Действующий
Приказ Следственного комитета РФ от 9 января 2017 г. N 2 "Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации"
В целях организации работы в Следственном комитете Российской Федерации (далее - Следственный комитет) по осуществлению процессуального контроля, руководствуясь частью 4 статьи 1 и статьей 13 Федерального закона от 28.12.2010 N 403-Ф3 "О Следственном комитете Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 1, ст. 15; N 30, ст. 4595; N 46, ст. 6407; N 48, ст. 6730; 2012, N 50, ст. 6954; 2013, N 7, ст. 607; N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6961; 2014, N 6, ст. 558; N 23, ст. 2930; N 52, ст. 7542; N 52, ст. 7550; 2015, N 41, ст. 5639; 2016, N 1, ст. 55; 2017, N 1, ст. 45) и пунктом 43 Положения о Следственном комитете Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14.01.2011 N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 4, ст. 572; N 19, ст. 2721; N 31, ст. 4714; 2012, N 4, ст. 471; N 12, ст. 1391; N 21, ст. 2632; N 26, ст. 3497; N 28, ст. 3880; N 48, ст. 6662; 2013, N 49, ст. 6399; 2014, N 15, ст. 1726; N 21, ст. 2683; N 26, ст. 3528; N 30, ст. 4286; N 36, ст. 4834; 2015, N 10, ст. 1510; N 13, ст. 1909; N 21, ст. 3092; 2016, N 1, ст. 211), приказываю:
статьей 39 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2016, N 52, ст. 7506) (далее - УПК России) и приказом Следственного комитета от 17.10.2014 N 89 "Об объеме процессуальных полномочий руководителей следственных органов Следственного комитета Российской Федерации" (зарегистрирован Минюстом России 17.11.2014, регистрационный N 34719) с изменениями, внесенными приказами Следственного комитета Российской Федерации от 12.05.2015 N 37 (зарегистрирован Минюстом России 26.05.2015, регистрационный N 37383) и от 27.06.2016 N 52 (зарегистрирован Минюстом России 31.08.2016, регистрационный N 43503).
1.2. Незамедлительно принимать меры реагирования при выявлении нарушений законодательства Российской Федерации, используя процессуальные полномочия, предусмотренные
УПК России.
1.3. Обеспечивать процессуальный контроль при приеме, регистрации, организации своевременной проверки правомочными должностными лицами следственных органов Следственного комитета каждого сообщения о совершенном или готовящемся преступлении и принятии по ним решения в соответствии с требованиями
уголовного законодательства Российской Федерации, обеспечивать их регистрацию и проведение проверки в соответствии со статьями 144, 145 УПК России.
1.4. Организовывать своевременный процессуальный контроль по поступившим в следственный орган постановлениям прокурора о направлении материалов для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений
статьями 144, 145 УПК России. При необходимости давать письменные указания об оперативном выполнении проверочных мероприятий, направленных на получение достаточных данных для принятия решения в порядке статьи 145 УПК России.
1.5. Обеспечивать изучение всех сообщений и материалов, поступивших для проверки в порядке, предусмотренном
Обеспечивать своевременное изучение материалов проверки сообщений о преступлении, по которым принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, а при наличии оснований отменять их. Своевременно отменять незаконные и необоснованные постановления следователей, следователей-криминалистов (далее - следователи). В каждом случае отмены постановления рассматривать вопрос об ответственности не только вынесшего его следователя, но и должностного лица, осуществлявшего процессуальный контроль и допустившего принятие незаконного и необоснованного решения.
Получив постановление прокурора об отмене решения об отказе в возбуждении уголовного дела, данное постановление с указанными материалами незамедлительно направлять следователю для возбуждения уголовного дела либо дополнительной проверки (часть 6 статьи 148 УПК России).
При наличии возражений против отмены прокурором процессуального решения об отказе в возбуждении уголовного дела направлять письмо вышестоящему прокурору с постановкой вопроса об отмене решения нижестоящего прокурора.
Незамедлительно возбуждать уголовное дело при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
пунктом 2 части 1 статьи 39 УПК России.
1.9. Организовывать изучение материалов, послуживших основанием для возбуждения уголовного дела, а также незамедлительную отмену незаконного и необоснованного постановления о возбуждении уголовного дела, руководствуясь
Получив постановление прокурора об отмене решения о возбуждении уголовного дела, направлять его следователю для дополнительной проверки.
