(Действующий) Ведомственные строительные нормы ВСН 010-88"Строительство...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
2.1. Приведенная толщина льда определяется как сумма толщин слоев льда: нижнего прозрачного и половины толщины верхнего мутного . Слой льда, образовавшийся из снегового покрова, пропитанного водой (наслуд), в расчет не принимается.
Приведенную толщину льда определяют из выражения
, (1)
где - замеренная толщина нижнего прозрачного слоя льда;
- замеренная толщина мутного слоя льда;
- коэффициент, зависящий от структуры льда;
- коэффициент, зависящий от структуры льда. При раковистой структуре , при игольчатой ;
- коэффициент, зависящий от температуры. При температуре воздуха ниже 0°С , при температуре выше 0°С .
2.2. Для определения приведенной толщины льда в местах предполагаемого размещения оборудования и движения транспорта устанавливают фактическую толщину льда и его состояние.
2.3. Толщину льда вдоль проектируемых трасс трубопровода и движения транспорта измеряют через каждые 20 м на реках и через 100 м на озерах. Для замеров прорубают лунки.
Перед пробивкой лунок поверхность льда необходимо очистить от рыхлого и смерзшегося снега (наслуда).
2.4. Для определения толщины и строения ледяного покрова образцы вырезают в наиболее характерных местах (на фарватере, у берегов, вблизи полыней). На образцах должна быть измерена толщина прозрачного и мутного льда.
При оттепели образцы необходимо испытать на излом ударом топора, чтобы выяснить, не приобрел ли лед игольчатую структуру.
2.5. Данные обследования трасс и замеров толщины льда наносят на план, на котором обозначают точки замеров, указывают толщины льда, местоположение трещин и прочих опасных мест ледяного покрова.
2.6. При мокрых сквозных трещинах размещение грузов и движение транспорта не допускается. Если же трещины сухие несквозные шириной меньше 3 - 4 см и глубиной не более 0,5 толщины льда, в формуле (1) приведенную толщину льда следует уменьшить на 50%.

3. Расчетная толщина ледяного покрова

3.1. Расчетная толщина льда определяется в зависимости от вида груза, массы, его расположения относительно прорези, а также температуры воздуха и прочности льда.
3.2. Расчетная толщина льда, необходимая для размещения груза на сплошном ледяном покрове (при отсутствии вблизи груза майны), может быть определена по формуле
215 × 86 пикс.     Открыть в новом окне
, (2)
где - расчетная толщина прозрачного льда кристаллической структуры, м;
n - запас прочности, равный 2;
P - масса груза, установленного на лед, т;
- временное сопротивление льда на растяжение, т/м (среднее значение 140 т/м);
, - линейные размеры площади опоры груза, м;
K - температурный коэффициент, учитывающий среднесуточную температуру воздуха за последние трое суток, принимаемый по табл. 2.
Таблица 2
Средняя температура воздуха за 3 суток
-10°С и ниже
-5°С
0°С
Выше 0°С
Температурный коэффициент К
1,0
1,1
1,4
1,5 и выше
3.3. Расчетная толщина льда для размещения груза на ледяном покрове, имеющем прорезь (майну), может быть определена по формуле
215 × 86 пикс.     Открыть в новом окне
, (3)
где - длина опоры, параллельной прорези, м (см. рисунок);
- длина опоры, перпендикулярной к прорези, м (см. рисунок).
Прочие обозначения аналогичны принятым для формулы (2). При размещении груза на ледяном покрове около прорези (майны) расстояние от опоры груза до края майны не должно быть меньше 2,0 м (см. рисунок).
3.4. Для предварительных расчетов толщину льда при отсутствии в ледяном покрове майн и трещин можно определять из выражения:
, (4)
где - толщина льда, м;
Р - масса груза, т.
3.5. При динамический нагрузках на лед (работающие экскаваторы, буровые станки и т.п.) толщина льда, определенная по формулам (2), (3) и (4), должна быть увеличена не менее чем в 2 раза.
3.6. Если трубопровод, подготавливаемый к опусканию со льда, находится около прорези, расчетную толщину льда определяют по формуле.
, (5)
где - расчетная толщина льда, м;
P - масса 1 м трубопровода, т;
- предел прочности льда на изгиб, т/м.
3.7. Время пребывания груза на льду должно быть ограничено во избежание его погружения в лед.
Максимально допустимое время пребывания груза на льду можно определить по формуле
219 × 68 пикс.     Открыть в новом окне
, (6)
где Р - масса груза, находящегося на льду, т;
- допустимая нагрузка для льда данной толщины, определяемая по формуле
217 × 61 пикс.     Открыть в новом окне
, (7)
- коэффициент, зависящий от условий работы и температуры воздуха (табл. 3);
, - линейные размеры площади опоры груза, м.