(Действующий) Ведомственные строительные нормы ВСН 84-89"Изыскания, проектирование и...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий

Общие требования

3.1. Категории автомобильных дорог общего пользования, к которым относятся дороги общегосударственного, республиканского, краевого, областного и местного значения, назначают по приведенной интенсивности движения согласно СНиП 2.05.02-85, а промышленных - по расчетному объему перевозок согласно СНиП 2.05.07-85.
3.2. План и продольный профиль дороги, основные параметры поперечного профиля проезжей части и земляного полотна, пересечения и примыкания, элементы обустройства дороги, дорожной и автотранспортной служб назначают согласно СНиП 2.05.02-85 и СНиП 2.05.07-85.
3.3. Земляное полотно, дорожную одежду, водоотводные и искусственные сооружения, в том числе противоналедные, проектируют с учетом теплового и механического взаимодействия их с грунтами естественных оснований, исходя из конструктивных особенностей, назначения и категории автомобильной дороги, а также инженерно-геологических и мерзлотно-грунтовых условий района ее строительства.
При этом продольный профиль дороги должен разрабатываться с учетом возможных изменений водно-теплового режима грунтов сезоннооттаивающего слоя и подстилающих вечномерзлых грунтов, режима и высоты снежных отложений, а также ледотермического режима водотоков, которые произойдут в результате освоения территории застройки, эксплуатации возведенных на ней и соседних участках сооружений и зданий, устройства водоотводных канав, подземных и наземных коммуникаций и т.д.
3.4. Основными мерами, обеспечивающими устойчивость дорожных конструкций (земляного полотна и дорожной одежды) на местности с наличием вечномерзлых грунтов во всех дорожно-климатических подзонах, являются:
проектирование земляного полотна, как правило, в насыпях;
возведение земляного полотна из скальных, крупнообломочных и песчаных грунтов, а при их дефиците - из глинистых;
применение естественных и искусственных теплоизоляционных материалов в основании земляного полотна, теле насыпей и дорожной одежде;
применение нетканых синтетических (геотекстильных) материалов в основании и теле земляного полотна, в основании дорожной одежды;
замена переувлажненных грунтов сезоннооттаивающего слоя и льдонасыщенных подстилающих вечномерзлых грунтов соответственно крупнообломочными и песчаными.
3.5. Основными мерами, обеспечивающими требуемую устойчивость дорожных конструкций в дорожно-климатической подзоне на местности без наличия вечномерзлых грунтов, являются:
предпочтительное назначение земляного полотна в насыпях с необходимым возвышением низа дорожной одежды над уровнем поверхностных и грунтовых вод;
возведение земляного полотна, как правило, из дренирующих и других неморозоопасных грунтов, а также из глинистых грунтов с низкими значениями коэффициента влагонакопления;
применение морозозащитных слоев из материалов, не изменяющих объема при промерзании в увлажненном состоянии;
использование теплоизоляционных материалов в основании дорожных одежд;
применение дренирующей и фильтрующей прослоек из геотекстильных материалов.
3.6. При проектировании дорожной одежды, как правило, предусматривают:
обеспечение требуемых прочности и морозоустойчивости в течение заданного срока службы;
максимальное использование местных дорожностроительных материалов и отходов производства промышленных предприятий;
обеспечение ускоренных темпов строительства покрытий благодаря максимальной индустриализации технологических процессов,
3.7. При проектировании дорожной одежды расчетом устанавливают равнопрочные варианты и на основе технико-экономического сравнения выбирают наиболее эффективный.
3.8. Для участков с особо сложными мерзлотно-грунтовыми условиями (наличие термокарста, крупных включений подземного льда, бугров пучения, солифлюкции, наледей, подтопляемых речных пойм и термокарстовых озер) необходимо разрабатывать варианты индивидуального проектирования и на основе сопоставления их технико-экономических показателей выбирать оптимальные решения.
В рабочем проекте на участках индивидуального проектирования должны быть приведены мерзлотно-грунтовые разрезы с основными данными о характеристике и температуре грунтов до строительства и прогноз их изменения на период эксплуатации,

