(Действующий) Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 58577-2019 "Правила установления...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
- рассчитывают валовые выбросы за период выполнения строительно-монтажных работ для всех участков линейного объекта.
5.7 Если хозяйствующий субъект выполняет работы не на одной производственной территории, а на объектах, расположенных в разных районах (местах) города (области), например окрасочные или сварочные работы, то можно рекомендовать исходя из объемов выполненных работ за прошедшие два-три года и планов на последующие годы проводить расчеты приземных концентраций на примере одного из наиболее характерных объектов, расположенных наиболее близко к жилым зонам и (или) зонам, к которым предъявляются повышенные экологические требования, определив таким образом допустимый выброс ЗВ, г/с. Затем устанавливают годовой (валовый) норматив ПДВ, т/г, как сумму годовых выбросов, т/г, на всех площадках за рассматриваемый период.
5.8 Если хозяйствующий субъект имеет несколько стационарных источников, расположенных на разных производственных площадках, то данный хозяйствующий субъект может рассчитывать нормативы допустимых выбросов отдельно по каждой производственной площадке или в целом для хозяйствующего субъекта.
5.9 Если в зоне влияния выбросов ЗВ хозяйствующего субъекта отсутствуют территории (жилые зоны, зоны, к которым предъявляются повышенные экологические требования), для которых разработаны нормативы качества атмосферного воздуха, и наличие подобных территорий не предусмотрено схемами территориального планирования любого уровня, то данному хозяйствующему субъекту устанавливаются нормативы выбросов без проведения расчетов рассеивания выбросов ЗВ в атмосферный воздух. В этом случае для объектов 1 категории должно быть обеспечено соблюдение величин ТНВ.
5.10 Если выбросы ЗВ для конкретного стационарного источника выбросов и хозяйствующего субъекта классифицированы как ВРВ, то ВРВ устанавливают только для тех источников, на которых запланированы мероприятия, обеспечивающие достижение нормативов ПДВ по данному ЗВ; для остальных источников выброса ЗВ руководствуются нормативами ПДВ.

6 Установление нормативов ПДВ на основе сводных расчетов допустимого негативного воздействия на атмосферный воздух

6.1 Если в городе (населенном пункте) функционирует система сводных расчетов, то ГО, действующая в установленном порядке для формирования и поддержания компьютерного банка данных о выбросах, проведения сводных расчетов, их анализа и применения полученных результатов, запрашивает у хозяйствующих субъектов, которые имеют источники выбросов в атмосферный воздух, действующие материалы по нормативам ПДВ (ВРВ).
6.2 ПО проводит сводные расчеты и определяет для конкретного хозяйствующего субъекта квоты концентраций ЗВ в атмосферном воздухе (допустимые вклады), направляемые затем хозяйствующему субъекту.
Хозяйствующий субъект проводит сравнение полученных ГО квот концентраций по каждому ЗВ с величиной суммы значений наибольших расчетных концентраций и фоновых концентраций, характеризующих фоновое загрязнение атмосферного воздуха, обусловленное выбросами всех других источников загрязнения атмосферного воздуха города (населенного пункта), в котором расположен данный хозяйствующий субъект, за исключением выбросов данного хозяйствующего субъекта (далее - сумма значений концентраций), исходя из которых хозяйствующему субъекту установлены действующие нормативы выбросов.
Если квоты концентраций не превышают величины суммы значений концентраций, то хозяйствующий субъект приступает к разработке нормативов ПДВ.
6.3 Если квоты концентраций, полученные от ГО, ниже величин суммы значений концентраций, хозяйствующий субъект разрабатывает план уменьшения выбросов в целях достижения нормативов качества атмосферного воздуха (или программу повышения экологической эффективности для объектов I категории) и направляет его в адрес ГО, которая по представленным данным снижения выбросов проводит расчеты с учетом указанных сроков достижения нормативов качества атмосферного воздуха.
Если квоты концентраций, полученные по результатам сводных расчетов с учетом мер по снижению выбросов, представленных хозяйствующим субъектом, не превышают ранее выданные хозяйствующему субъекту квоты концентраций, то ГО информирует хозяйствующий субъект об отсутствии превышения, что является основанием для разработки нормативов ПДВ.
6.4 Если квоты концентраций, установленные ГО по результатам сводных расчетов с учетом представленных хозяйствующим субъектом мер по снижению выбросов, превышают определенные квоты концентраций, ГО информирует о превышении хозяйствующий субъект.
При получении данной информации хозяйствующий субъект перерабатывает ранее разработанные мероприятия по снижению выбросов путем включения в них более эффективных мер снижения выбросов ЗВ.
Доработанные мероприятия хозяйствующий субъект повторно направляет в адрес ГО. Далее реализуется последовательность действий, описанная выше.
6.5 При проектировании новых или реконструируемых хозяйствующих субъектов на тех территориях, где проводятся сводные расчеты, оценки воздействия выбросов таких субъектов на атмосферный воздух осуществляют с учетом квот концентраций.
Генпроектировщик обращается в письменном виде в ГО за получением величин квот концентраций для проектируемого хозяйствующего субъекта, предоставляя при этом следующую информацию:
- наименование хозяйствующего субъекта;
- местоположение хозяйствующего субъекта (в единой государственной системе координат);
- перечень ЗВ, в отношении которых применяют меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды.
ГО проводит сводные расчеты, определяет квоты концентраций для проектируемого (реконструируемого) хозяйствующего субъекта и направляет их генпроектировщику.

