(Действующий) Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 19...

Докипедия просит пользователей использовать в своей электронной переписке скопированные части текстов нормативных документов. Автоматически генерируемые обратные ссылки на источник информации, доставят удовольствие вашим адресатам.

Действующий
3. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на первого заместителя Министра образования и науки Челябинской области Е.А. Коузову
Министр
А.И. Кузнецов
Утверждено
приказом Министерства образования
и науки Челябинской области
от 19 сентября 2016 г. N 01/2860

Концепция
научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Челябинской области на период до 2018 года

1. Актуальные концепты научно-методического сопровождения обучения дети с ограниченными возможностями здоровья на территории Челябинской области

1.1. Нормативные и методические концепты научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Челябинской области

В Федеральной целевой программе развития образования до 2020 года(1) отражены задачи, решение которых связано с вопросами научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно:
- задача 2 "Развитие современных механизмов и технологий общего образования", в рамках которой предусматривается реализация мероприятий, направленных на обеспечение внедрения ФГОС дошкольного и общего образования, образования обучающихся с ОВЗ;
- задача 4 "Создание инфраструктуры, обеспечивающей условия подготовки кадров для современной экономики", в процессе решения которой предполагается создание и развитие инфраструктуры, обеспечивающей доступность образования независимо от места проживания обучающихся, обеспечение реализации индивидуальных траекторий обучающихся и их участия в территориально-распределенных сетевых образовательных программах, социальную ориентированность мероприятий, связанных с обеспеченностью доступа детей с ограниченными возможностями здоровья или детей и молодежи из социально слабозащищенных групп населения к получению общего, профессионального и дополнительного образования, в том числе в образовательных организациях, расположенных в различных субъектах Российской Федерации.
В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья(2).
Действующая законодательная база федерального и регионального уровней в сфере образования является основанием для определения инновационных идей научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Разработаны и поэтапно реализуются федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), в том числе обучающихся с умственной отсталостью, внесены изменения в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования(3) в части отражения особенностей организации образовательной деятельности для детей с ОВЗ.
С 2017 года в штатном режиме будут применяться положения профессиональных стандартов "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"(4), "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)"(5). В рамках реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 31 марта 2014 г. N 487-р ведется разработка профессионального стандарта педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога).
Утверждена Концепция развития дополнительного образования(6), в которой акцентируется внимание на разработке и внедрении механизмов адресной поддержки педагогов дополнительного образования, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья; моделей адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе в рамках реализации образовательных программ(7), ориентированных на группы детей, требующих особого внимания государства и общества.
Особое внимание федеральные органы исполнительной власти обращают на создание специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья(8), а именно условиям обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья(9).
В данном контексте региональная образовательная политика по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья и детям-инвалидам не только ориентирована на стратегические цели и задачи Российской Федерации, но и имеет свои специфические особенности. Данные особенности отражены как в государственной программе "Развитие образования в Челябинской области" на 2014 - 2017 годы(10), так и в комплексе иных нормативно-правовых актов, среди которых:
- Закон Челябинской области от 30.10.2015 N 249-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации";
- Постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 29.08.2013 г. N 1543 "О Законе Челябинской области "Об образовании в Челябинской области";
- Распоряжение Правительства Челябинской области от 25.09.2015 г. N 519-рп "О Плане мероприятий ("дорожной карте") по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и услуг в Челябинской области";
- Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 28.03.2013 г. N 03/961 "Об утверждении Концепции региональной системы оценки качества образования Челябинской области".
Таким образом, анализ имеющейся нормативной базы федерального и регионального уровней, а также созданных методических условий, позволил выделить следующие концепты научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Челябинской области:
- совершенствование инфраструктуры образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в том числе с помощью механизмов государственно-частного партнерства;
- сопровождение внедрения профессиональных стандартов педагога, педагога дополнительного образования и педагога-психолога, в том числе профессионального стандарта педагога-дефектолога (учителя-логопеда, сурдопедагога, олигофренопедагога, тифлопедагога);
- поддержка внедрения современных моделей эффективного преподавания, в том числе на основе использования новых образовательных технологий и обновления содержания образования;
- научно-методическая поддержка инноваций в сфере образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, в том числе распространения инновационного опыта посредством стимулирования создания инновационных методических сетей и консорциумов образовательных и научных организаций;
- повышение профессиональной компетентности педагогических работников общеобразовательных организаций в контексте организации образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