Принципы проектирования земляного полотна

3.9. При проектировании земляного полотна необходимо руководствоваться следующими принципами использования грунтов основания в мерзлом или талом состоянии:
первый - обеспечение поднятия верхнего горизонта вечной мерзлоты (ВГВМ) не ниже подошвы насыпи и сохранение его на этом уровне в течение всего периода эксплуатации дороги (расчетное состояние грунта основания - мерзлое);
второй - допущение оттаивания грунтов и основании насыпи в период эксплуатации дороги с учетом допустимой осадки покрытия (расчетное состояние грунта основания - талое).
3.10. Принцип проектирования выбирают исходя из климатических и мерзлотно-грунтовых условий того или иного участка трассы для назначения конструкций и руководящего возвышения бровки земляного полотна, технологии и сроков производства работ с учетом результатов технико-экономического сравнения вариантов по минимуму суммарных приведенных затрат. Для участков трассы с аналогичными мерзлотно-грунтовыми условиями следует выдерживать единый принцип использования грунтов в основании земляного полотна.
3.11. По первому принципу земляное полотно проектируют в и дорожно-климатических подзонах на участках, относящихся к 3-му типу местности по табл. 2 для которого характерна среднегодовая температура вечномерзлых грунтов IV-V категорий просадочности ниже минус 1,5°С (на глубине нулевых годовых амплитуд). В дорожно-климатической подзоне проектирование по этому принципу допускается при условии понижения среднегодовой температуры грунта ниже минус 1,5°С за счет выполнения конструктивных и технологических мероприятий при соответствующем технико-экономическом обосновании.
3.12. По второму принципу земляное полотно проектируют во всех дорожно-климатических подзонах на участках, относящихся ко 2-му и 3-му типам местности (см. табл. 2), для которых среднегодовая температура вечномерзлых грунтов II-III категорий просадочности ниже минус 1,5°С. Допускается проектировать земляное полотно по этому принципу на торфяниках IV категории просадочности с расчетным понижением ВГВМ в период строительства и эксплуатации автомобильной дороги.
3.13. Во всех случаях при проектировании насыпей на грунтах III-V категорий просадочности должны быть предусмотрены мероприятия, обеспечивающие наиболее возможное горизонтальное положение ВГВМ как при его подъеме, так и при опускании по поперечному сечению земляного полотна. Наклон ВГВМ, повышающий угол внутреннего трения (3-8°) оттаивающего грунта основания в текучем состоянии, должен быть обоснован расчетами устойчивости.
3.14. На участках, относящихся ко 2-му типу местности и сложенных легкоосушаемыми просадочными грунтами, среднегодовая температура которых выше минус 1,5°С (преимущественно в дорожно-климатической подзоне), целесообразно предусматривать упрочнение грунтов основания за счет их предпостроечной осадки и осушения при заблаговременном оттаивании.
3.15. На сухих участках (1-й тип местности согласно табл. 2), а также на территориях с глубоким сезонным промерзанием и наличием островной вечной мерзлоты (как правило, дорожно-климатическая подзона) земляное полотно следует проектировать по нормам II дорожно-климатической зоны. На непроточных болотах допускается предусматривать устройство земляного полотна на промороженных торфяных грунтах.
3.16. При назначении конструкций земляного полотна и выборе принципа его проектирования следует учитывать наличие специальных материалов (теплоизоляционных, геотекстильных) и качественных грунтов для возведения насыпей.

