Действующий
4.1. Соль добавляют в песок или в другие фрикционные материалы для того, чтобы они не смерзались зимой при хранении в штабелях и чтобы смесь сохранялась в рассыпчатом, рыхлом состоянии, удобном для погрузки и равномерного распределения на дороге. За счет соли, добавляемой в песок при применении пескосоляной смеси, результат борьбы с зимней скользкостью получается такой же, как и при использовании "чистых" хлоридов.
4.2. По сравнению с хлоридами применение пескосоляной смеси неэкономично. В связи с этим целесообразно осуществлять переход на более прогрессивный химический способ и особенно на использование дешевых жидких хлоридов из местных ресурсов.
4.3. Кроме песка, в качестве фрикционных материалов могут быть использованы высевки каменных материалов, мелкий гравий, топливный шлак, каменноугольная зола. Материалы применяют в сухом, рассыпчатом состоянии с влажностью не более 5%.
Песок для составления смеси применяют природный и дробленый, получаемый путем дробления горных пород. Максимальная величина частиц не должна превышать 5 мм. Наиболее целесообразно применять песок, содержащий до 50 - 60% зерен размером 2 - 3 мм. В песке не допускается содержание пылеватых, глинистых, илистых и других загрязняющих примесей более 3%. Не допускается содержание в песке камней и щебня, так как крупные частицы могут травмировать людей, повредить проезжающие автомобили, распределительное оборудование.
Шлаки и зола не должны содержать обломков металла и агрессивных химических веществ. В связи с тем что зола загрязняет дорогу, а шлак легко крошится, применять их в населенных пунктах не рекомендуется.
4.4. В песок можно добавлять твердые соли: поваренную соль, соль сильвинитовых отвалов, хлористый кальций, чешуированный, бишофит, ХКФ.
Из жидких хлоридов пригодны для этих целей высококонцентрированные растворы хлоридов натрия, кальция и магния. Они могут применяться как каждый в отдельности, так и смешанными между собой в различных пропорциях. Наилучший эффект достигается при использовании насыщенных растворов или растворов, близких по концентрации к насыщению.
4.5. Пескосоляная смесь должна иметь в своем составе не менее 10% соли. Эффективность борьбы с зимней скользкостью повышается с увеличением количества соли в смеси.
При использовании высококонцентрированных жидких хлоридов их количество в качестве добавки в песок определяется с учетом концентрации растворенных солей. Добавляя рассол, нельзя допускать переувлажнения песка до состояния, при котором он начинает расплываться.
4.6. Пескосоляную смесь приготавливают на пескобазах путем тщательного перемешивания компонентов смеси.
Целесообразно заготовку смеси производить в сухое время летнего или осеннего периода и по возможности в объеме, достаточном для ликвидации среднемноголетнего количества случаев образования зимней скользкости на обслуживаемом участке дороги.
Среднегодовую потребность в пескосоляной смеси определяют с учетом потребности хлоридов на 1000 покрытия (см. приложение 3), протяженности дорог, обслуживаемых дорожным хозяйством, и количества соли, добавляемой в песок при приготовлении пескосоляной смеси.
4.7. Норму россыпи пескосоляной смеси назначают с учетом вида зимней скользкости, температуры, количества отложений на покрытии и количества соли, имеющейся в смеси. При определении нормы для каждого конкретного случая россыпи используют данные, приведенные в табл.2. Например, песко-соляной смеси с содержанием 10% хлористо-натриевой соли при температуре -8°С потребуется на 1 мм осадков в количестве 300 , а если в песок добавлено 20% соли, то расход смеси при указанных условиях составит 150 .

5. Особенности борьбы с зимней скользкостью на цементобетонных, шероховатых, гладких покрытиях и на мостах

5.1. Хлористые соли не оказывают вредного воздействия на асфальтобетонные покрытия. Запрещается применять хлориды и пескосоляную смесь на цементобетонных покрытиях в раннем возрасте, в течение одного года с момента укладки цементобетонной смеси, приготовленной с воздухововлекающими добавками. Для борьбы с зимней скользкостью в этот период рекомендуется использовать фрикционные материалы без добавки солей и применять интенсивную патрульную снегоочистку во время снегопада.
