(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 59039-2020 "Торговля. Производство и...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
ГОСТ Р 51740 Технические условия на пищевую продукцию. Общие требования к разработке и оформлению
ГОСТ Р 58800 Интеллектуальная собственность. Использование товарного знака
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по [1], ГОСТ Р 51303, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1
товарный знак: Охраняемое обозначение (словесное, изобразительное, объемное и другие обозначения или их комбинация), служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в том числе для отличия товаров одного предприятия от однородных товаров другого предприятия, помещаемое на товарах, упаковке или документации, связанной с его реализацией, зарегистрированное в установленном порядке и удостоверяемое свидетельством на товарный знак.[ГОСТ Р 55386-2012, статья 3.2.4.2]
3.2
товары под собственными товарными знаками: Потребительские товары, производимые поставщиками по заказу торговых сетей, маркированные товарным знаком, права на который принадлежат торговой сети.[ГОСТ Р 56876.1-2016, статья 2.1.4]
Примечания
1 На практике в торговой деятельности для обозначения товаров под собственными товарными знаками используют понятие "товары под собственной торговой маркой", сокращенно - "товары СТМ".
2 К товарам под собственными товарными знаками могут применяться особые, в том числе повышенные, требования к качеству, составу, наименованию, упаковке, рецептуре, изображению марки или иные требования, устанавливаемые торговой сетью.
3.3 собственный товарный знак (собственная торговая марка; СТМ): Товарный знак, предназначенный для идентификации товаров, реализуемых в торговых сетях, и принадлежащий торговой сети (правообладателю) на основаниях, установленных действующим законодательством.
Примечание - На практике в торговой деятельности для обозначения товарного знака используют понятие, заимствованное из английского языка (от англ. trademark): торговая марка, собственная торговая марка, сокращенно - СТМ.
3.4 заказчик товаров под собственными товарными знаками; заказчик товаров СТМ: Торговые сети, владеющие правами на товарные знаки и реализующие товары под собственными товарными знаками.
3.5 производитель товаров под собственными товарными знаками; производитель товаров СТМ: Юридические лица и/или индивидуальные предприниматели, изготавливающие товары под товарными знаками, принадлежащими торговой сети.
Примечание - Производитель товаров СТМ может осуществлять поставки товаров СТМ самостоятельно или с привлечением официального представителя - поставщика товаров СТМ.
3.6 поставщик товаров под собственными товарными знаками; поставщик товаров СТМ: Юридические лица и/или индивидуальные предприниматели, осуществляющие поставку товаров СТМ в торговые сети.
Примечание - Поставщиком товаров СТМ является уполномоченный производитель товаров СТМ, либо импортер, либо дистрибьютор.

4 Общие положения

4.1 Товары под собственными товарными знаками могут быть произведены как собственными силами и средствами торговых сетей (производства, аффилированные или интегрированные в торговой сети), так и сторонними производителями по заказу торговых сетей (контрактное производство).
Качество и безопасность товаров под собственными товарными знаками должны соответствовать нормативным и правовым актам Российской Федерации, Евразийского экономического союза и требованиям заказчика.
4.2 Правила использования товарных знаков устанавливаются действующим законодательством в сфере интеллектуальной собственности [2] и требованиями ГОСТ Р 58800.
4.3 Торговая сеть, являющаяся заказчиком и/или производителем товаров СТМ, несет ответственность за нарушение прав третьих лиц в связи с производством и реализацией товаров под собственными товарными знаками, то есть за нарушение прав на интеллектуальную собственность.
Примечание - К третьим лицам относят любых юридических лиц, которые не участвуют в производстве, поставках и реализации товаров СТМ, например разработчиков дизайна упаковки или наименования бренда СТМ.
4.4 Торговая сеть обладает исключительным правом использования собственного товарного знака (собственной торговой марки) и товаров СТМ в любых целях, в том числе правом реализации и передачи на реализацию товаров СТМ любым юридическим лицам, например оптовым компаниям или индивидуальным предпринимателям.
4.5 Производители/поставщики товаров СТМ по заказу торговых сетей не имеют права использовать указанные товарные знаки, произведенные товары СТМ, а также товары до степени смешения схожие с товарами СТМ или упаковку для них в собственных целях либо для передачи другим юридическим лицам, если иное письменно не согласовано с правообладателем товарного знака.
4.6 Заказчик товаров СТМ имеет право реализовывать товары под собственными товарными знаками в собственной торговой сети, а также распоряжаться такими товарами по своему усмотрению.

5 Общие требования

5.1 К этапам производства товаров СТМ в общем виде относят:
- разработку товарного знака (торговой марки) самостоятельно торговой сетью или в сотрудничестве с производителем товаров СТМ;
- выбор производителя/поставщика товаров СТМ;
- заключение договора/контракта на производство/поставку товаров СТМ, включая техническое задание;
- разработку нормативных и технических документов на товары (продукцию) СТМ;
- производство товаров СТМ;
- заказ/поставку товаров СТМ;
- организацию контроля качества и безопасности в процессе производства товаров СТМ и заказа (закупок);
- урегулирование претензий потребителей в отношении товаров СТМ;
- прекращение производства и поставки товаров СТМ.
5.2 Торговая сеть как заказчик товаров СТМ вправе осуществлять закупки товаров СТМ на тендерной основе в установленном законодательством порядке.
5.3 В техническое задание на производство товаров СТМ включают характеристики качества и безопасности, не противоречащие нормативным и правовым актам Российской Федерации и Евразийского экономического союза [3]-[24]. Дополнительно каждая из торговых сетей имеет право вносить в техническое задание любые характеристики и требования, которые считает необходимыми для производства и поставки товаров СТМ. К таким характеристикам относят требования к качеству, составу, наименованию, рецептуре и упаковке товаров, изображению СТМ и другие требования, устанавливаемые торговой сетью.
5.4 Разработку нормативных и технических документов [стандартов организации, технических условий на товары СТМ (новую продукцию)] могут осуществлять специалисты торговых сетей, производители товаров СТМ или по их поручению квалифицированные эксперты в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, Евразийского экономического союза [4], [7]-[24] и требованиями ГОСТ Р 1.4, ГОСТ Р 1.3, ГОСТ Р 51740.

6 Требования к производству товаров под собственными товарными знаками

6.1 Производство товаров под собственными товарными знаками осуществляется в соответствии с техническим заданием и условиями договоров, заключенных между поставщиком и торговой сетью. Техническое задание должно быть согласовано производителями и заказчиками товаров СТМ.
Примечание - Техническое задание может быть оформлено в виде спецификации, паспорта и др.
6.2 Производитель/поставщик товаров СТМ или другое уполномоченное лицо должны обеспечить наличие документов на товары СТМ, подтверждающих их соответствие обязательным требованиям законодательства Российской Федерации, Евразийского экономического союза и договоров поставки: декларациям соответствия, сертификатам соответствия, ветеринарным документам, свидетельствам о государственной регистрации и другим документам по оценке (подтверждению) соответствия товаров.
Производитель/поставщик товаров СТМ должен обеспечить наличие маркировки товаров, соответствующей законодательству Российской Федерации и Евразийского экономического союза.
6.3 При производстве товаров СТМ торговая сеть (заказчик) определяет требования:
- к производителю/поставщику товаров СТМ;
- производимым товарам СТМ, в том числе к их упаковке.