При несогласии с решением прокурора незамедлительно принимать меры к его обжалованию в порядке, установленном частью 4 статьи 221 УПК России (пункт 5 части 2 статьи 38 УПК России).
части 3 статьи 144 УПК России до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий по ходатайству следователя до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.
1.11. При дополнительной проверке сообщения о преступлении в связи с отменой постановления о возбуждении уголовного дела или постановления об отказе в возбуждении уголовного дела контролировать установление срока указанной проверки в соответствии с требованиями
Контролировать полноту ведения контрольных производств и своевременность направления прокурору копий процессуальных документов и уведомлений в случаях, предусмотренных УПК России.
части 5 статьи 165 УПК России, давать оценку их законности и обоснованности.
1.13. Обеспечивать незамедлительное получение информации от следователя о производстве следственных действий, проведенных в порядке
Требовать от следователей составления мотивированных постановлений о возбуждении ходатайств, указанных в абзаце первом пункта 1.14 настоящего приказа.
Обращать особое внимание на мотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в избрании меры пресечения, на тяжесть совершенных преступлений, личность, возраст, состояние здоровья, семейное положение и род занятий обвиняемого (подозреваемого) и другие обстоятельства, перечень которых предусмотрен частью 1 статьи 108 УПК России.
Для выработки единой правовой позиции при реализации прокурором полномочий, предусмотренных пунктом 8 части 2 статьи 37 УПК России, направлять прокурору копии ходатайств следователей перед судом с необходимыми материалами.
УПК России. Исключить принятие незаконных процессуальных решений и необоснованное продление сроков предварительного расследования.
1.15. Принимать меры к оперативному и качественному расследованию уголовных дел в сроки, установленные
Установить систему контроля, исключающую нарушения требований УПК России, регламентирующих порядок продления сроков предварительного следствия и содержания обвиняемых под стражей, под домашним арестом. Принимать безотлагательные меры к своевременному выявлению и устранению таких нарушений.
Организовать в подразделениях аппаратов следственных органов Следственного комитета, к компетенции которых отнесено осуществление процессуального контроля:
изучение уголовных дел при продлении по ним срока предварительного следствия свыше 3 месяцев с момента возбуждения уголовного дела;
дачу конкретных письменных указаний по таким уголовным делам о проведении следственных действий в срок предварительного следствия, установленный в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 162 УПК России, а также контроль за ходом и результатами их исполнения.
Практиковать заслушивание хода расследования уголовных дел, срок предварительного следствия по которым составляет от 5 месяцев, на оперативных совещаниях при руководителях следственных органов Следственного комитета.
При организации процессуального контроля за соблюдением следователями требований статьи 6.1 УПК России о разумном сроке уголовного судопроизводства выявлять факты неоднократного обращения с ходатайствами о продлении сроков предварительного следствия и содержания под стражей, домашним арестом по одним и тем же основаниям, по которым давать оценку действиям и решениям следователей и их непосредственных руководителей, а также должностных лиц, осуществляющих процессуальный контроль.
При продлении процессуальных сроков (как в центральном аппарате, так и в следственных органах Следственного комитета) оценивать полноту производства предварительного следствия, особое внимание уделяя уголовным делам, по которым лица, подлежащие привлечению в качестве обвиняемого, не установлены.
Давать согласие на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей свыше 6 месяцев по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях при отсутствии оснований для отмены или изменения ранее избранной меры пресечения.
Для получения согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации на возбуждение перед судом ходатайства о продлении срока содержания под стражей, домашнего ареста свыше 12 месяцев не позднее чем за 30 суток до истечения годичного срока представлять в центральный аппарат Следственного комитета соответствующие материалы с заключением о законности и обоснованности продления этого срока.
Не позднее чем за 30 суток до истечения установленного срока предварительного следствия представлять в центральный аппарат Следственного комитета всеми доступными способами, в том числе факсимильной связью, постановление о возбуждении ходатайства о продлении срока следствия свыше 12 месяцев для утверждения Председателем Следственного комитета Российской Федерации или его заместителями.
Срок содержания обвиняемого под стражей свыше 12 месяцев продлевать в исключительных случаях. В связи с этим вопросы о дальнейшем содержании обвиняемого под стражей и продлении срока следствия предварительно рассматривать на коллегии главного следственного управления (следственного управления) Следственного комитета по субъекту Российской Федерации либо приравненного к нему специализированного, в том числе военного, следственного органа.