7 Контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов

7.1 Основным видом производственного контроля за соблюдением установленных нормативов выбросов (ПДВ и ВРВ) в рамках ПЭК является контроль непосредственно на источниках.
7.2 В план-график контроля включены стационарные источники выбросов и ЗВ, в отношении которых применяют меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (периодичность контроля определяется согласно [3]).
7.3 Контроль выбросов проводят инструментальными и расчетными методами. Для стационарных источников I категории применяют контроль выбросов с помощью автоматических измерительных систем.
7.3.1 Контроль за выбросами ЗВ и соблюдением допустимых выбросов на источниках выбросов следует проводить по методике, используемой при проведении инвентаризации.
7.4 Дополнительным видом контроля (в рамках ПЭК) являются наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в зоне влияния выбросов хозяйствующего объекта. Этот вид контроля проводится для объектов, на которых превалируют неорганизованные выбросы в атмосферу, а также включает наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в контрольных точках на границе СЗЗ в целях проверки соблюдения установленных нормативов, учитывая преобладающие направления ветра, расстояния до ближайших населенных пунктов и зон, к которым предъявляются повышенные экологические требования. При этом наблюдения проводят по маркерным ЗВ, выбросы которых создают в атмосферном воздухе максимальные приземные концентрации на границе СЗЗ и за ее пределами более 0,1 ПДК.
Приложение А
(справочное)

Состав
материалов по расчету нормативов допустимых выбросов

В состав материалов по расчету нормативов допустимых выбросов входят:
- отчет по инвентаризации стационарных источников и выбросов ЗВ в атмосферный воздух, оформленный по форме установленного образца;
- общие сведения о хозяйствующем субъекте и краткая характеристика его как источника загрязнения атмосферы;
- перечень ЗВ, в отношении которых применяют меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, и соответствующие ЗВ нормативы качества атмосферного воздуха и группы комбинированного вредного действия, образованные ЗВ;
- перечень источников и ЗВ, к которым не применяют меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды;
- расчеты показателей удельных выбросов ЗВ в атмосферный воздух (или ТНВ - для объектов I категории и II категории в случаях, предусмотренных законодательством);
- сведения о перспективе развития производства и прилегающей территории (в зоне влияния выбросов обследуемого объекта);
- сведения о включении хозяйствующего субъекта в федеральные и региональные целевые программы охраны атмосферного воздуха и другие документы программно-целевого назначения с указанием ограничений, величины и сроков целевых показателей сокращения выбросов ЗВ в атмосферный воздух;
- данные о физико-климатических характеристиках района расположения, данные о фоновом загрязнении атмосферного воздуха;
- расчеты рассеивания выбросов в атмосферном воздухе на текущее положение и их анализ;
- учет фонового загрязнения атмосферного воздуха;
- перечень источников, создающих основной вклад в загрязнение атмосферного воздуха;
- мероприятия по снижению выбросов ЗВ в атмосферный воздух;
- оценка снижения воздействия выбросов ЗВ конкретного стационарного источника и хозяйствующего субъекта в целом на состояние атмосферного воздуха после реализации мероприятий в целях соблюдения нормативов качества атмосферного воздуха (и допустимых квот концентраций);
- план-график производственного экологического контроля за охраной атмосферного воздуха и соблюдением установленных нормативов ПДВ (ВРВ);
- предложения по нормативам допустимых выбросов (ПДВ, ВРВ).

Библиография

[1]
Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (в ред. от 17 июля 2017 г. N 219-ФЗ)
[2]
Методы расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе (утверждены Приказом Минприроды России от 6 июня 2017 г. N 273)
[3]
Методическое пособие по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (введено в действие письмом Минприроды России от 19 марта 2012 г. N 05-12-47/4521). - СПб, 2012