Действующий
расчищают дорожную полосу от снега бульдозером, обеспечивая тем самым быстрое промораживание торфа в мочажинах на глубину 0,3-0,4 м;
рыхлят и удаляют мерзлый грунт бугра пучения бульдозером-рыхлителем на глубину залегания торфа в примыкающих мочажинах;
разрабатывают торф в карьере экскаватором с погрузкой в автомобили-самосвалы, доставляют к месту укладки;
4.49 Перед укладкой геотекстиля в летний период на естественное основание необходимо предварительно засыпать грунтом глубокие ямы или старые колеи на дорожной полосе, удалить кустарник и отдельные деревья без корчевания пней.
В зимний период геотекстиль следует укладывать после промерзания грунта основания на глубину 30-40 см. Снежный покров толщиной более 20 см должен быть удален с основания насыпи.
Если предусматривают укладку геотекстиля на ранее отсыпанный слой земляного полотна, то его поверхность должна быть спланирована с поперечным уклоном 4% (см. п. 3.55).
4.50. Направление раскатки рулонов (вдоль или поперек дороги) зависит от особенностей работы конструкции. Рулоны необходимо раскатывать с максимально возможным натяжением, устраняя перекосы и выравнивая края. Раскатку рулонов следует производить в объеме, соответствующем сменному заданию по отсыпке вышележащего грунтового слоя или укладке плит покрытия, с тем чтобы к концу смены полностью закрыть все уложенное полотно. Рулоны раскатывают вручную звеном из 3-5 чел. в зависимости от массы рулона. Производительность раскатки до 10 тыс. в смену. Уложенное геотекстильное полотно необходимо закреплять на поверхности. Для этого его пригружают комьями грунта или пришпиливают металлическими либо пластмассовыми скобами, вдавливаемыми ручным кассетным приспособлением.
рис. 16) рулоны раскатывают в поперечном направлении с запасом по обеим сторонам насыпи, достаточным для смыкания краев в верхней части обоймы или для образования верхних ветвей полуобоймы. После отсыпки грунтового слоя до заданного уровня с послойным разравниванием и уплотнением свободные края полотен заводят на его поверхность с максимальным натяжением. При использовании полотен шириной не менее 4 м и скреплении их между собой допускается раскатывать рулоны в продольном направлении с таким расчетом, чтобы продольные стыки полотен, образующих ограждающие части обоймы или полуобоймы, располагались внутри насыпи не ближе 1,0 м к ее откосам.
4.52. Для устройства обойм и полуобойм из геотекстильного полотна (см. Геотекстильный материал засыпают способом "от себя" слоем грунта, минимальную толщину которого определяют по табл. 24, а последующие слои - продольной возкой грунта.
Положение прослойки | Минимальная ширина нахлеста, см | Минимальная толщина засыпки, см |
В теле насыпи | 30 | 40 |
В обойме или полуобойме | 30 | 40-50 |
Под сборным покрытием или под гравийным слоем | 10 | - |
На откосе | 20 | 10-15 |
4.53. При устройстве прослоек полотна соединяют в основном внахлест. Ширину нахлеста принимают также по табл. 24.
4.54. Если прослойка выполняет армирующую функцию, входит в состав обоймы или полуобоймы и при этом может быть подвержена значительным деформациям в процессе строительства и эксплуатации, то полотна скрепляют сваркой, склеиванием или скобами. При выборе способа скрепления следует учитывать возможность изменения свойств геотекстильного материала в зоне стыка. Так, при сварке ухудшается водопроницаемость полотна, поэтому такой способ не годится для соединения полотен, выполняющих дренажную функцию, например, под сборным цементобетонным покрытием.
4.55. Полотна сваривают паяльной лампой, бензорезом или газовой горелкой. Прочность сварного шва в зависимости от применяемого оборудования и условий производства работ должна составлять 0,4-0,8 прочности полотна. Необходимо учитывать, что в местах сварки водопроницаемость и деформативность геотекстильного материала резко снижаются.
Аналогичным образом отражается на свойствах материала склейка полотен разогретым битумом или полимерным клеем. При склейке особое внимание следует обращать на прочность шва в случае соединения мокрых полотен.
Соединение сшивкой делают с помощью портативных швейных машин бригадой из 4 чел.; производительность 1-2 тыс. м шва в смену.
4.56. Для сокращения затрат труда и повышения темпов устройства прослоек целесообразно применять широкие полотна, составленные из двух-трех полотнищ путем их соединения различными способами на предприятиях-изготовителях или производственных базах строительных организаций. Полученное таким образом полотно складывают по ширине и затем сворачивают в рулон, причем длина полотна и масса рулона должны обеспечивать удобство работ вручную.
4.57. Для защиты геотекстильного материала, уложенного на поверхность неподтопляемых откосов, от солнечной радиации и атмосферных осадков устраивают грунтовое покрытие из песка, гравийно-песчаной смеси, торфа. Грунты доставляют из карьеров автомобилями-самосвалами, разгружают на обочинах и распределяют по откосу слоем требуемой толщины бульдозерами или экскаваторами-планировщиками. В качестве защитного слоя подтопляемых откосов канав используют битумную эмульсию.
Работы необходимо выполнять отдельным отрядом на каждом участке строительства (сосредоточенные работы).
4.59. Требуемую производительность звена ведущих машин (экскаваторов) в зависимости от скорости промерзания грунта в слоях, отсыпаемых без технологических перерывов, определяют по формуле
- коэффициент относительного уплотнения грунта (отношение плотности скелета грунта в насыпи к естественной в карьере);
При наличии в строительном подразделении определенного звена экскаваторов уточняют допустимую для него протяженность участка строительства. Время промерзания грунта при послойной его укладке приведено в рекомендуемом приложении 13.
в осенний период бульдозером повышенной проходимости удаляют мохорастительный покров на ширину насыпи понизу;
при установлении устойчивых отрицательных температур воздуха систематически расчищают дорожную полосу от снега бульдозером, обеспечивая промерзание грунта основания на глубину не менее 1,0 м, при этом расчетное время промерзания определяют по рис. 29;
доставляют глинистый грунт автомобилями-самосвалами, отсыпают продольным способом, разравнивают слоем расчетной толщины, уплотняют катком на пневматических шинах; таким образом устраивают все слои глинистой части насыпи с их промораживанием;
торф доставляют из карьера и отсыпают вначале на откосные части насыпи с надвижкой его бульдозером, затем торфом закрывают поверхность глинистого грунта, отсыпая слоями по 25-30 см с уплотнением и промораживанием каждого;
рис. 20) такая:
4.62. Технологическая последовательность рабочих процессов при сооружении земляного полотна на промороженных основаниях (см.