5.2. На железобетонных и металлических мостах в качестве противогололедного материала рекомендуется применять следующие хлориды промышленного производства: ХКФ, НКМ и мочевину.
5.3. Эффективным средством борьбы с зимней скользкостью является устройство шероховатых покрытий. На таких покрытиях во время снегопадов снег откладывается сначала во впадинах шероховатости. В связи с этим на шероховатых покрытиях со средней глубиной впадин 1; 2 и 2,5 мм (измеренной методом "песчаного пятна") при выпадении твердых осадков в количестве соответственно менее 0,5; 1,0 и 1,25 мм борьбу с зимней скользкостью можно не производить. Если осадков выпадает больше количества, требуемого для заполнения впадин шероховатого покрытия, то ликвидация неизбежно образующегося наката может быть начата позже (чем на покрытиях без поверхностной обработки) на время, в течение которого происходит задержка образования скользкости из-за шероховатости (т.е. на время, необходимое для заполнения впадин шероховатости).
5.4. На автомобильных дорогах с гладкой поверхностью покрытия (со средней глубиной шероховатости менее 0,3 мм) при борьбе со стекловидным льдом, образующемся # в виде сплошной тонкой корки льда, запрещается применение хлористого кальция и хлористого магния. Использование этих солей с целью полного расплавления тонкого слоя льда приводит к образованию на дороге раствора, который снижает коэффициент сцепления до недопустимого предела и вследствие медленного просыхания по сравнению с хлористым натрием увеличивает продолжительность периода повышенной скользкости дороги.
5.5. На дорогах с гладкой поверхностью покрытия тонкие стекловидные корки льда удаляют с помощью соли сильвинитовых отвалов, хлористо-натриевой поваренной соли или пескосоляной смеси. На дорожных покрытиях, имеющих среднюю глубину шероховатости не более 0,3 мм, могут применяться все виды противогололедных материалов.

6. Организация борьбы с зимней скользкостью

6.1. Противогололедные химические материалы и ингибиторы отпускаются централизованно по заявкам в местные управления материально-технического снабжения (УМТС). Материалы надо выбирать на основе технико-экономического анализа с учетом температур в зимние месяцы, при которых приходится вести борьбу с зимней скользкостью.
Жидкие хлориды, являющиеся отходом промышленности, отпускаются по прямым договорам между поставщиком и получателем. Подземные рассолы, добываемые различными организациями из скважин, можно получать на основе договоренности с руководством этих организаций. Добычу и заготовку озерных рассолов следует проводить инициативным путем. Экономически оправданным является бурение скважин с целью добычи природных подземных рассолов. Работы по проектированию и бурению рассольных скважин осуществляют специальные организации на основе хозяйственного договора.
6.2. Для правильного назначения норм распределения противогололедных химических материалов необходимо определять их состав и концентрацию. Для твердых хлоридов, а также для промышленных рассолов и рассолов, добываемых из глубоких скважин, эти сведения получают из технических паспортов. При отсутствии паспортных данных (например, для озерных рассолов) следует сдать рассол на анализ (1 л) в гидрохимическую лабораторию.
6.3. Твердые хлористый кальций, ХКФ, бишофит, НКМ обладают способностью интенсивно впитывать влагу. Нельзя допускать, чтобы закладываемые на хранение полиэтиленовые мешки с этими материалами были порваны. При получении материалов от предприятий-поставщиков каждая партия должна быть тщательно осмотрена. Из рваных мешков противогололедные материалы нужно израсходовать в первую очередь или же пересыпать в плотно закрывающуюся тару.
