так, чтобы создавался максимальный подпор смеси на выходе из смесителя.
3.3. Приготавливать сухую цементогрунтовую смесь на дороге с помощью дорожных фрез надлежит в следующем порядке: вывозят грунт на земляное полотно в объеме, необходимом для устройства оснований на сменной захватке, и распределяют на ширину основания; дозируют и распределяют цемент с помощью распределителя или цементовоза-распределителя; перемешивают грунт с цементом фрезой за два прохода по одному следу со скоростью 0,3-0,4 км/ч.