(Действующий) Ведомственные строительные нормы ВСН 84-89"Изыскания, проектирование и...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
2.56. В материалах изысканий следует выделять участки, где наледи формируются как в естественной природной обстановке, так и при ее изменении в результате строительства (места с потенциальными условиями появления наледи).
К таким местам следует относить участки с подземными водами, горизонт которых стесняется при промерзании; сильно заболоченные склоны; групповые выходы подземных вод (родники); устья водотоков, особенно места слияния нескольких водотоков; водотоки с распластанными руслами, небольшими глубинами и выступающими из воды грядами галечника; перекаты со скальными выступами и валунами; порожистые участки.
2.57. При изысканиях следует различать наледи, образующиеся в естественной природной обстановке:
а) подземных вод: ключевые - питающиеся постоянно действующими источниками подземных вод (для зоны вечной мерзлоты надмерзлотными и межмерзлотными водами); грунтовые - формирующиеся за счет вод, залегающих на первом от поверхности водоупорном горизонте;
б). поверхностных вод: речные - формирующиеся при послойном намораживании речных вод на поверхности ледяного покрова; озерные - формирующиеся при послойном намораживании озерных вод на поверхности ледяного покрова; наледи от таяния снега и льда в условиях частого перехода температур воздуха через 0°С;
в) смешанных вод - формирующиеся на участках, где отмечается гидравлическая связь поверхностных и подземных вод.
2.58. Изыскания на наледных участках должны предусматривать: выбор наиболее рационального проложения трассы на местности (пересечение или обход наледных участков); проектирование мостов, труб и земляного полотна, конструкции которых не способствуют формированию наледей; проектирование противоналедных устройств в комплексе с типовыми сооружениями автомобильных дорог.
2.59. Аэрофотосъемку участков природных наледей осуществляют в пределах полосы шириной 1000 м в сочетании с аэровизуальным обследованием и при необходимости авиадесантными наблюдениями, в ходе которых производят инструментальную съемку участков выявленных наледей, уточняют степень их опасности. Работы выполняют в зимне-весенний период.
2.60. Для прогнозирования наледной опасности на участках постоянных водотоков, пересекаемых трассой, в начале зимы проводят их специальное гидрологическое обследование.
2.61. По результатам инженерно-геологических и гидрогеологических изысканий участки, где предусматривается устройство выемок и полувыемок, необходимо оценивать с точки зрения возможности образования в них наледей подземных, в том числе надмерзлотных, вод.
2.62. При весеннем обследовании наледей на водотоках устанавливают:
морфометрические характеристики наледей (площадь, объем, среднюю и максимальную мощности льда) с плановой привязкой к местности и оси трассы;
форму поверхности наледей; наличие наледных бугров, трещин; толщину снежного покрова; цвет и характер слоистости льда;
наличие полыней, изливов воды через наледные бугры, температуру воды незамерзающих источников; opиентировочный расход воды, в том числе в русле водотока, выше и ниже наледи;
время формирования наледи (по опросу, косвенным признакам, результатам наблюдений на типичных участках); основные причины образования наледей.
2.63. При гидрологическом обследовании наледных водотоков в летне-осенний период и постоянных водотоков прогнозируемого наледеобразования в начале зимы устанавливают:
гидрометрические характеристики (расход воды, скорость течения, ширину и глубину водотока), характер и уклон русла водотока;
участки выхода подземных вод на поверхность, температуру и химический состав воды;
характер ледяного покрова и его толщину, распределение снега, литологический состав русловых отложений.
2.64. При обследовании наледей подземных и надмерзлотных вод оценивают характер водоносного горизонта и условия выхода вод на поверхность.
Результаты обследования каждого участка заносят в паспорт с заключением о прогнозируемой степени опасности, возможном смещении трассы, конструкции земляного полотна и водопропускных сооружений, возможных вариантах противоналедных мероприятий и сооружений, видах и объемах требуемых инженерно-геологических работ.
2.65. По результатам инженерно-гидрометеорологических изысканий составляют краткое физико-географическое, климатическое и гидрометеорологическое описание района, определяют гидрологические и климатические характеристики трассы и составляют прогноз их возможных изменений.

