(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58672-2019/ISO/TR 8124-8:2016...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- сенсомоторная деятельность - младенчество;
- игрушки для физической деятельности;
- игрушки для интеллектуальной деятельности;
- игрушки, воспроизводящие технические устройства;
- игрушки для развития чувств и сопереживания;
- игрушки для творческой деятельности;
- игрушки для развития социальных отношений.
Примечание 2 - См. [1], [2].
Примечание 3 - В дополнение к первоначальной классификации с учетом развивающегося рынка игрушек включены новые подкатегории (см. приложение А).
2.3 подкатегория игрушки (toy sub-category): Тип или группа игрушек с похожими игровыми функциями в категории игрушек.
2.4 крупная моторика (gross motor skills): Деятельность больших мышц тела, связанная с функциями поддержания положения головы, сидения, ходьбы и бега.
2.5 мелкая моторика (fine motor skills): Сжимающие движения рук, такие как захват, обхват и двойной обхват, а также мелкая моторика, используемая при рисовании и письме.
2.6 начальный возраст (starting age): Возраст, начиная с которого ребенок способен играть с определенным типом игрушек.
Примечания
1 В младенческом возрасте термин "игра" можно рассматривать как взаимодействие между лицом, осуществляющим уход за ребенком (воспитателем), и ребенком, при этом воспитатель использует игрушку для того, чтобы развлечь ребенка и/или привлечь его внимание, например погремушкой. Чтобы научиться играть самостоятельно, ребенку необходимо развиваться.
2 В рамках настоящего стандарта оценивается несколько этапов младенческого возраста с точки зрения использования различных подкатегорий игрушек. Возрастной диапазон начинается с первого дня нижнего порога возраста и заканчивается днем наступления верхнего порога. Например, начальный возраст в диапазоне от 4 до 8 мес начинается со дня, когда ребенку исполнится 4 мес, и заканчивается в тот момент, когда ребенку исполнится 8 мес.
3 Если упоминается младенческий возраст для определенных категорий игрушек, это не означает, что все игрушки, принадлежащие к этой категории, должны классифицироваться как подходящие для этого возраста. Количество штук, размеры, уровень детализации и реализма и специальные функции конкретной игрушки могут изменить/увеличить предполагаемый возраст.

3 Руководящие указания

3.1 Дети в возрасте от 0 до 4 мес
3.1.1 Аспекты, связанные с двигательным и когнитивным развитием, а также с поведением детей в возрасте от 0 до 4 мес
Как правило, у детей в возрасте от 0 до 4 мес могут наблюдаться следующие признаки развития и шаблоны поведения:
- отсутствует моторика, необходимая для игры с игрушками; игрушки использованы исключительно как объекты для исследования и познания, а не для игры;
- не умеют удерживать книги из-за отсутствия физических, когнитивных и визуальных способностей, необходимых для этой деятельности;
- детей привлекают мультисенсорные элементы, они способны узнавать своих родителей; обладают сосательным рефлексом, но не могут сидеть сами; совершают резкие, неконтролируемые и ограниченные движения. Дети касаются предметов, хватают, удерживают, нажимают и трясут их в руках, не осознавая силу своих рук;
- рефлекторное схватывание у детей появляется в возрасте около 3 мес, ребенок способен хватать и удерживать объекты (независимо от того, подвешены они или не подвешены). Ребенок щупает, исследует и осязает предметы своими руками и ртом;
- процесс обучения происходит через чувства и рефлексы путем ассимиляции реакций на стимулы и повторяющиеся движения;
- слуховая система функционирует уже при рождении, но для развития слуха необходимо неврологическое созревание и чувственное восприятие. Младенцы демонстрируют повышенную чувствительность к окружающим звукам из-за незрелости и отсутствия опыта. С самого рождения они начинают реагировать на звуки и человеческую речь. Приблизительно к 2 мес большинство младенцев успокаиваются, услышав знакомые голоса. К 3 мес они определяют источник звука и реагируют на него, издавая звуки, которые могут относиться к ощущениям, связанным с купанием и едой;
- дети поворачивают голову в сторону звука, их привлекают объекты, издающие звуки, которые им известны;
- продолжается развитие органов зрения. При рождении младенец лучше всего фокусирует взгляд на предметах, находящихся на расстоянии 20 см от него. В возрасте 1 мес дети могут сосредотачиваться на объектах, расположенных на расстоянии не более 30 см, а в 3 мес могут видеть на несколько метров вперед. Острота зрения при рождении составляет от 2,5 % до 5 %, а к третьему месяцу жизни улучшается примерно до 20 %;
- детей данного возраста привлекают яркие цвета, такие как желтый и красный, хотя они не могут их четко различать. В возрасте 2 мес развиваются первичные рецепторы цвета, и они могут различать контрасты и основные цвета: синий, красный и желтый.
3.1.2 Рекомендуемые подкатегории игрушек
Подкатегории игрушек, рекомендуемые для возрастной группы от рождения до 4 мес, приведены в таблице 1.

