Действующий
Характеристика | Тип местности по условиям увлажнения | ||
1-й | 2-й | 3-й | |
Условия увлажнения грунтов | Сухие места. Поверхностный сток обеспечен; надмерзлотные воды не оказывают существенного влияния на увлажнение верхней толщи грунтов. | Сырые места. Поверхностный сток не обеспечен; в летний период возможно избыточное увлажнение грунтов в сезоннооттаивающем слое поверхностными и надмерзлотными водами | Мокрые места. Поверхностный сток не обеспечен; в летний период постоянное избыточное увлажнение грунтов в сезоннооттаивающем слое поверхностными и надмерзлотными водами |
Характеристика рельефа | Каменистые возвышенности, сопки с крутыми склонами, гравийно-галечниковые и песчаные косы | Плоские водоразделы, горы с пологими склонами и со шлейфами | Мари, заболоченные тальвеги, замкнутые впадины с развитым моховым покровом и торфом |
Мощность сезоннооттаивающего слоя, м | >2,5 | 1,0-2,5 | <1 |
Тип грунтов | Крупнообломочные, гравийно-галечниковые, песчаные, супесчаные | Песчаные, глинистые, биогенные | Глинистые, торфяные, возможно наличие подземных льдов |
Характеристика грунтов | Массивная текстура, непросадочные или талые с относительной влажностью ниже 0,77 W_Т | Массивная и слоистая текстура, малольдистые и малопросадочные с относительной влажностью (0,77-1) W_T | Слоистая и сетчатая текстуры, льдистые и сильнольдистые, просадочные и сильнопросадочные с относительной влажностью выше W_Т |
Мерзлотные процессы и явления | Отсутствуют | Заболачивание, сезонные бугры пучения | Заболачивание, многолетние бугры пучения, торфяники, термокарст, солифлюкция |
Категория просадочности грунта | Тип грунта по льдистости и просадочности в сезоннооттаивающем слое и подстилающей вечномерзлой толще | Относительная осадка при оттаивании и льдистость за счет ледяных включений в вечномерзлой толще, доли единицы | Суммарная влажность, доли единицы | ||||
песков мелкозернистых | песков пылеватых, супесей легких | супесей, суглинков, глин | торфа | ||||
I | Без ледяных включений, непросадочный | 0-0,01 | <0,18 | <0,20 | <0,20 | - | |
II | Малольдистый, малопросадочный | 0,01-0,10 | 0,18-0,25 | 0,20-0,40 | 0,20-0,40 | <2 | |
III | Льдистый, просадочный | 0,10-0,40 | >0,25 | >0,40 | 0,40-1,10 | 2-12 | |
IV | Сильнольдистый, сильнопросадочный | 0,40-0,60 | - | - | >1,10 | >12 | |
V | С крупными включениями подземного льда, чрезмерно просадочный | 0,60-1,00 | - | - | >1,10 | >12 |
табл. 2).
1.7. При выработке проектных и технологических решений по трассам автомобильных дорог в каждой дорожно-климатической подзоне следует различать три типа местности по условиям увлажнения грунтов основания и мерзлотно-грунтовым признакам (
1.8. Грунты сезоннооттаивающего слоя и вечномерзлой толщи в каждом типе местности должны иметь характеристики суммарной влажности, льдистости и степени просадочности при оттаивании согласно
СНиП 2.02.04-88, СНиП 2.05.02-85 и настоящих норм.
2.1. Инженерные изыскания на трассе автомобильных дорог выполняют в соответствии с общими требованиями СНиП 1.02.07-87, 2.2. Инженерные изыскания проводят в две стадии (что определяется стадийностью проектирования): изыскания для проекта и для рабочей документации. При составлении рабочего проекта изыскания проводят в одну стадию согласно СНиП 1.02.07-87.
2.3. Инженерные изыскания включают в себя комплекс геодезических, геологических и гидрометеорологических работ, выполняемых в подготовительный, полевой и камеральный периоды.
Объем изыскательских работ на каждой стадии корректируют в зависимости от сложности топографических, геологических и гидрометеорологических условий с учетом степени изученности и освоенности района изысканий.
2.4. В результате проведения изысканий должны быть получены материалы, достаточные для сравнения вариантов трассы, проектирования автомобильной дороги со всеми необходимыми сооружениями и определения стоимости ее строительства.
2.5. Технические изыскания содержат комплекс геодезических, топографических и картографических работ, выполняемых аэрофотосъемкой и наземными методами, и включают в себя: камеральное и полевое трассирование автомобильных дорог, ситуационную съемку полосы местности вдоль трассы; топографическую съемку переходов трассы через водотоки, водоемы, существующие коммуникации; планово-высотную привязку горных выработок и различных точек полевых измерений и наблюдений (геофизических, гидрогеологических, температурных, гидрологических и др.).
