(Действующий) Приказ Следственного комитета РФ от 9 января 2017 г. N 2 "Об...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
При организации процессуального контроля за соблюдением следователями требований статьи 6.1 УПК России о разумном сроке уголовного судопроизводства выявлять факты неоднократного обращения с ходатайствами о продлении сроков предварительного следствия и содержания под стражей, домашним арестом по одним и тем же основаниям, по которым давать оценку действиям и решениям следователей и их непосредственных руководителей, а также должностных лиц, осуществляющих процессуальный контроль.
При продлении процессуальных сроков (как в центральном аппарате, так и в следственных органах Следственного комитета) оценивать полноту производства предварительного следствия, особое внимание уделяя уголовным делам, по которым лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемого, не установлены.
Давать согласие на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше 6 месяцев по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях при отсутствии оснований для отмены или изменения ранее избранной меры пресечения.
Для получения согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей, домашнего ареста свыше 12 месяцев не позднее чем за 30 суток до истечения годичного срока представлять в центральный аппарат Следственного комитета соответствующие материалы с заключением о законности и обоснованности продления этого срока.
Не позднее чем за 30 суток до истечения установленного срока предварительного следствия представлять в центральный аппарат Следственного комитета всеми доступными способами, в том числе факсимильной связью, постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока следствия свыше 12 месяцев для утверждения Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителями.
Срок содержания обвиняемого под стражей свыше 12 месяцев продлевать в исключительных случаях. В связи с этим вопросы о дальнейшем содержании обвиняемого под стражей и продлении срока следствия предварительно рассматривать на коллегии главного следственного управления (следственного управления) Следственного комитета по субъекту Российской Федерации либо приравненного к нему специализированного, в том числе военного, следственного органа.
При направлении Председателю Следственного комитета Российской Федерации постановлений о возбуждении ходатайств о продлении срока содержания под стражей, домашнего ареста свыше 12 месяцев и о продлении срока следствия свыше 12 месяцев в сопроводительных документах указывать, кем изучалось уголовное дело, выполнены ли следственные действия, для производства которых ранее испрашивалось продление процессуальных сроков. Если нет, то по какой причине, а также какие нарушения, недостатки в организации расследования выявлены, какие меры для их устранения приняты.
1.16. Обеспечивать своевременное изучение уголовных дел, по которым в отношении подозреваемого, обвиняемого применялась мера пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, либо данные лица помещались в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях в порядке, предусмотренном статьей 203 УПК России, а затем производство по делу было прекращено по реабилитирующим основаниям на досудебной стадии либо уголовное дело (уголовное преследование) было прекращено судом, либо вынесен оправдательный приговор.
В 10-дневный срок со дня принятия окончательного решения по делу на стадии досудебного производства или незамедлительно после принятия судебного решения реабилитирующего характера руководителю следственного подразделения Следственного комитета, в производстве которого находилось уголовное дело, составлять мотивированное заключение о законности задержания в качестве подозреваемого, привлечения лица в качестве обвиняемого и ареста лица, в отношении которого принято решение о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям на стадии досудебного производства или принято судебное решение реабилитирующего характера.
Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета по каждому такому факту рассматривать вопрос о необходимости проведения служебной проверки обоснованности возбуждения уголовного дела, привлечения лица в качестве обвиняемого и применения меры пресечения. В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации в сфере уголовного судопроизводства решать вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Не реже одного раза в полугодие проводить обобщение и анализ соблюдения законности уголовного преследования, привлечения лиц в качестве обвиняемых и применения в отношении обвиняемых и подозреваемых меры пресечения в виде заключения под стражу. По результатам принимать необходимые организационные меры к улучшению работы следственных органов Следственного комитета.
1.17. При даче согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве выемки документов, содержащих государственную и иную охраняемую законом тайну (часть 3 статьи 183 УПК России), а также о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия (часть 1 статьи 115 УПК России), контролировать своевременную и полную подготовку и представление следователем материалов, обосновывающих необходимость принятия соответствующего процессуального решения.
1.18. Организовывать и контролировать обязательное участие следователей в судебных заседаниях по рассмотрению ходатайств о производстве следственных и иных процессуальных действий, а также подготовку следователей для поддержания этих ходатайств в суде.
1.19. При обжаловании в порядке, предусмотренном статьей 123 УПК России, действий (бездействия) и решений следователя, руководителя следственного органа участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, процессуальное решение в порядке, предусмотренном статьей 124 УПК России, принимать руководителю следственного органа, в непосредственном подчинении которого находится должностное лицо, чьи действия (бездействие) и решения обжалуются. Не допускать принятия решения по жалобе лицом, действия которого обжалуются, либо нижестоящим должностным лицом.
При последующем обжаловании действий (бездействия) и решений, которые уже были предметом обжалования и по жалобе на которые принято решение, руководителю вышестоящего следственного органа истребовать (в том числе посредством защищенных каналов связи) у руководителя нижестоящего следственного органа мотивированное заключение об обоснованности доводов заявителя и необходимые материалы процессуальной проверки и (или) уголовного дела, на основании которых принять решение.
Заключения по материалам процессуальных проверок и уголовным делам при представлении в центральный аппарат Следственного комитета давать за подписью руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета.
1.20. Обеспечивать в соответствии с частью 5 статьи 39 УПК России объективное и полное рассмотрение в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений законодательства Российской Федерации, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменных возражений следователя (нижестоящего руководителя следственного органа) на указанное требование или предложений о его исполнении. В тот же срок письменно сообщать прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления и устранении допущенных нарушений либо выносить мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое направлять прокурору, а его копию - руководителю вышестоящего следственного органа.