Таблица 1 - Подкатегории игрушек для возрастной группы детей от рождения до 4 мес

Подкатегория
Описание и примеры подходящих игрушек
1.01
0+
Погремушки и кольца
1.03
0+
Мобили музыкальные/без звука: игрушки с различными фигурками и формами, устанавливаемые над кроваткой таким образом, чтобы находиться вне досягаемости ребенка
1.47
0+
Музыкальные шкатулки: игрушки, устанавливаемые на кроватке или рядом с ней, которые приводятся в действие взрослыми при помощи ручки или кнопки
1.04
2+
Подвесные игрушки и развивающие коврики: коврики с игровыми функциями, которые могут включать в себя дуги с подвешенными предметами, предназначенными для того, чтобы ребенок мог тянуться к ним, хватать или толкать их
1.13
2+
Простые куклы и животные: мягкие куклы и животные, сделанные из ткани или плюша с или без одежды и с фиксированными деталями, которые удалить невозможно
1.05
3+
Игрушки для колыбели и манежа: шарики, фигурки, прикрепленные к кроватке, коляске или к их корпусу
1.09
3+
Мягкие игрушки, которые можно сжать рукой: игрушки из мягконабивного материала с погремушкой/без погремушки или источника шума внутри
1.25
3+
Мягкие шарики и геометрические фигуры из ткани или подобного мягкого материала
3.2 Дети в возрасте от 4 до 8 мес
3.2.1 Аспекты, связанные с двигательным и когнитивным развитием и поведением детей от 4 до 8 мес
Как правило, у детей в возрасте от 4 до 8 мес могут наблюдаться следующие навыки и шаблоны поведения:
- привлекают мультисенсорные элементы, повышение интереса к окружающей их среде. Находятся в оральной стадии, начинают появляться зубы. Выполняют естественные непроизвольные движения. Процесс обучения по-прежнему происходит через органы чувств, особенно рот, и рефлексы, путем усваивания реакции на раздражители и повторяющиеся движения;
- продолжается развитие слуха, дети уже используют свои зрительные и двигательные способности, чтобы играть с другими людьми. Способны взаимодействовать с игрушками и предметами. Начинают осознавать существование и постоянство объектов (объекты продолжают существовать, даже когда находятся вне поля зрения). Повторяют простые движения и жесты;
- вполне способны обнаруживать источник звуков. Начиная с 4 мес участвуют в голосовых играх, в процессе которых повторяется один и тот же слог "ма-ма-ма", "па-па-па". Начинают взаимодействовать со взрослыми в их языковых играх, в которых слова произносятся с повторением. Любят песенки и звуки. От 4 до 6 мес младенцы более чувствительны к звукам и реагируют на изменения в голосовых тонах и звуках;
- передвигаются с помощью рук и ног вперед и назад, перекатываются из стороны в сторону. Способны хорошо чувствовать себя на полу, чтобы играть, начинают сидеть самостоятельно и ползать в период между 5 и 6 мес;
- обладают слабыми навыками крупной и мелкой моторики, а также выполняют непроизвольные движения рук и ног. Продолжается развитие координации мелкой моторики кистей рук. Захватывают предметы ладонью (примитивный захват). Крепко захватывают предметы, протягивают руку, чтобы взять предмет, могут перекладывать предмет из одной руки в другую;
- поступательно развивается двигательный аппарат, в частности: они удерживают, захватывают, нажимают, трясут, толкают и бросают предметы на пол. Захват и удержание предметов полностью осваиваются приблизительно к 6 мес. Неуверенно пытаются переворачивать плотные страницы.
- примерно в 6 мес острота зрения и цветовые рецепторы у младенцев соответствуют уровню взрослого человека. Их привлекают красные и желтые цвета и отпечатанные изображения.
3.2.2 Рекомендуемые подкатегории игрушек
Подкатегории игрушек, рекомендуемые для возрастной группы от 4 до 8 мес, приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Подкатегории игрушек для детей от 4 до 8 мес

Подкатегория
Начальный возраст, мес
Описание и примеры подходящих игрушек
1.02
4+
Прорезыватели и кольца для прорезывания зубов
1.07
4+
Развивающие доски: доски, которые крепятся к кроватке и имеют различные игровые функции, такие как различные цветные фигурки, небьющиеся зеркала, вертушки-погремушки, нажимные кнопки, скользящие по направляющим детали, открывающиеся дверцы
1.11
4+
Игрушки для купания в форме животных, маленькие лодки и плавучие объекты
1.45
4+
Шары или цилиндры - прозрачный материал с видимым содержимым
1.17
5+
Простые кубики, вкладываемые друг в друга, игрушки, матрешки, пирамидки
1.12
6+
Простые книги, сделанные из ткани и/или пластика
1.20
6+
Простые игрушки: качалки/каталки (без веревки и ручки) со звуковыми и/или разноцветными световыми сигналами - животные или машинки на колесиках
1.48
6+
Простые клавиатуры или ручные игрушки с кнопками, нажатие на которые вызывает мигание и звуки
1.18
6+
Простые мячи и игрушки с треком (путями/дорогой)
3.3 Дети в возрасте от 8 до 12 мес
3.3.1 Аспекты, связанные с двигательным и когнитивным развитием и поведением детей от 8 до 12 мес