6.4. Неслеживающаяся смесь должна приготавливаться следующим образом: на открытую площадку с твердым покрытием завозят соль (поваренную или сильвинитовых отвалов) и разравнивают ровным слоем толщиной 15 - 20 см. Сверху по возможности равномерно распределяют необходимое количество добавки в виде чешуированного хлористого кальция, ХКФ или бишофита, а также один из видов ингибитора, указанных в п.3.8. После этого производят перемешивание компонентов бульдозером или другими машинами, имеющимися в хозяйстве.
6.5. Пескосоляную смесь приготавливают путем механического смешивания песка (или других фрикционных материалов) с твердыми солями или же путем разбрызгивания высококонцентрированных жидких хлоридов. Смешивание компонентов производится так же, как и при получении неслеживающейся смеси (см. п.6.4). Заготовку смеси нужно производить в теплое, сухое время года.
6.6. Для контроля качества равномерности перемешивания отобранную пробу смеси надо поместить в емкость с пресной водой, предварительно взвесив пробу и воду. Соотношение воды и соляного песка лучше брать 1:1 по массе, а вода должна иметь комнатную температуру. После растворения соли у образовавшегося соляного раствора определяют концентрацию экспресс-методом, указанным в приложении 4. Среднюю величину концентрации определяют по трем - пяти пробам, взятым из разных мест.
Количество соли, содержащееся в песке, определяют указанным методом также в начале зимы и дополнительно по мере надобности в период борьбы с зимней скользкостью.
6.7. Перед началом работ по ликвидации скользкости необходимо установить исходные данные для определения нормы распределения хлоридов. К таким исходным данным относится температура воздуха и количество выпавших осадков.
В период распределения хлоридов температуру определяют на метеопостах с помощью срочного термометра, а количество твердых или жидких осадков замеряют с помощью осадкомера, устанавливаемого на метеоплощадке.
При временном отсутствии наблюдений за осадками по осадкомеру на метеоплощадке количество снежно-ледяных отложений, образовавшихся на 1 дорожного покрытия, следует замерять следующим образом. С помощью штангенциркуля или металлической линейки в пяти характерных точках на заснеженной или обледенелой дороге замеряют толщину отложений и по этим замерам определяют среднюю толщину. Затем определяют плотность отложений путем взвешивания на технических весах пробы отложений, взятых с дороги в ненарушенном состоянии. До взвешивания должен быть произведен замер сторон пробы и по этим данным рассчитывают ее объем. Отношение массы пробы к ее объему дает величину плотности отложений.
При определенном навыке приблизительную величину плотности можно установить визуально, зная, что плотность рыхлого свежевыпавшего снега равна 0,05 - 0,1 , слегка прикатанного - 0,1 - 0,3, уплотненной корки наката - 0,3 - 0,4, старого наката - 0,4 - 0,6, белесоватого льда с шероховатой поверхностью - 0,6 - 0,7, стекловидного льда - 0,7 - 0,9 . Умножив среднюю толщину отложений (мм) на их плотность, получают количество осадков в миллиметрах водяного столба.
Таблица 4
┌───────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
│ Интенсивность движения, авт/сут │ Экономически целесообразный срок │
│ │ ликвидации зимней скользкости, ч │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│Более 5000 │Не более 1 │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│5000 - 1600 │ " " 2 │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│1600 - 600 │ " " 3 │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│600 - 300 │ " " 4 │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│300 - 200 │ " " 5 │
├───────────────────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│Менее 200 │Более 5 │
└───────────────────────────────────┴───────────────────────────────────┘
Примечание. Экономически целесообразные сроки ликвидации зимней скользкости рассчитаны для зон с длительностью зимнего периода 100 - 180 дней, количеством циклов образования гололеда 10 - 50 и количеством случаев выпадения снега 60 - 120. В пределах указанных зон сроки ликвидации скользкости отличаются не более чем на 20% приведенных в табл.4.
6.8. Сроки ликвидации зимней скользкости назначают директивно в зависимости от значимости дороги и имеющихся в дорожно-эксплуатационной организации машин для зимнего содержания дорог. При назначении директивных сроков следует руководствоваться экономически целесообразными сроками ликвидации зимней скользкости (табл.4) и стремиться к тому, чтобы назначаемые директивные сроки были им равны или отличались незначительно.