1.21. В случаях рассмотрения жалоб на действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа в порядке, предусмотренном статьей 125 УПК России, обеспечивать и контролировать участие указанных должностных лиц в судебных заседаниях, а также своевременное представление в суд запрашиваемых документов.
При несогласии с решениями судов по результатам рассмотрения вышеуказанных жалоб и при отсутствии мер реагирования со стороны прокурора направлять в его адрес письмо с постановкой вопроса об обжаловании указанных решений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
1.22. Обеспечивать тщательное изучение уголовного дела при утверждении постановления о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) и принятие процессуального решения в соответствии с требованиями уголовного и уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации на основании собранных по делу доказательств.
Согласие на прекращение уголовного преследования лица (подозреваемого или обвиняемого) в связи с деятельным раскаянием, примирением с потерпевшим, а также возможностью исправления несовершеннолетнего обвиняемого путем применения принудительных мер воспитательного характера давать только после анализа всех обстоятельств совершенного уголовно наказуемого деяния и при наличии условий и оснований, предусмотренных УПК России.
Проверять, не является ли заявление потерпевшего о прекращении уголовного дела (уголовного преследования) результатом незаконного воздействия на него со стороны участников уголовного судопроизводства или иных лиц.
Давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства о прекращении уголовного дела или уголовного преследования в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести и назначении этому лицу меры уголовно-правового характера в виде судебного штрафа (статья 25.1 УПК России) после анализа всех обстоятельств преступления, проверяя наличие условий и оснований, предусмотренных УПК России, в особенности в части добровольности волеизъявления потерпевшего о возмещении ему ущерба и заглаживании вреда, причиненного преступлением.
1.23. В каждом случае приостановления предварительного следствия в срок не позднее 10 суток проверять законность и обоснованность принятого следователем решения. Если не исчерпаны все возможности для сбора доказательств, установления обстоятельств совершения преступления, установления и розыска лиц, совершивших преступления, безотлагательно отменять это решение и давать следователю письменное указание о производстве необходимых следственных и иных процессуальных действий (в том числе о даче соответствующего поручения органу, осуществляющему оперативно-розыскную деятельность).
Исключить принятие решений о приостановлении предварительного следствия в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, без наличия письменного заключения соответствующего подразделения криминалистики о выполнении в ходе расследования уголовного дела всех следственных действий, производство которых возможно в отсутствие подозреваемого или обвиняемого.
1.24. Не позднее чем за 5 суток до направления следователем участникам уголовного судопроизводства уведомления в соответствии с частью 2 статьи 215 УПК России организовывать изучение материалов уголовного дела и при необходимости давать конкретные указания о производстве отдельных следственных действий.
При необходимости выработки совместной правовой позиции инициировать перед надзирающим прокурором проведение обсуждений вопросов привлечения в качестве обвиняемого, объема обвинения и квалификации содеянного.
После составления следователем обвинительного заключения не позднее 24 часов с момента его подписания, обеспечивать изучение уголовного дела для проверки полноты выполнения ранее данных указаний, отсутствия препятствий к рассмотрению дела судом и после согласования обвинительного заключения направление уголовного дела прокурору с сопроводительным письмом руководителя следственного органа для утверждения обвинительного заключения.
В случае выявления недостатков, препятствующих направлению дела с обвинительным заключением прокурору и рассмотрению его в суде, руководствуясь пунктом 11 части 1 статьи 39 УПК России, возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.
1.25. Контролировать своевременное принятие следователем к своему производству уголовного дела, возвращенного для производства дополнительного расследования. Принимать меры к устранению выявленных недостатков.
В каждом случае возвращения уголовного дела судом в порядке, предусмотренном статьей 237 УПК России, или прокурором в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 1 статьи 221 УПК России, совместно со следователем незамедлительно устанавливать причины допущенных нарушений уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации, ставших препятствием для рассмотрения уголовного дела судом или основанием для решения прокурора о производстве дополнительного следствия, а также незамедлительно рассматривать вопрос о целесообразности обжалования решения прокурора.
При несогласии с решением прокурора незамедлительно принимать меры к его обжалованию в порядке, установленном частью 4 статьи 221 УПК России.
2. Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации (в том числе их подразделений по административным округам) и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета:
обеспечивать в месячный срок проверку законности и обоснованности постановлений о прекращении уголовного дела (уголовного преследования), и не реже одного раза в полугодие анализировать состояние и результаты данной работы с принятием мер по ее совершенствованию;
обеспечивать в месячный срок проверку законности и обоснованности постановлений о приостановлении предварительного следствия и не реже одного раза в полугодие анализировать практику приостановления предварительного следствия с предложениями по совершенствованию следственной деятельности;
лично обеспечивать организацию процессуального контроля и выполнение задач, определенных настоящим приказом;
не реже одного раза в полугодие проводить анализ состояния работы по осуществлению процессуального контроля, по результатам которого принимать меры к совершенствованию его организации;
заслушивать на заседаниях коллегии или оперативных совещаниях отчеты руководителей подчиненных подразделений о работе по контролю за процессуальной деятельностью следственных органов Следственного комитета;
систематически изучать, обобщать и распространять положительный опыт по обеспечению процессуального контроля в ходе уголовного судопроизводства, регулярно проводить учебно-методические семинары по изучению методики проверок, форм и методов реагирования на выявленные нарушения.
3. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя и заместителей Председателя Следственного комитета Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.
Председатель Следственного комитета
Российской Федерации
генерал юстиции
Российской Федерации
А.И. Бастрыкин
Зарегистрировано в Минюсте РФ 28 апреля 2017 г.
Регистрационный N 46546