(Действующий) Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51248-99"Пути наземные рельсовые...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
4.3.8 Допускаемые отклонения размеров рельсовых путей от проектного значения при их устройстве приведены в таблице 2.
4.4 Расстояния выступающих частей крана до зданий, сооружений, штабелей грузов должны соответствовать требованиям ст. 4.14.5 ПБ 10-14 и ГОСТ 12.3.009.
4.5 К путевому оборудованию рельсового пути предъявляют следующие требования:
4.5.1 На концах рельсового пути (на расстоянии не менее 0,5 м) должны быть установлены тупиковые упоры, предназначенные для гашения остаточной скорости крана и предотвращения его схода с концевых участков кранового пути в аварийных ситуациях, при отказе ограничителя передвижения или тормозов механизма передвижения крана.
Упоры должны быть установлены таким образом, чтобы наезд крана на упоры был одновременным.
Рельсовые пути должны иметь в поперечном направлении фиксирующие элементы (стяжки-распорки), которые устанавливаются в начале и конце рельсового пути, а в промежутке - не менее одного на инвентарную секцию или с шагом не более 6,25 м.
Таблица 1
В миллиметрах
┌──────────────┬───────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ Нагрузка от │ Ориентировочная толщина балласта h_б │
│ колеса на ├────────────────────────────┬───────────────────────────┬──────────────────────────┤
│ рельс, кН │ щебеночного под │ песчаного под │ щебеночного под │
│ │ железобетонными балками │ железобетонными балками │ деревянными полупшалами │
│ ├──────────────┬─────────────┼─────────────┬─────────────┼─────────────┬────────────┤
│ │ при земляном │при земляном │при земляном │при земляном │при земляном │при земляном│
│ │ полотне из │ полотне из │ полотне из │ полотне из │ полотне из │ полотне из │
│ │ глинистого, │ песчаного │ глинистого, │ песчаного │ глинистого, │ песчаного │
│ │ суглинистого │ грунта и │суглинистого │ грунта и │суглинистого │ грунта и │
│ │ или │рельсах типов│ или │рельсах типов│ или │ рельсах │
│ │ супесчаного │ │ супесчаного │ │ супесчаного │ типов │
│ │ грунта и │ │ грунта и │ │ грунта и │ │
│ │рельсах типов │ │рельсах типов│ │рельсах типов│ │
├──────────────┼──────┬───────┼──────┬──────┼──────┬──────┼──────┬──────┼──────┬──────┼─────┬──────┤
│ │ Р 50 │ Р 65 │ Р 50 │ Р 65 │ Р 50 │ Р 65 │ Р 50 │ Р 65 │ Р 50 │ Р 65 │Р 50 │ Р 65 │
├──────────────┼──────┼───────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼──────┼─────┼──────┤
│До 200 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 270 │ 230 │ 100 │ 100 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│От 200 до 225 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 100 │ 320 │ 280 │ 100 │ 100 │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ " 225 " │ 140 │ 120 │ 100 │ 100 │ 150 │ 130 │ 100 │ 100 │ 370 │ 330 │ 100 │ 100 │
│250 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ " 250 " │ 210 │ 190 │ 100 │ 100 │ 220 │ 200 │ 100 │ 100 │ 420 │ 380 │ 100 │ 100 │
│275 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ " 275 " │ 300 │ 280 │ 130 │ 110 │ 350 │ 330 │ 130 │ 110 │ - │ - │ - │ - │
│300 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
│ " 300 " │ 430 │ 360 │ 150 │ 130 │ 530 │ 520 │ 210 │ 190 │ - │ - │ - │ - │
│325 │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├──────────────┴──────┴───────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴──────┴─────┴──────┤
│ Примечания │
│ 1. При нагрузке на колесо более 275 кН рекомендуется применять железобетонные опорные │
│подрельсовые элементы. │
│ 2. Расстояние между осями полушпал следует принимать 500 мм с допускаемыми отклонениями +-50 │
│мм. │
│ 3. В качестве щебеночного балласта следует применять щебень из естественного камня фракции│
│25-60 мм, гравий и гравийно-песчаную смесь фракции 3-60 мм (гравий) и 0,63-3 мм (песок) по│
│массе не более 20%. │
│ 4. Для изготовления подкрановых рельсовых путей должны применяться новые или старогодние рельсы│
│I и II групп годности. │
└──────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Таблица 2
┌───────────────────────────────────┬───────────────────────────────────┐
│ Параметры │Предельная величина отклонения при │
│ ├─────────────────┬─────────────────┤
│ │ устройстве │ эксплуатации │
├───────────────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤
│Продольный и поперечный уклоны│ Не более 0,004 │ Не более 0,01 │
│рельсового пути* │ │ │
├───────────────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤
│Колея рельсового пути │ +-10 мм от │ +-15 мм от │
│ │ номинального │ номинального │
│ │ размера │ размера │
├───────────────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤
│Прямолинейность рельсового пути на│ │ │
│участке длиной 10 м для кранов: │ │ │
│с жесткими ходовыми рамами │ Не более 15 мм │ Не более 20 мм │
│с балансирными тележками │ Не более 20 мм │ Не более 25 мм │
├───────────────────────────────────┼─────────────────┼─────────────────┤
│Упругая просадка рельсового пути│ │ │
│при максимальной нагрузке на колесо│ │ │
│крана и конструкции верхнего│ │ │
│строения: │ │ │
│из деревянных полушпалах │ Не более 7 мм │ Не более 7 мм │
│на железобетонных балках │ Не более 5 мм │ Не более 5 мм │
├───────────────────────────────────┴─────────────────┴─────────────────┤
│ * На участке пути, равном по длине двум базам крана (2 В),│
│поперечные знакопеременные уклоны в указанных значениях не допускаются.│
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
4.5.2 Ограничители передвижения должны быть установлены таким образом, чтобы отключение двигателя механизма передвижения крана происходило на расстоянии не менее тормозного пути до тупикового упора.