1.2. Анализ системы научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Челябинской области

К результатам реализации концепции научно-методического сопровождения обучения детей с ОВЗ на период до 2015 года можно отнести следующие позиции:
1) Министерством образования и науки Челябинской области осуществляется информирование всех участников отношений в сфере образования об актуальных направлениях деятельности по научно-методическому сопровождению обучения детей с ОВЗ. Сформирован и поддерживается в актуальном состоянии банк нормативно-правовых документов по вопросам обучения детей с ОВЗ. На сайте ГБУ ДПО ЧИППКРО доступны материалы, отражающие актуальные задачи обучения детей-инвалидов, периодические издания для педагогических и руководящих работников в области специального образования. Создан и функционирует уникальный информационно-консультационный портал для родителей (законных представителей) детей с ОВЗ "Понимаем. Принимаем. Помогаем".
2) В 2015 году Коллегией Министерства образования и науки Челябинской области рассмотрены и одобрены результаты апробации федеральных государственных образовательных стандартов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в 2014-2015 учебном году на базе образовательных организаций города Челябинска. Отчет о результатах апробации представлен на всероссийском совещании, организованном Министерством образования и науки Российской Федерации. Практическая значимость апробации оценивается тем, что:
- использование потенциала образовательных организаций - участников апробации позволяет эффективнее организовать повышение квалификации педагогических и руководящих работников по освоению технологии проектирования адаптированных образовательных программ;
- разработаны модельные адаптированные образовательные программы;
- опыт разработки подходов к формированию планируемых результатов освоения обучающимися с ОВЗ адаптированных образовательных программ представлен в ходе шести научно-практических мероприятий;
- разработан и апробирован инструментарий оценки сформированности условий введения федеральных государственных образовательных стандартов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях, реализующих адаптированные образовательные программы, что позволило сформировать перечень общеобразовательных организаций, реализующих в пилотном режиме с 01 сентября 2015 года ФГОС обучающихся с ОВЗ.
3) Обсуждению задач формирования системы инклюзивного образования уделяется особое внимание в условиях проведения научных мероприятий (конференций, форумов, конкурсов и пр.), организуемых образовательными организациями высшего и дополнительного профессионального образования Челябинской области. ГБУ ДПО ЧИППКРО развернута реализация научно-прикладных проектов на базе образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам. Опыт практической деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья представляется в рамках областного конкурса профессионального мастерства "Педагог-психолог Челябинской области", интернет-конкурса программно-методических материалов педагогических работников и образовательных организаций "Обучение без границ", областного конкурса дополнительных общеобразовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и др.
4) Профессиональное взаимодействие педагогических работников областной образовательной системы осуществляется в рамках деятельности учебно-методического объединения в системе общего образования Челябинской области. С целью объединения родителей и специалистов-педагогов, директоров образовательных учреждений, психологов и специалистов в поиске новых механизмов и технологии помощи детям с ограниченными возможностями здоровья функционируют общественные организации ("Особые семьи", "Наше место" и пр.).
5) В контексте реализации требований профессиональных стандартов, ФГОС общего образования, в том числе для обучающихся с ОВЗ, модернизированы дополнительные профессиональные программы (программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки), в содержание которых отражены различные аспекты организации инклюзивного образования, что позволяет формировать готовность педагогических и руководящих работников к работе с детьми с ОВЗ. Ежегодно в ГБУ ДПО ЧИППКРО по данного рода программам в очной, очно-заочной формах, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, обучается 1950 слушателей, в том числе в форме стажировок, на базе ресурсных центров по вопросам инклюзивного образования, базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для обучения детей-инвалидов; разработана и реализуется дополнительная профессиональная программа (профессиональной переподготовки) "Педагогика и психология инклюзивного образования".