При направлении Председателю Следственного комитета Российской Федерации постановлений о возбуждении ходатайств о продлении срока содержания под стражей, домашнего ареста свыше 12 месяцев и о продлении срока следствия свыше 12 месяцев в сопроводительных документах указывать, кем изучалось уголовное дело, выполнены ли следственные действия, для производства которых ранее испрашивалось продление процессуальных сроков. Если нет, то по какой причине, а также какие нарушения, недостатки в организации расследования выявлены, какие меры для их устранения приняты.
статьей 203 УПК России, а затем производство по делу было прекращено по реабилитирующим основаниям на досудебной стадии либо уголовное дело (уголовное преследование) было прекращено судом, либо вынесен оправдательный приговор.
1.16. Обеспечивать своевременное изучение уголовных дел, по которым в отношении подозреваемого, обвиняемого применялась мера пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста, либо данные лица помещались в медицинскую организацию, оказывающую медицинскую помощь в стационарных условиях, или в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях в порядке, предусмотренном
В 10-дневный срок со дня принятия окончательного решения по делу на стадии досудебного производства или незамедлительно после принятия судебного решения реабилитирующего характера руководителю следственного подразделения Следственного комитета, в производстве которого находилось уголовное дело, составлять мотивированное заключение о законности задержания в качестве подозреваемого, привлечения лица в качестве обвиняемого и ареста лица, в отношении которого принято решение о прекращении уголовного дела по реабилитирующим основаниям на стадии досудебного производства или принято судебное решение реабилитирующего характера.
Руководителям главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета по каждому такому факту рассматривать вопрос о необходимости проведения служебной проверки обоснованности возбуждения уголовного дела, привлечения лица в качестве обвиняемого и применения меры пресечения. В случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации в сфере уголовного судопроизводства решать вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. Не реже одного раза в полугодие проводить обобщение и анализ соблюдения законности уголовного преследования, привлечения лиц в качестве обвиняемых и применения в отношении обвиняемых и подозреваемых меры пресечения в виде заключения под стражу. По результатам принимать необходимые организационные меры к улучшению работы следственных органов Следственного комитета.
часть 3 статьи 183 УПК России), а также о наложении ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или лиц, несущих по закону материальную ответственность за их действия (часть 1 статьи 115 УПК России), контролировать своевременную и полную подготовку и представление следователем материалов, обосновывающих необходимость принятия соответствующего процессуального решения.
1.17. При даче согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства о производстве выемки документов, содержащих государственную и иную охраняемую законом тайну (
статьей 123 УПК России, действий (бездействия) и решений следователя, руководителя следственного органа участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, процессуальное решение в порядке, предусмотренном статьей 124 УПК России, принимать руководителю следственного органа, в непосредственном подчинении которого находится должностное лицо, чьи действия (бездействие) и решения обжалуются. Не допускать принятия решения по жалобе лицом, действия которого обжалуются, либо нижестоящим должностным лицом.
1.19. При обжаловании в порядке, предусмотренном
При последующем обжаловании действий (бездействия) и решений, которые уже были предметом обжалования и по жалобе на которые принято решение, руководителю вышестоящего следственного органа истребовать (в том числе посредством защищенных каналов связи) у руководителя нижестоящего следственного органа мотивированное заключение об обоснованности доводов заявителя и необходимые материалы процессуальной проверки и (или) уголовного дела, на основании которых принять решение.
Заключения по материалам процессуальных проверок и уголовным делам при представлении в центральный аппарат Следственного комитета давать за подписью руководителей главных следственных управлений и следственных управлений Следственного комитета по субъектам Российской Федерации и приравненных к ним специализированных (в том числе военных) следственных управлений и следственных отделов Следственного комитета.
частью 5 статьи 39 УПК России объективное и полное рассмотрение в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений законодательства Российской Федерации, допущенных в ходе досудебного производства, а также письменных возражений следователя (нижестоящего руководителя следственного органа) на указанное требование или предложений о его исполнении. В тот же срок письменно сообщать прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления и устранении допущенных нарушений либо выносить мотивированное постановление о несогласии с требованиями прокурора, которое направлять прокурору, а его копию - руководителю вышестоящего следственного органа.
1.20. Обеспечивать в соответствии с