2.6. Камеральное трассирование осуществляют по топографическим картам и планам в масштабе 1:10000-1:25000 с использованием инженерно-геологических и геокриологических карт и схем дешифрирования аэрофотоматериалов. При выборе трассы можно применять ландшафтно-индикационный метод согласно рекомендуемому
2.7. Трассу следует проектировать на наиболее сухих участках по террасам и склонам южной экспозиции, на крупнообломочных скальных, песчаных и гравелистых грунтах.
При выборе вариантов в горной и пересеченной местности предпочтение отдают водораздельным и долинным ходам по надпойменным террасам и наветренным пологим склонам южной экспозиции в пределах средней или верхней трети косогора.
В долинах трассу прокладывают на расстоянии не менее 50-60 м от подошвы возвышенности из условия уменьшения снегозаносимости дороги и ее удаления от мест возможных мощных отложений снега, приводящих к образованию лавин на косогорных участках.
2.8. При трассировании необходимо обходить участки с неблагоприятными мерзлотными и грунтово-гидрогеологическими условиями (близкое залегание подземных льдов; наледные участки; крупные бугры и гряды пучения; склоны, подверженные солифлюкции; участки с льдонасыщенными грунтами, термокарстом и многочисленными термокарстовыми озерами).
2.9. При выборе положения трассы следует отдавать предпочтение участкам с минимальной высотой снежного покрова, выявляемым снегомерной съемкой.
2.10. Вопрос о прокладке трассы в обход населенных пунктов или через них решает в каждом конкретном случае проектная организация совместно с планирующими органами местных, республиканских, краевых, областных и районных исполкомов советов народных депутатов.
2.11. Трассу на местности по высоте следует закреплять постоянными и временными мерзлотными реперами. Постоянные реперы предусматривают не реже чем через 1 км, а временные - через 2 км. Постоянные реперы устанавливают также на переходах через водотоки, на опытных участках и наблюдательных постах (см. рекомендуемое
2.12. Состав и объем работ при инженерно-геологических изысканиях определяются стадией проектирования, сложностью мерзлотно-грунтовых условий, степенью их изученности и устанавливаются программой работ, составленной на основе задания заказчика.
простые - с однородной ландшафтной обстановкой; с простым микрорельефом; без мерзлотных процессов и явлений, торфяников, марей и озер; с преобладающим однородным грунтовым разрезом при глубоком расположении грунтовых вод или их отсутствии;
сложные - с однородной ландшафтной обстановкой; с усложненным микрорельефом; с болотами, торфяниками, марями и озерами; с преобладающим неоднородным грунтовым разрезом и переменным уровнем водоносных горизонтов;
особо сложные - с неоднородной ландшафтной обстановкой; со сложным микрорельефом; с торфяниками, марями, озерами, сильнольдистыми грунтами и подземными льдами в верхних слоях грунтового разреза и широким развитием мерзлотных процессов и явлений.
сбор, анализ и обобщение данных о природных условиях района строительства из материалов ранее выполненных изысканий или литературных источников;
2.15. Аэрофотоматериалы дешифрируют на основе ландшафтно-индикационного метода. По результатам дешифрирования составляют предварительную карту природно-территориальных комплексов (ПТК), ландшафтно-индикационные таблицы и предварительную инженерно-геокриологическую карту-схему в масштабе 1:25000 с контурами перспективных участков притрассовых карьеров.
2.16. Полевые работы для выбора направления трассы не производят, если на район строительства имеются материалы инженерно-геологических съемок прошлых лет в масштабе не менее чем 1:200000.
2.17. В тех случаях, когда имеющиеся материалы не позволяют выбрать оптимальную трассу или возникает необходимость уточнения вариантов, следует выполнить инженерно-геологическую рекогносцировку или мелкомасштабную мерзлотную съемку.
литологические разрезы; типы грунтов по литологическим видам и строительным свойствам; генезис, состав, криогенное строение, суммарная влажность, льдистость, плотность, засоленность грунтов; сжимаемость грунтов сезоннооттаивающего слоя; просадочность мерзлых грунтов при оттаивании;
2.19. Оптимальный вариант трассы необходимо выбирать по карте ПТК или инженерно-геокриологической карте-схеме с учетом топографических и геокриологических условий, мерзлотного прогноза, рекомендуемого принципа использования вечномерзлых грунтов, принятых конструктивных решений и технико-экономических показателей.
2.20. Для выбранного варианта трассы составляют продольный профиль с инженерно-геологическими данными, выделяют участки индивидуального проектирования, а также фиксируют местоположение искусственных сооружений.
2.21. При изысканиях на выбранном варианте необходимо выполнять: мерзлотную съемку в комплексе с инженерно-геологическими и гидрологическими исследованиями; детальную инженерно-геологическую разведку; инженерно-геологическое опробование; разведку грунтов для земляного полотна и материалов для дорожных одежд.