(Действующий) Указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. N 208 "О Стратегии экономической...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
9. На международные экономические отношения все большее влияние оказывают факторы, представляющие угрозу для экономической безопасности. Усилилась тенденция распространения на сферу экономики вызовов и угроз военно-политического характера, а также использования экономических методов для достижения политических целей.
10. На состояние экономической безопасности существенное влияние начинают оказывать факторы, связанные с глобальным изменением климата, способные вызвать дефицит продовольствия и пресной воды, обострить конкуренцию за доступ к возобновляемым ресурсам, в том числе к ресурсам Арктической и Антарктической зон, акваторий Северного Ледовитого океана.
11. В условиях усиления существующих и появления новых вызовов и угроз экономической безопасности Российская Федерация сохраняет достаточно высокий уровень экономического суверенитета и социально-экономической стабильности.
12. К основным вызовам и угрозам экономической безопасности относятся:
1) стремление развитых государств использовать свои преимущества в уровне развития экономики, высоких технологий (в том числе информационных) в качестве инструмента глобальной конкуренции;
2) усиление структурных дисбалансов в мировой экономике и финансовой системе, рост частной и суверенной задолженности, увеличение разрыва между стоимостной оценкой реальных активов и производных ценных бумаг;
3) использование дискриминационных мер в отношении ключевых секторов экономики Российской Федерации, ограничение доступа к иностранным финансовым ресурсам и современным технологиям;
4) повышение конфликтного потенциала в зонах экономических интересов Российской Федерации, а также вблизи ее границ;
5) усиление колебаний конъюнктуры мировых товарных и финансовых рынков;
6) изменение структуры мирового спроса на энергоресурсы и структуры их потребления, развитие энергосберегающих технологий и снижение материалоемкости, развитие "зеленых технологий";
7) деятельность создаваемых без участия Российской Федерации межгосударственных экономических объединений в сфере регулирования торгово-экономических и финансово-инвестиционных отношений, которая может нанести ущерб национальным интересам Российской Федерации;
8) подверженность финансовой системы Российской Федерации глобальным рискам (в том числе в результате влияния спекулятивного иностранного капитала), а также уязвимость информационной инфраструктуры финансово-банковской системы;
9) исчерпание экспортно-сырьевой модели экономического развития, резкое снижение роли традиционных факторов обеспечения экономического роста, связанное с научно-технологическими изменениями;
10) отсутствие российских несырьевых компаний среди глобальных лидеров мировой экономики;
11) недостаточный объем инвестиций в реальный сектор экономики, обусловленный неблагоприятным инвестиционным климатом, высокими издержками бизнеса, избыточными административными барьерами, неэффективной защитой права собственности;
12) слабая инновационная активность, отставание в области разработки и внедрения новых и перспективных технологий (в том числе технологий цифровой экономики), недостаточный уровень квалификации и ключевых компетенций отечественных специалистов;
13) истощение ресурсной базы топливно-сырьевых отраслей по мере исчерпания действующих месторождений;
14) ограниченность масштабов российского несырьевого экспорта, связанная с его низкой конкурентоспособностью, недостаточно развитой рыночной инфраструктурой и слабой вовлеченностью в мировые "цепочки" создания добавленной стоимости;
15) низкие темпы экономического роста, обусловленные внутренними причинами, в том числе ограниченностью доступа к долгосрочным финансовым ресурсам, недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры;
16) несбалансированность национальной бюджетной системы;
17) недостаточно эффективное государственное управление;
18) высокий уровень криминализации и коррупции в экономической сфере;
19) сохранение значительной доли теневой экономики;
20) усиление дифференциации населения по уровню доходов;
21) снижение качества и доступности образования, медицинской помощи и, как следствие, снижение качества человеческого потенциала;
22) усиление международной конкуренции за кадры высшей квалификации;
23) недостаточность трудовых ресурсов;
24) неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития;
25) установление избыточных требований в области экологической безопасности, рост затрат на обеспечение экологических стандартов производства и потребления.
13. Вызовы и угрозы экономической безопасности в обязательном порядке учитываются при разработке документов стратегического планирования в сфере социально-экономического развития Российской Федерации.

III. Цели, основные направления и задачи государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности

14. Целями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются:
1) укрепление экономического суверенитета Российской Федерации;
2) повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз;
3) обеспечение экономического роста;
4) поддержание научно-технического потенциала развития экономики на мировом уровне и повышение ее конкурентоспособности;
5) поддержание потенциала отечественного оборонно-промышленного комплекса на уровне, необходимом для решения задач военно-экономического обеспечения обороны страны;
6) повышение уровня и улучшение качества жизни населения.
15. Основными направлениями государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности являются:
1) развитие системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики;
2) обеспечение устойчивого роста реального сектора экономики;
3) создание экономических условий для разработки и внедрения современных технологий, стимулирования инновационного развития, а также совершенствование нормативно-правовой базы в этой сфере;
4) устойчивое развитие национальной финансовой системы;
5) сбалансированное пространственное и региональное развитие Российской Федерации, укрепление единства ее экономического пространства;
6) повышение эффективности внешнеэкономического сотрудничества и реализация конкурентных преимуществ экспортно ориентированных секторов экономики;
7) обеспечение безопасности экономической деятельности;
8) развитие человеческого потенциала.
16. Основными задачами по реализации направления, касающегося развития системы государственного управления, прогнозирования и стратегического планирования в сфере экономики, являются:
1) совершенствование системы стратегического планирования, последовательное проведение государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности;
2) улучшение инвестиционного климата, повышение привлекательности российской юрисдикции для осуществления предпринимательской деятельности;