Требования к грунтам земляного полотна

3.17. Для сооружения земляного полотна необходимо использовать скальные, крупнообломочные, песчаные и глинистые грунты (по классификации ГОСТ 25100-82). Предпочтение следует отдавать грунтам, находящимся в талом состоянии.
3.18. Скальные, крупнообломочные и песчаные грунты, а также водостойкие местные материалы (отходы дробильно-сортировочных предприятий, хорошо обожженные породы и др.) допускаются для сооружения земляного полотна на всех типах местности без ограничений. При этом максимальный размер ребер отдельных камней в грунтовом массиве, укладываемом в нижнюю часть земляного полотна, не должен превышать 2/3 толщины уплотняемого слоя, а в верхнюю часть (в пределах слоя толщиной 1 м) - 30 см.
3.19. Талые глинистые грунты, используемые для возведения земляного полотна на местности всех типов, должны удовлетворять требованиям табл. 6.
3.20. Влажность талых глинистых грунтов не должна превышать допустимой при требуемом коэффициенте уплотнения (табл. 7).
3.21. Наименьший коэффициент уплотнения грунта (отношение плотности грунта насыпи к максимальной при стандартном уплотнении) следует принимать в соответствии с табл. 8.
3.22. В дорожно-климатической подзоне при остром дефиците качественных талых грунтов для земляного полотна допускается использовать мерзлые песчаные, глинистые и торфяные грунты. Их уплотняют до норм, указанных в табл. 8, после оттаивания в летний период.
Таблица 6
Часть насыпи (глубина слоя от низа дорожной одежды, м)
Тип дорожной одежды
Грунты, применяемые для земляного полотна (с содержанием соответственно пылеватых и глинистых частиц), на местности типа
1-го
2-го
3-го
Верхняя (до 1,5)Капитальный с усовершенствованным покрытием, облегченныйСупеси легкие, суглинки легкие (не более 35%, не более 15%)Cупеси легкие (не более 30%, не более 10%)
Переходный, низшийСупеси, суглинки (не более 50%, не более 25%)Супеси, суглинки (не более 50%, не более 20%)
Нижняя неподтапливаемая (1,5-6,0)Капитальный с усовершенствованным покрытием, облегченныйСупеси легкие, суглинки легкие (не более 35%, не более 20%)Супеси легкие (до 35%, до 15%)Cyпеси легкие (не более 35%, не более 15%)
Переходный, низшийСупеси, суглинки легкие пылеватые (не более 55%, не более 25%)Супеси легкие, суглинки легкие (не бoлее 40%, не более 20%)
Нижняя подтапливаемая (1,5-6,0)Капитальный с усовершенствованным покрытием, облегченныйСупеси легкие (не более 35%, не более 15%)
Переходный, низшийСупеси легкие (не более 35%, не более 15%)Супеси, суглинки (до 70%)Супеси легкие, суглинки легкие (до 40%, до 20%)
Примечание. Коэффициент морозного пучения глинистых грунтов в верхней части насыпи не должен превышать 3%, в нижней - 5%.
Таблица 7
Грунт
Допустимая относительная - влажность грунта, доли оптимальной, при требуемом коэффициенте уплотнения К_у
1,0-0,98
0,95-0,92
Супесь легкая
0,93-1,20
0,95-1,35
Суглинок легкий пылеватый
0,92-1,15
0,85-1,30
Суглинок тяжелый пылеватый
0,90-1,10
0,82-1,25
Глина пылеватая
0,90-1,05
0,85-1,15
Примечание. Оптимальную влажность грунта W_о ориентировочно можно определить через влажность на границе текучести W_T: супеси легкой - W_0 = 0,7 W_T; суглинка легкого пылеватого - W_0 = 0,6 W_T; суглинка тяжелого, глины пылеватой - W_0 = 0,55 W_Т.
3.23. Мерзлые песчаные грунты должны иметь характеристики, приведенные в табл. 9. Условия их применения и способы разработки назначают по данным табл. 10.
3.24. Мерзлые глинистые грунты должны иметь твердую, полутвердую и тугопластичную консистенцию, устанавливаемую лабораторными испытаниями после их оттаивания. Такие грунты применяют в нижней части насыпи в сочетании с теплоизолирующими слоями из торфа или армирующими слоями из геотекстильного материала.