4.5.3 Устройство заземления пути необходимо выполнять в соответствии с требованиями Правил устройства электроустановок.
4.5.4 Знаки безопасности выставляют в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026.
Ограждение рельсового пути следует выполнять по ГОСТ 23407. На рельсовом пути участок стоянки крана в нерабочем состоянии должен быть обозначен табличкой "Место стоянки крана".
4.5.5 Ограничители передвижения и тупиковые упоры должны быть окрашены в соответствии с требованиями ГОСТ 12.4.026.
Металлические детали должны быть предохранены от коррозии.
4.6 Кроме общих требований к устройству рельсовых путей, изложенных в 4.3 и 4.5, следует руководствоваться также условиями на укладку рельсового пути, которые должны содержаться в паспорте крана, соответствующем требованиям международного стандарта ИСО 4310.
4.7 Рельсовый путь перед сдачей-приемкой подлежит обкатке. Обкатка пути производится не менее 10 раз краном без груза и не менее 5 раз с максимальным рабочим грузом. Просадка пути и выявленные дефекты устраняются.
4.8 Готовность рельсового пути к эксплуатации подтверждается актом сдачи-приемки пути по форме в соответствии с приложением 8 ПБ 10-14 или актом комплексного обследования крановых путей (5.3).
4.9 Разрешение на эксплуатацию рельсового пути выдается инженерно-техническим работником по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары, назначенным согласно требованиям ст. 7.4.2 ПБ 10-14, на основании акта сдачи-приемки или акта комплексного обследования крановых путей.

5. Требования к эксплуатации

5.1 Рельсовые пути, находящиеся в эксплуатации, должны подвергаться постоянной проверке, периодическому комплексному обследованию, обслуживанию и ремонту.
5.2 Проверка состояния рельсового пути включает:
ежесменный осмотр;
плановую или внеочередную проверку.
5.2.1 Ежесменный осмотр рельсового пути осуществляется машинистом крана в объеме, предусмотренном производственной инструкцией.
В случае обнаружения неисправностей в известность ставится лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию грузоподъемных машин.
5.2.2 Плановая проверка состояния рельсового пути проводится после каждых 24 смен работы крана и осуществляется под руководством инженерно-технического работника, ответственного по ст. 7.4.5 ПБ 10-14.
Плановая проверка устанавливает соответствие контролируемых параметров рельсовых путей требованиям настоящего стандарта, проектной и конструкторской документации, и подтверждает, что состояние верхнего строения и путевого оборудования обеспечивают безопасную работу крана.
Результаты плановых проверок заносятся в вахтенный журнал крановщика.
Внеочередную проверку рельсовых путей проводят после особо неблагоприятных эксплуатационных условий (ливни, продолжительные оттепели и т.д.), отрицательно влияющих на состояние земляного полотна и балластного слоя, а также при замечаниях машиниста крана.
5.3 Периодическое комплексное обследование*(2) рельсовых путей проводится специализированными организациями, имеющими государственную лицензию на этот вид деятельности, и включает выполнение следующего комплекса работ:
проверку наличия и состояния эксплуатационной службы и службы надзора за качеством рельсовых путей;
проверку наличия проектной и эксплуатационной документации;
поэлементное обследование рельсовых путей, включая оценку фактического состояния и остаточного ресурса основных элементов верхнего строения рельсового пути;
подготовку результатов комплексного обследования: инструментальные замеры, данные упругой просадки, ведомость дефектов и др.
Результаты комплексного обследования оформляются актом.
Периодичность комплексного обследования рельсовых путей определяется проектом, но должна проводиться не реже 1 раза в 3 года*(3).
5.4 По результатам плановых или внеочередных проверок и комплексного обследования рельсовых путей проводятся работы по их техническому обслуживанию и устранению выявленных дефектов, включая:
восстановление земляного полотна и балластной призмы до проектных значений;
рихтовку и выправку пути по уровню;
подтяжку ослабленных болтовых и винтовых соединений, а также креплений с помощью костылей;
регулировку зазоров в стыках рельсов и выключающих линеек;
восстановление поврежденных участков верхнего строения и контуров заземления;
замену дефектных элементов верхнего строения и путевого оборудования рельсового пути;
очистку водоотводящего устройства.
5.5 Не допускается эксплуатация рельсового пути при следующих дефектах:
5.5.1 На рабочих поверхностях имеются вмятины, лыски и волнистость более 5 мм.
5.5.2 В болтовых соединениях рельсового пути отсутствуют исправные стопорные детали (пружинные шайбы, шплинты и т.п.) или они затянуты с нарушением момента затяжки, указанного в конструкторской документации.