6) В образовательных организациях высшего образования осуществляется подготовка специалистов в области обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья по программам бакалавриата и магистратуры. ФГБОУ ВПО ЧГПУ реализует пять магистерских программ по вопросам психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья, тьюторского сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья, управления в специальном образовании; программу переподготовки "Индивидуализация психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования". ФГБОУ ВПО ЧелГУ осуществляет подготовку магистров по программе "Клиническая психология в здравоохранении и образовании". ФГБОУ ВПО ЮУрГУ (НИУ) осуществляет профессиональную подготовку по психологии, клинической психологии, действует магистратура по специальной психологии, психологии развития и возрастному консультированию.
7) Создан Центр учебно-методического и научного сопровождения обучения детей с особыми образовательными потребностями ГБУ ДПО ЧИППКРО, осуществляющий не только организационно-методическое, учебно-методическое, научное обеспечение деятельности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, но и учебную работу;
8) Центр дистанционного образования детей-инвалидов ГБУ ДПО ЧИППКРО сопровождает процесс образования детей-инвалидов посредством предоставления авторизованного доступа к специализированным образовательным ресурсам, возможности участия в сетевых образовательных проектах.
9) Функционируют 7 ресурсных центров по проблемам инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов и 71 общеобразовательная организация, в которых созданы условия для инклюзивного образования, что позволяет использовать их в качестве региональных инновационных площадок для осуществления экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования.
10) Разработаны и используются в практической деятельности методические рекомендации по проектированию адаптированных образовательных программ в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, образовательных организациях дополнительного образования; инструктивно-методические материалы и др.
11) Подготовлены к публикации методические пособия по проектированию рабочих программ специалистов (учителей-дефектологов, тифлопедагогов, учителей-логопедов), материалы обобщения передового педагогического опыта организации дополнительного образования детей с ОВЗ.
Благодаря реализации Концепции научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на территории Челябинской области в 2013 - 2015 гг. на территории Челябинской области:
- организовано оперативное и превентивное повышение квалификации руководителей и педагогов образовательных организаций, работающих с детьми с ОВЗ, в условиях меняющегося законодательства;
- реализуются элементы системы научно-методического сопровождения дополнительного образования и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС для детей с ОВЗ;
- создана региональная система по изучению, обобщению, распространению лучшего опыта обучения детей с ОВЗ, в том числе, внедрения инклюзивного образования детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях;
- сформирована информационная среда научно-методического сопровождения обучения детей с ОВЗ.
В то же время актуальное состояние научно-методического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья позиционируется через следующие характерные для Челябинской области особенности системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. В системе общего образования Челябинской области получают образование 41 250 детей с ОВЗ и детей-инвалидов. При этом обучаются инклюзивно 48 % воспитанников дошкольных образовательных организаций и 47 % учащихся общеобразовательных организаций. Средний охват обучающихся с ОВЗ дополнительным образованием на территории Челябинской области составляет 44 %. Только для 23% детей обеспечен беспрепятственный доступ в здания и помещения и организация их пребывания и обучения. Для 12% обучающихся созданы условия для лечебно-восстановительной работы. 1% рассматриваемой категории детей получают образование с использованием дистанционных образовательных технологий(11).
Результаты проведенного в 2015 году анкетирования по изучению удовлетворенности качеством предоставления образовательных услуг показывают, что только 17 % родителей (законных представителей) указали новостную ленту на официальном сайте школы в качестве источника получения информации о жизнедеятельности образовательной организации; 7 % родителей (законных представителей) в качестве такого источника считают официальную группу школы (класса) в социальных сетях. В качестве основных источников получения информации о мероприятиях в образовательных организациях дополнительного образования официальный сайт указали 43 % родителей (законных представителей).