В качестве критерия обоснования экономически целесообразных сроков ликвидации зимней скользкости использован минимум суммарных приведенных затрат, учитывающих эффект от повышения средневзвешенной скорости транспортного потока и снижения аварийности за счет сокращения срока ликвидации гололеда, а также дополнительные расходы на ликвидацию зимней скользкости в более короткие сроки.
6.9. Расстояние между базами противогололедных материалов назначают в зависимости от планируемого способа борьбы с зимней скользкостью (пескосоляная смесь или чистые хлориды).
Назначение расстояния между базами находится в тесной связи с имеющимися в распоряжении службы зимнего содержания количеством распределителей противогололедных материалов и экономически целесообразными сроками ликвидации зимней скользкости. При размещении баз противогололедных материалов следует руководствоваться экономически целесообразными расстояниями между ними, приведенными в приложении 6. Там же указано потребное количество распределителей для обеспечения различных сроков ликвидации зимней скользкости.
6.10. Распределение по дороге материалов для борьбы с зимней скользкостью с целью получения однородной плотности посыпки выполняют только специальными распределителями противогололедных материалов. В настоящее время серийно выпускают распределители противогололедных материалов, смонтированные на различных базовых шасси (ЭД-403М, ЭД-207, КО-104А, КО-105, КО-705УРА, КДМ-130Б, КО-802). Следует учитывать, что поддержание заданных норм посыпки для указанных распределителей возможно только при движении без переключения передач, следовательно, нормы будут изменяться при движении с различными скоростями. Минимальные нормы посыпки достигаются при движении на высших передачах.
Для распределения жидких противогололедных материалов следует применять оборудование ЭД-404, которое является сменным оборудованием к комбинированной дорожной машине КДМ-130А. При отсутствии оборудования ЭД-404 можно применять поливо-моечные машины с распределительным приспособлением в виде трубы с отверстиями и регулирующим краном (см. приложение 7). При остановке машин, имеющих такие приспособления, должен быть немедленно прекращен розлив материала на покрытие, так как избыточное распределение жидких хлоридов на покрытии может вызвать увеличение скользкости и привести к возникновению дорожно-транспортных происшествий.
Технические характеристики распределителей твердых и жидких противогололедных материалов приведены в приложении 8.
6.11. Пескосоляную смесь следует хранить в штабелях с учетом сведений п.9.6. Все другие противогололедные химические материалы необходимо хранить на складах-солебазах. Жидкие хлориды хранят в рассолохранилищах, пригодных для хранения жидкости.
6.12. Солебазы для хранения твердых хлоридов и рассолохранилища могут быть различного типа и размера. Наилучшим требованиям отвечают механизированные базы, строительство которых может осуществляться по типовым проектам, разработанным Гипродорнии и утвержденным Минавтодором РСФСР. Разработано четыре типа баз:
1) типовой проект 503-7-4.83 - база вместимостью 320 т для приготовления твердых противогололедных химических материалов (1-й тип);
2) типовой проект 500-7-3.83 - база вместимостью 180 для приготовления жидких противогололедных химических материалов (2-й тип);
3) типовой проект 503-7-5.83 - база вместимостью 500 т для приготовления твердых и жидких противогололедных химических материалов (3-й тип);
4) типовой проект 503-7-6.83 - расходный склад вместимостью 100 т твердых и 60  жидких противогололедных химических материалов (тип PC).
Заказы на указанную типовую проектную документацию направлять по адресу: 630051, Новосибирск, 51, просп. Дзержинского, 81/2, Новосибирский филиал ЦИТП.
Облегченный и дешевый тип грунтового рассолохранилища для хранения жидких хлоридов можно построить с применением полихлорвиниловой пленки в качестве водоудерживающего экрана. Основные характеристики такого рассолохранилища и его схемы даны в приложении 5.