3. Проектирование автомобильных дорог

Общие требования

3.1. Категории автомобильных дорог общего пользования, к которым относятся дороги общегосударственного, республиканского, краевого, областного и местного значения, назначают по приведенной интенсивности движения согласно СНиП 2.05.02-85, а промышленных - по расчетному объему перевозок согласно СНиП 2.05.07-85.
3.2. План и продольный профиль дороги, основные параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна, пересечения и примыкания, элементы обустройства дороги, дорожной и автотранспортной служб назначают согласно СНиП 2.05.02-85 и СНиП 2.05.07-85.
3.3. Земляное полотно, дорожную одежду, водоотводные и искусственные сооружения, в том числе противоналедные, проектируют с учетом теплового и механического взаимодействия их с грунтами естественных оснований, исходя из конструктивных особенностей, назначения и категории автомобильной дороги, а также инженерно-геологических и мерзлотно-грунтовых условий района ее строительства.
При этом продольный профиль дороги должен разрабатываться с учетом возможных изменений водно-теплового режима грунтов сезоннооттаивающего слоя и подстилающих вечномерзлых грунтов, режима и высоты снежных отложений, а также ледотермического режима водотоков, которые произойдут в результате освоения территории застройки, эксплуатации возведенных на ней и соседних участках сооружений и зданий, устройства водоотводных канав, подземных и наземных коммуникаций и т.д.
3.4. Основными мерами, обеспечивающими устойчивость дорожных конструкций (земляного полотна и дорожной одежды) на местности с наличием вечномерзлых грунтов во всех дорожно-климатических подзонах, являются:
проектирование земляного полотна, как правило, в насыпях;
возведение земляного полотна из скальных, крупнообломочных и песчаных грунтов, а при их дефиците - из глинистых;
применение естественных и искусственных теплоизоляционных материалов в основании земляного полотна, теле насыпей и дорожной одежде;
применение нетканых синтетических (геотекстильных) материалов в основании и теле земляного полотна, в основании дорожной одежды;
замена переувлажненных грунтов сезоннооттаивающего слоя и льдонасыщенных подстилающих вечномерзлых грунтов соответственно крупнообломочными и песчаными.
3.5. Основными мерами, обеспечивающими требуемую устойчивость дорожных конструкций в дорожно-климатической подзоне на местности без наличия вечномерзлых грунтов, являются:
предпочтительное назначение земляного полотна в насыпях с необходимым возвышением низа дорожной одежды над уровнем поверхностных и грунтовых вод;
возведение земляного полотна, как правило, из дренирующих и других неморозоопасных грунтов, а также из глинистых грунтов с низкими значениями коэффициента влагонакопления;
применение морозозащитных слоев из материалов, не изменяющих объема при промерзании в увлажненном состоянии;
использование теплоизоляционных материалов в основании дорожных одежд;
применение дренирующей и фильтрующей прослоек из геотекстильных материалов.
3.6. При проектировании дорожной одежды, как правило, предусматривают:
обеспечение требуемых прочности и морозоустойчивости в течение заданного срока службы;
максимальное использование местных дорожностроительных материалов и отходов производства промышленных предприятий;
обеспечение ускоренных темпов строительства покрытий благодаря максимальной индустриализации технологических процессов,
3.7. При проектировании дорожной одежды расчетом устанавливают равнопрочные варианты и на основе технико-экономического сравнения выбирают наиболее эффективный.
3.8. Для участков с особо сложными мерзлотно-грунтовыми условиями (наличие термокарста, крупных включений подземного льда, бугров пучения, солифлюкции, наледей, подтопляемых речных пойм и термокарстовых озер) необходимо разрабатывать варианты индивидуального проектирования и на основе сопоставления их технико-экономических показателей выбирать оптимальные решения.